Просмотр содержимого документа
«Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста»
Речевыеигры длядетей
среднего дошкольноговозраста
Раздел 1: Колыбельные песни
«Котенька - коток»
Цель:Учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.
Ход:Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.
«Уж ты котенька - коток,
Котя - серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Ты же ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси»
«Ой, люли, люли, люленьки»
Цель:Воспитывать эмоциональный отклик на слова колыбельной песни. Обогащатьречь детей ласковыми словами.
Ход:Воспитатель предлагает детям представить, что у них на руках любимая игрушка и они ее качают.
«Ой, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки,
Они стали ворковать,
Мою детку усыплять»
4
«Бай-бай………»
Цель:Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству, обогащать словарь детей.
Ход:Дети поют вместе с воспитателем и повторяют движения за по тексту.
«Ай, бай, бай, бай, (качают головой)
Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком)
Ты, корова, не мычи! (показывают «рога»)
Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком)
А наш мальчик будет спать, (сложенные вместеладошки под щёчку)
Станет глазки закрывать» (закрывают глазки)
«Баю, баю, баиньки»
Цель:Закреплять у детей представление о жанре колыбельной песни и ее разновидности путем развития речи.
Ход:Воспитатель в русском народном костюме, качая колыбель, напевает песню. Дети встают в круг берутся за руки поют с воспитателем покачиваясь в такт песни.
«Баю, баю, баиньки,
Купим Ване валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет Ванечка ходить
Новы Валенки носить!»
«Спи, сыночек мой, усни»
Цель:Дать детям представление о смысле незнакомых слов в песне.
Ход:Воспитатель читает и поясняет детям о чём говорится в песне.
Ход:Воспитатель показывает детям картинку, где солнышко почти совсем закрыто тучкой. Предлагает детям посмотреть на картинку и попробовать позвать солнце.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Деточки играют,
Тебя ожидают!»
«Жаворонки - жавороночки»
Цель:Развивать речь детей с помощью закличек, побуждать использовать разную интонацию: громко, тихо, весело, ласково.
Ход:Дети сидят полукругом, воспитатель рассказывает о том, что такое заклички, как и для чего их использовали. Затем предлагает детям послушать и вместе повторить закличку с разной интонацией.
Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам: Весну теплую, лето плодородное, Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.
«Дождик, дождик, веселей…».
Цель:Познакомить с содержанием русской народной заклички «Дождик, дождик, веселей…». Продолжать учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них.
Ход:Воспитатель читает детям закличку, затем задаёт детям вопросы по содержанию, дети отвечают.
9
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
«Радуга–дуга»
Цель:Обогащать речь детей, расширять словарный запас, развивать воображение.
Ход:На прогулке после дождя дети с воспитателем наблюдают за радугой и произносят закличку.
Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко - К нам в оконышко!
«Божья коровка»
Цель:Развивать связную речь при заучивании заклички, расширять взаимодействие с детьми с целью активизации их речи.
Ход:Воспитатель выразительно читает закличку, беседует с детьми о содержании. Читает повторно с установкой на запоминание.
«Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе ни одной»
Раздел 4:Считалки
Считалки-числовки
Цель:Формировать у детей умение вести счет, применять сформированные навыки в разных видах деятельности.
Ход:Воспитатель предлагает детямс помощью считалки выбрать «кота» для подвижной игры «Кот и мыши». Сначала дети проговаривают считалку вместе с воспитателем, затем воспитатель предлагает проговорить считалку кому-то из детей.
«Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга»
Заумные считалки
Цель:Развивать у детей интерес к играм с необычными словами.
Ход:Воспитатель отчётливо, внятно проговаривает каждое слово и побуждает детей к повторению.
«Эни-бэне-рэц,
Квинтер-минтер-жец,
Эни-бени-раба,
Квинтер-минтер-жаба»
Сюжетные считалки
Цель:Развивать у детей воображение, память и чувство ритма.
Ход:Воспитатель предлагает детям заучить наизусть новую, интересную считалку.
«Под горою у реки
Живут гномы - старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-дон, диги-дон -
Выходи из круга вон!»
11
Авторские считалки
Цель:Развитие памяти и чувства ритма.
Ход: Воспитатель, произнося считалку, указывает на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит.
«Я - зверёк,
И ты - зверёк,
Я - мышонок,
Ты - хорёк,
Ты хитёр,
А я умён.
Кто умён -
Тот вышел вон!»
12
Раздел 5: Скороговорки
Цель:Вырабатывать четкое и внятное произношение слов и фраз. Развивать слуховое внимание, речевой слух, голосовой аппарат.
Ход:Воспитатель произносит скороговорку - дает речевой образец, ребенок повторяет.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
В огороде у Федоры – помидоры,
За забором у Федоры – мухоморы.
Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.
Печка печет,
А речка течет.
Печка молчит,
А речка журчит.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.
13
Раздел 6: Загадки
Цель:Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных.
Ход:Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, предлагает внимательно слушать и отгадывать, о каком животном он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку.
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…. (Волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — красота!
Как зовут её? (Лиса)
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц) Рыжая, пушистая
На ёлочке живёт.
Крепкими зубками
Орешки грызёт. (Белка)
Раздел 7:Прибаутки
Цель:Приобщать детей к устному народному творчеству.
Ход:Воспитатель читает детям прибаутки, совершая различные движения, соответствующие прибаутке. Показывает детям игрушки: зверушек, птиц, о которых идет речь в прибаутке.
«Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!»
«Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!»
«Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
"Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»
«Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!»
15
Раздел 8: Приговорки
Цель: Развитие речи детей средствами ознакомления их с фольклорным жанром: приговорки.
Ход: Воспитатель используя красочные иллюстрации читает детям приговорки, объясняет значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.