Просмотр содержимого документа
«Речевое творчество. Лекция для родителей.»
Обобщение опыта на тему: «Художественное творчество – эффективное развитие речевой компетентности дошкольников»
Бехтерев: «Движение рук тесно связано с речью и её развитием»
Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и с взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.
Среди разнообразия технологий развития мелкой моторики руки я остановилась на техники оригами.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Этот вид деятельности привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Мне, как педагогу хочется надеяться, что овладение детьми оригами помогает им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка.
Оригами это и обучение и игра.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.
Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Работа с детьми осуществлялась в вечерние часы, а так же на занятиях по художественному труду.
Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приемы:
- показ с проговариванием действий,
- устная и четкая инструкция,
-демонстрация схемы выполнения поделки.
Для создания мотивации использую игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Очень часто для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.
С начала я знакомила с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять действия с бумагой. Не забывала и хвалить ребёнка, находила слова ободрения в случае неудачи, настраивала детей на то, что в следующий раз у него всё получится.
Оригами способствует развитию речи ребенка, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Ребенок неоднократно рассказывает, как он делал, использует знакомые термины. Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.
выполнив поделку ребенку необходимо о ней рассказать маме, бабушке, папе, другу и т. д. Поделку дети раскрашивали, давали имя или прозвище и придумывали про нее сказку или историю.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки- ему холодно; цветы просыпаются, значит наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Воспитатель лишь помогает в работе по изготовлению игрушек. Каждая последующая игрушка дополняет предыдущую, подсказывает новые игровые действия; активизирует творческую деятельность, обогащает словарь. Две из сказок будут представлены вашему вниманию. «Оригамушки» провоцируют детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической, монологической речи.
Вмести с ребятами, изготовили театр пальчиковых игрушек. Надевая их на пальчики, ребята рассказывают сказки малышам, загадывают загадку или потешку, исполняют песенку от имени героя. Нельзя не отметить и возможность расширения словарного запаса детей, связанного с использованием оригамских поделок. Кроме того, обогащение словаря детей происходит и за счет новых слов, являющихся традиционными в среде оригамистов (оригами, базовая форма и т. д.). Использование оригами для развития речи ребенка, безусловно, дает положительный результат. Педагог имеет уникальную возможность очень корректно, в деликатной форме развивать в каждом ребенке ценный дар – дар слова.
Вмести с ребятами, создали альбомы поделок. Увлечение оригами стимулирует детей к самостоятельным занятиям, поискам совместно с родителями, книг по оригами, выполнение незнакомых моделей или повторение дома интересных поделок.
Работа по развитию речи детей через художественное творчество оригами будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески. Эти занятия с детьми влияют на всестороннее развитие ребенка. Ребенок, умеющий входить в роль «своей поделки», перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.