Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. По мере овладению речью формируются психика ребёнка. Его мышление, познавательные процессы. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие ребёнка. Этапы развития»
«Речевое развитие ребёнка. Этапы развития»
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. По мере овладению речью формируются психика ребёнка. Его мышление, познавательные процессы. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств. Многих родителей волнуют вопросы: каковы причины речевой патологии? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.
От 1,5 до 3 мес.- гуление, когда малыш издаёт звуки: а-а-а, ээээ, бууу, пфф.
От 3 до 6 мес.- так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поёт их: ееллии, агуааа.
От 6 до 9 мес.- «лепет», не слова, а именно лепет: бабабаба, папапапа, мамамама.
От 9 мес до 1 года- первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав.
От 1года 6 мес. До 1 года 9 мес.- первые фразы: «Ляля бух», «Мама, дай!»
С 1года 9 мес. до 2 лет- период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 и более слов.
В это время начинается бурное вторжение в жизнь через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. Поэтому отмахиваться от них нельзя.
От 2 до 3 лет ребёнок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.
От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика. Это второй период почемучек, когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления. Итак, к 4-5 годам ребёнок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука (р,л,с,ш), то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму.
А вот если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да ещё запас слов крайне мал, это уже серьёзно, и следует немедленно обратиться к логопеду. Что можно посоветовать родителям ?Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. С малышом нужно говорить не сюсюкая, не искажая слова. Как показали серьёзные психолингвистические исследования, обращённая к ребёнку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. И ещё один очень важный момент- стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза. Ребёнок, едва перешагнув годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развёрнутыми предложениями, с хорошей дикцией. Его учат, много рассказывают, читают. И он всё понимает, с интересом слушает. И казалось бы всё идёт прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что ещё слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребёнком, играть в простые детские игры и не перегружать информацией. Теперь поговорим о совершенствовании движений. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают обувь, расстёгивают пуговицы, как подбирают мелкие предметы, держат ложку. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание пуговиц, бус на леску, разукрашивание картинок в книжках-раскрасках. Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих родителей раздражает детское «Я сам». А зря. Больше учите с ребёнком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Это воспитывает в нём уверенность в себе. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаясь понять его интересы, знать его характер. А главное- руководствоваться принципом «Не навреди». Речь ребёнка- важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет.