kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развиваем фонематический слух.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены игры для развития фонематического слуха, в которые можно играть родителям с детьми в свободной обстановке: дома, на прогулке, в машине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развиваем фонематический слух.»

Развиваем фонематический слух

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким, частым сейчас логопедическим диагнозом, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

     Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому с самого рождения старайтесь как можно чаще разговаривать со своим ребенком,  читать ему стихи  и сказки, петь колыбельные и детские песенки.

    Благоприятным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5—7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

Вот некоторые игры, в которые можно   поиграть и дома, и в машине, и в очереди, и на прогулке.

«Слушаем тишину»

     Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам.

«Найди звук»

     Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Эта игра очень нравится маленьким детям, которые уже уверенно ползают или ходят. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

«Угадай, что звучало»

     Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

«Шумелки»

     Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов наполните крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите малыша найти каждому контейнеру пару по звуку.

«Громко – тихо»

      Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.

«Выбери нужное»

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

крыша – крыса;

тачка – точка;

удочка – уточка;

коза – коса;

ком – дом;

лак  – рак;

ложки – рожки;

мука – рука;

тень – день;

башня – пашня и так далее.

    Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревнования: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.

«Хлопни, когда верно»

     Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и  так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

«Хлопаем слова»

     Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.

«Стоп–слоги»

     Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

«Создаем звуки»

     Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж»), тигра («ррр»), сильный ветер («ууу»), пулемет («ддд») и так далее. Придумайте, кто или что может издавать такие звуки: «ннн», «кккк», «иии» и так далее.

«Ищем звук»

      Выберите букву. Называйте слова, у которых эта буква первая (в середине или последняя), вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.

Регулярность – ваш главный помощник.

    Старайтесь проводить игры на развитие фонематического слуха регулярно, через 1 – 2 дня. Они не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий: у малыша улучшится произношение, и даже если он пока выговаривает не все буквы, в своей речи он будет выдерживать слоговую структуру слова (например, а–сы–на вместо ма–ши–на), начнет  говорить больше слов.

Успехов!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развиваем фонематический слух.

Автор: Гутюм Наталья Павловна

Дата: 24.01.2022

Номер свидетельства: 598696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух."
    ["seo_title"] => string(66) "obuchaiem_riebienka_chtieniiu_i_razvivaiem_foniematichieskii_slukh"
    ["file_id"] => string(6) "405086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490882491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Развитие фонематического слуха"
    ["seo_title"] => string(36) "razvitiie_foniematichieskogho_slukha"
    ["file_id"] => string(6) "371106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482126823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Серия дидактических игр по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с использованием моделирования. "
    ["seo_title"] => string(133) "sieriia-didaktichieskikh-ighr-po-razvitiiu-foniematichieskogho-slukha-zvukovogho-analiza-i-sintieza-s-ispol-zovaniiem-modielirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180179"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425136718"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "В помощь родителям "Развиваем фонематический слух""
    ["seo_title"] => string(57) "v-pomoshch-roditieliam-razvivaiem-foniematichieskii-slukh"
    ["file_id"] => string(6) "320477"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461081779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства