Развитие двигательной активности у детей раннего возраста через использование игровых приемов.
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста через использование игровых приемов.
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста через использование игровых приемов.
В современных условиях для системы дошкольного образования значимой является проблема качества образовательного процесса. Для того чтобы любая методика обрела эффективность и действенность в работе с дошкольниками, необходим учет следующих параметров: возрастной показатель, сензитивность данного возрастного периода, развивающий компонент. Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых в возможностей для ускорения психического развития ребенка? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Методик раннего развития ребенка насчитывается немало ( Н. Зайцева, Г. Домана, Б. Никитина, М Монтессори) У каждой из них свой подход к раннему развитию детей, но, и всех существующих различиях, в одном они схожи- чем раньше ребенок начинает впитывать новые знания, тем лучше это у него получается в дальнейшем. Основную роль в совершенстве всех способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Развитие сенсорных способностей ребенка содействует развитию его познавательных способностей.
Сенсорное развитие - это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное воспитание- это совершенствование у детей сенсорных процессов. Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны - основные цвета, черный и белый цвет, оттенки; пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины ( большой, средний, маленький).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие двигательной активности у детей раннего возраста через использование игровых приемов.»
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста через использование игровых приемов.
В современных условиях для системы дошкольного образования значимой является проблема качества образовательного процесса. Для того чтобы любая методика обрела эффективность и действенность в работе с дошкольниками, необходим учет следующих параметров: возрастной показатель, сензитивность данного возрастного периода, развивающий компонент. Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых в возможностей для ускорения психического развития ребенка? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Методик раннего развития ребенка насчитывается немало ( Н. Зайцева, Г. Домана, Б. Никитина, М Монтессори) У каждой из них свой подход к раннему развитию детей, но, и всех существующих различиях, в одном они схожи- чем раньше ребенок начинает впитывать новые знания, тем лучше это у него получается в дальнейшем . Основную роль в совершенстве всех способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Развитие сенсорных способностей ребенка содействует развитию его познавательных способностей.
Сенсорное развитие - это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное воспитание- это совершенствование у детей сенсорных процессов. Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны - основные цвета, черный и белый цвет, оттенки; пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины ( большой, средний, маленький).
Основные принципы планирования и проведения занятий:
систематичность
последовательность
наглядность
дифференцированность
Основные требования к занятиям:
пособия, дидактические игрушки предлагаются детям после показа действий взрослыми, иначе ребенок использует их не по назначению;
игры-занятия могут повторяться, пока большинство детей не овладеют соответствующими умениями;
большая часть времени занятия используется для самостоятельных действий ребенка с предметами;
после занятия дидактические игрушки нужно предоставлять детям для самостоятельных игр;
одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах ( разных размеров, окраски, материала);
подгрупповые занятия с предметами проводятся по сетке; индивидуальные- ежедневно в свободной деятельности.
Длительность игр-занятий детей от 2 до 3 лет – 12- 15 минут
Формирование представлений о величине
Накопление сенсорного опыта
Цель: ознакомление ребенка с размерами предметов и их параметрами: высотой, шириной, длиной, толщиной.
Взрослый показывает все действия с речевым сопровождением:
«достанем» - взрослый достает маленький стаканчик из большого.
Ребенок действует одновременно со взрослым, по принципу «Делай как я»
Выполнение ребенком действий на основе устной инструкции.
Самостоятельные действия ребенка.
1
Накопление сенсорного опыта
Вкладыши из двух штук, разница граней 3см
2
Свойства:
а) соотнесение по образцу
б) выбор по образцу
в) группировка по основным признакам
Кубики одной формы и цвета, разного размера
Шарики одной формы и цвета, разного размера
Одна форма и цвет, разный размер (большие и маленькие)
3
Сенсорные эталоны
а) выбор по слову
б) называние
Одна форма, разный размер
Формирование представлений о свойстве
Формирование представлений большой, маленький.
а) Соотнесение по образцу
Цель – вычленение определенного размера (большой) на основе сопоставления объектов.
б) Выбор по образцу
Цель – сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по размеру.
в) Группировка по основным признакам
Цель – сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по размеру.
Ознакомление с сенсорными эталонами
а) Выбор по слову
Соединение слов-названий с конкретным размером, введение названий в пассивный словарь.
б) Называние
Цель - закрепление названий размеров, введение названий в активный словарь.
Этапы знакомства со свойствами предметов
Накопление сенсорного опыта (накопление ощущений на основе операций с предметом)
Формирование представлений о различных свойствах предметов (соотносить, выбирать, группировать по цвету, форме, величине)
Ознакомление с сенсорными эталонами и способами их использования (усвоение основных цветов, форм, величин)
Формирование представлений о форме
Главной задачей в работе над формированием у ребенка представления о форме является ознакомление его с разнообразными формами и систематизация сенсорного опыта, в основе которого лежит последовательное выделение основных форм.
Целенаправленное знакомство с плоскостными геометрическими фигурами мы начинаем с 2 лет. До 2 лет мы совершенствуем разнообразные действия с предметами с целью накопления сенсорного опыта (на этом этапе, выкладывая геометрическую фигуру в отверстие, в основном обращаем внимание на развитие мелкой моторики).
Накопление сенсорного опыта
Знакомство с шариком
Взрослый показывает, называет шарик и производит разнообразные действия ним
Знакомство с кубиком
Аналогичным образом ребенок знакомится с кубиком. Взрослый сначала показывает и называет кубик. Ребенок ощупывает кубик, обводит пальчиком его грани.
Формирование представлений о форме
а) Соотнесение по образцу
Перед ребенком – шарики и кубики одного размера и цвета
б) Выбор по образцу
в) Группировка по основным признакам
Ознакомление с сенсорными эталонами
а) Выбор по слову
Перед ребенком на столе набор шариков и кубиков. Взрослый обращает внимание ребенка на предметы, называя их.
Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах являются последовательное ознакомление с ними, а так же формирование эталонной системы и расширение словаря словами - называниями цветов
Накопление сенсорного опыта
Цель – ознакомление с одним цветом
Формирование представлений о цвете
а) Соотнесение по образцу
Цель – вычленение определенного цвета на основе непосредственного сопоставления объектов по цвету.
б) Выбор по образцу
Цель – сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по цвету.
в) Группировка по основным признакам
Цель – сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету.
Ознакомление с сенсорными эталонами
а) Выбор по слову
Цель – соединение слов-названий с конкретными цветами, введение названий в пассивный словарь.
б) Называние
Цель – закрепление слов – названий цветов, введение названий в активный словарь.
1
Сенсорный опыт
Все одного цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
2
Формирование представлений о цвете
а) по бразцу
Одна форма и размер, разный цвет
3
Сенсорные эталоны
На каждом этапе все сформированные представления закрепляются на различном материале и в различных дидактических играх.
Литература
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика, 2005
Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988
Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возрастаю – Мю: ТЦ «Сфера», 2006
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез, 2003