kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции связной речи и развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. Данная работа будет интересна воспитателям, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР»

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы убедились, что словарный запас у дошкольников весьма ограничен. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Содержание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика отличается недостаточной координацией.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь мы решили использовать театрализованную деятельность.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В работе, для повышения уровня коррекции речевых нарушений у детей, решили использовать театрализованную деятельность.

Поставили цель:

Формирование навыков диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения.

Обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями.

Автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи.

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию на основе чтения скороговорок, стихов.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации.

Формировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты.

В ходе работы над темой осуществили:

  • подборку методической литературы и художественных произведений различных жанров;

  • разработали перспективный план для театрализации художественных произведений различных жанров, придерживаясь лексических тем;

  • создали картотеку словесных и настольно-дидактических игр;

  • подобрали комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики;

  • подобрали диалоги;

  • изготовили атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому, плоскостному, теневому и иллюстрации к сказкам для фланелеграфа.

В группе создана предметно-развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитывали индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

Всё это стимулирует желание заниматься театрализованной деятельностью, формирует любознательность, познавательную активность, творческие способности, а значит главное – развитие связной речи.

Занятие по театрализованной деятельности проводим один раз в неделю во второй половине дня. Для этого не требуется организовывать специально какие-либо занятия, перегружая сетку занятий. Широко используем театрализованную деятельность на занятиях по ознакомлению с художественной литературой в режимных моментах.

Театрализованные игры проводили поэтапно. На первом этапе выполняли игровые упражнения, направленные на выработку мимики, пантомимики. Благодаря им, движения становились более уверенными, свободными, раскрепощенными.

Далее проводили игры и упражнения на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.

Игровые упражнения на развитие мимики: «Съешьте кислый лимон», «Рассердитесь на драчуна», «Встретьте знакомую девочку», «Испугайтесь забияку»

Обучение жестам: «Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя», «Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг», «Покажите разных людей: я, ты, мы»

Развитие пантомимики: «Расцвели, как цветы», «Завяли, как травка», «Полетим, как птицы», «Идет медведь по лесу», «Крадется волк за зайцем».

Развитие речевого дыхания: «Игра со свечой»:

Предлагали детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

Игра «Чудо-лесенка»:

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса:

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи...

А-подъ-ем-все-вы-ше,

кру-че...

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо-к-солн-цу-

Я ле-чу!

Далее инсценировали стихи, потешки, прибаутки. Дети заранее с родителями заучивали тексты, затем разыгрывали их, используя любой из театров, например, пальчиковый.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают — тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Рассказывали, что театр наш необычный-пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков сделаны из бумаги, ткани.

Воспитатель встает за ширму и демонстрирует движения ребенку, тот их повторяет. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.

На игровых занятиях предлагали ребенку показать характерные движения какого-либо животного, остальные дети угадывали кто это,или имитировали действия людей (стирать, подметать пол и т.д.). Все артикуляционные упражнения выполнялись под счет, речевое сопровождение. Например, ударять по очереди каждым пальчиком по столу, сопровождая движение пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки:

Мы то-па-ли, мы то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

Чуть но-ги не от-то-па-ли!

Пластику каждого животного или предметные действия персонажей осваивали в массовых пластических этюдах. Все учатся двигаться, как мышка, затем все учатся двигаться, как заяц, лягушка, лиса и т.д. Такие пантомимические сцены есть в каждой сказке.

Часто использовали очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Мы брали на себя роль со сложным интонированием и играла в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик, а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала мы брала на себя роль зайца, потом — роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция - «Делай, как я!» - не используется.

Читали детям четверостишие с разными интонациями. Далее, просили их повторить и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давали детям и такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове». Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обращали внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

С помощью потешек, скороговорок, стихотворений уточняется звук в словах, фразах.

Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

В своей работе использовали игры с диалогическим содержанием,

например:

«Перцы»

Сладкий перец повстречал

Горького братишку:

—Что-то очень тонок стал,

Похудел ты слишком.

Горький перец отвечал:

— От того я тонок стал,

Что диету соблюдал,

Сладости совсем не ел,

От того и похудел.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, отвечать на вопросы, строя распространенные предложения.

К концу старшей группы дети стали увереннее, раскрепощеннее, активнее в речевом плане. У них сформировался устойчивый интерес к театрализованной игре, появилось желание принимать активное участие в создании декораций и атрибутов, в инсценировке сказок.

Вне занятий включали:

- лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх;

- выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки;

- поделки из бумаги приемом оригами.

Благодаря систематическому использованию театрализованных игр у детей стал богаче словарь, они допускают меньше грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений; самостоятельно могут пересказать небольшой рассказ, более подробно и интересно описывают действия и состояния персонажей. Дети стали выразительнее и с удовольствием читать любимые стихи, используя артистические средства.

Литература.

  1. Алянский Ю.Л. «Театр все возможно» Санкт – Петербург 2002г.

  2. АнтипинаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

  3. АртемоваЛ.В. «Театрализованные игры дошкольников»- М., 1991.

  4. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. «Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас» Методические рекомендации Москва, 2001

  5. ДороноваТ.Н. «Играем в театр».-М., 2005.

  6. Журнал «Воспитатель» №10 2010г.

  7. Журнал «Дошкольное воспитание» 2010г. №8

  8. Журнал «Логопед» 2008г.№4, 2007г.№6 №4, 2011г.№2

9.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.- М., 1982.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Манухина Галина Исламовна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства