Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Основная задача любого дошкольного учреждения - развитие речи дошкольников. Благодаря ему происходит развитие коммуникативной активности, умения правильно и чётко выражать свои мысли.
К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить – не только нарушения звукопроизношения (хотя и их количество значительно возросло), но большинство детей с чистой речью не могут правильно сформулировать предложение, составить описательный рассказ, их речь бедна и состоит из односложных предложений.
Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду помогает театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни. Вразработке этой проблемы принимали участие Н. М. Аксарина, Е. И. Тихеева, Г. М. Лямина, М. И. Попова и другие.
Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных занятий в детском саду. Они могут включать в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры - драматизации; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения и др.
Работу по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности мы начали во второй младшей группе. Все началось с того, что я с толкнулась с проблемой адаптации детей к детскому саду. Так получилось, что в группу пришло много «домашних» детей, ранее не посещавших детский сад и, конечно, море слёз. И тогда, к нам на помощь пришли куклы театра Би –ба-бо, которые встречали малышей, разговаривали с ними, приглашали поиграть. И малыши с удовольствием заходили в группу, ожидая чего-то интересного. Иногда вместо перчаточных кукол, нам помогали любимые игрушки, принесённые детьми из дома – видя, как его игрушка поёт, пляшет, разговаривает, малыш начинал улыбаться и на время забывал о тревогах и печалях, вызванных расставанием с мамой.
Для решения поставленной задачи, а так же для обогащения предметно- пространственной среды, мы создали театральный уголок, в котором подобрали различные виды театра: настольный, пальчиковый, масочный, театр на фланелеграфе, на палочках, Би-ба-бо, конусный, платковый, театр ряженых.
В своей работе я наметила, основные направления развития театрализованной игры:
• постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех пяти сверстников, исполняющих роли;
• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре драматизации.
Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка.
Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному. Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках». Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев.
Помогая малышам овладеть пальчиковыми играми, постепенно я переходила к театральной деятельности с детьми. Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» я показывала в разных вариантах театра: настольный – плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение театрализованной режиссерской игры, что включает в себя мини - постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов потешек, прибауток, не требующих прямой речи.
На занятии по развитию речи я читаю детям художественное произведение, рассматриваю с ними иллюстрации.
Затем дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагаю коллективным проигрыванием этюдов.
Затем, предлагаю драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог вместе со мной.
К концу года в младшей группе мы драматизировали небольшие сказки: «Заюшкина избушка», "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", «Курочка Ряба».
В средней группе я наметила следующие ступени работы:
• Игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (злой волк, хитрая лиса, сердитый человек, радость, грусть и т.д.)
• Игры - имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево, весёлые ежата зафыркали и т.д.).
• Игры - имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игры - импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Бессловесные игpы - импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игры - импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Всё это необходимо для того, чтобы каждый ребёнок мог выразить свои чувства мимикой, жестами, что позволит перейти на новый этап развития театрализованной деятельности – драматизации, в ходе которой необходимо умение передать характер героев.
В средней группе мы планируем учить детей разыгрывать диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого. Таким образом, дети будут учиться словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.
Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки. Огромную помощь в работе оказывает музыкальный руководитель.
Итогом нашей работы в средней группе будет показ сказки «Колобок» для детей младших групп.
Большую помощь оказывают родители воспитанников – помогли изготовить ширму для постановок, помогают в изготовлении и приобретении кукол, с удовольствием выполняют предлагаемые мной задания (поиграть с пальчиками, выучить новый текст песенки, потешки и т.д.).
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.