Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ТРУДНО ЛИ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ?
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение.
ИСПЫТЫВАЮТ ЛИ ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСОБЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ?
У детей с задержкой психического развития указанные возрастные особенности осложняются легкой формой нарушения движений. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает слабость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время правильно удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления, движения кисти руки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно-двигательной координации.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНОСТЕЙ?
Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.
ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ ПИСЬМА
Подготовку детей к обучению каллиграфии необходимо проводить в нескольких направлениях:
а) гимнастика пальцев и кистей рук; б) ориентировка на листе бумаги; в) формирование элементарных графических навыков.
Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова. Для развития у детей этих способностей имеется много различных пособий (в том числе и авторов этой тетради). В пособии, которое Вы держите в руках, дана система подготовки Вашего ребенка к обучению каллиграфии.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИЛИ ОДНОВРЕМЕННО?
Подготовку к обучению письму целесообразно вести во всех направлениях. Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится 2 - 3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентировке на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце занятия.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
Система упражнений предложена И. Ф. Марковской и Е. А. Екжановой. Гимнастика рук начинается с разминки пальцев: их сгибания и выпрямления. Детям нравится использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно эти упражнения связываются с воспроизведением действия с каким-либо реальным предметом.
«Красим забор» - движение кисти руки вверх - вниз, затем вправо влево.
«Погладим котенка» - плавные движения поглаживания выполняются сначала одной рукой, потом другой.
«Курочка пьет водичку» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
«Музыканты» - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.
«Солим суп» - локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Далее предлагаются упражнения на удержание позы кисти руки. Сначала ребенок действует каждой рукой поочередно, постепенно двумя руками одновременно.
«Зайчик» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки.
Можно предварить это упражнение загадкой о зайце или сопровождать действия считалкой:
Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку.
Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капусту нашел Сидит, грызет. Иди прочь - Хозяин идет.
«Кольцо» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
«Гусь» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.
«Коза-дереза» - пальцы тренируемой руки зажаты в кулак. Выпрямляются указательный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой «Идет коза рогатая...
Для автоматизации движений и развития внимания очень полезны упражнения, состоящие из серии последовательных действий. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует выполняемым движениям.
«Пальчики поздоровались» - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение выполняется сначала одной рукой, а затем двумя. Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешек:
Жили-были три пингвина: Пик, Пак, Пок. Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.
или:
- Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.
«Человечек бежит» - указательный и средний пальцы «бегают» по столу. Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой. Далее - двумя руками вместе.
«Цветок распустился» - пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках синхронно отводятся назад - цветок распустился. Это упражнение сопровождается загадкой о цветке, например, о ромашке:
В поле сестрички стоят, Желтые глазки в небо глядят. У каждой сестрички Белые реснички.
«Зайчик кольцо» упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем - другой, а далее обеими руками вместе.
«Ладонь - кулак» - руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и легко ударяет в ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.
Сначала объяснение взрослого сопровождается показом того, как надо выполнять каждое упражнение, то есть в значительной мере дети действуют по подражанию. Постепенно показ устраняется, остаются только словесные указания. Возвращаться к показу следует лишь в случае неправильных действий ребенка. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагогу необходимо следить за правильностью позы кистей рук каждого ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет его руку в свою и действует вместе с ним. В случае необходимости надо научить ребенка поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. При этом следует поощрять любые успехи ребенка: «Молодец! Посмотри, какие прямые ушки получились у зайчика».
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ЛИСТЕ БУМАГИ
Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (письму которых ребенок будет учиться в дальнейшем), определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и пространственным расположением относительно рабочей строки. Следовательно, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве. Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно систематически проводить упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность самих детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагаются задания «Снежинки падают», «Бабочка на лугу».
Первое упражнение состоит в том, что под руководством педагога дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги (или елочные украшения) в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает. Свои действия ребенок сопровождает словами: «Сверху вниз». Подобным образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: «Вверх - вниз», «Снизу вверх».
Для отработки движения слева направо также используются игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игрушками. Например, самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом слева, а дача справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».
Помогает ориентированию на плоскости и запоминанию слов «право», «правый», «лево», «левый», «верх», «верхний», «низ», «нижний» игра «Котята разбежались». На фланелеграфе или на листе бумаги размещены фигурки 3-4 котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Учитель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и сказать, где находится каждый котенок. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева» и так далее.
Эта игра имеет несколько вариантов. Например: «Что изменилось?» педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и это запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.
Дрессированные котята». Ребенок «дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например, черный котенок - в середине, а пестрый внизу справа. Дети укладывают фигурки в соответствие с указаниями «дрессировщика».
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ПРИ ПИСЬМЕ?
Парта, стол, за которыми сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи должны быть расправлены и находиться на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около десяти сантиметров от туловища.
КАК РАСПОЛОЖИТЬ ТЕТРАДЬ?
От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того, чтобы избрать правильное расстояние от тетради до пишущего, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту), опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев. Ее следует сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному начертанию букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы, тетрадь передвигается вверх и левая рука поддерживает ее сверху.
КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ?
Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок держит ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный - сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца, верхний конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца - около двух сантиметров.
При правильном удержании ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно: у указательного пальца должны быть подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца указывает на излишнее напряжение при удержании ручки. Следствием этого является быстрое утомление и снижение темпа письма.
Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.
БЫСТРО И МНОГО ИЛИ ПРАВИЛЬНО И ТЩАТЕЛЬНО?
На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действия, которое они должны осуществить, а затем закрепить его правильное выполнение, довести его до автоматизма в результате многократных точных повторений. Требование «ПИШИ быстрее» приводит к тому, что ребенок не успевает закрепить правильный способ проведения линий. У каждого ребенка свой темп письма. Стремление педагога ускорить на начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей данного ребенка, может привести к обратному результату. При формировании графического навыка важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5-6 минут.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Первые задания целесообразно выполнять фломастерами: письмо ими не требует сильного нажима, а линии получаются яркие и привлекательные. После того, как дети научатся достаточно хорошо пользоваться фломастерами, необходимо перейти к письму ручкой. При этом взрослому следует постоянно контролировать правильность положения тела ребенка при письме и положения фломастера или ручки в его руке.
Последовательность заданий пособия построена в соответствии с закономерностями формирования графического навыка письма как двигательного акта. Прежде всего отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого приводим изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг, и так далее. На рисунках стрелками указаны направления движения руки: снаружи внутрь или наоборот. Дети обводят, например, «домик» улитки. Начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать фломастер от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки.
Затем надо выбраться из «домика»: ребенок проводит линии, постепенно увеличивая витки до максимального размаха. Также, руководствуясь направлениями стрелок или пунктирных линий, дети действуют по другим рисункам. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.
Ребенок учится проводить волнистые линии, полуовалы, овалы, петли. Рисунки расположены так, что ребенок переходит от широких движений к все более мелким. Задания включены в понятные детям наглядные ситуации: большие волны поднимает парусник, от лебедя идут более мелкие волны; прыжки кузнечика и птички; следы, оставляемые коньками фигуристки; чешуйки, которыми надо покрыть рыбок; огурцы и помидоры, которыми надо наполнить банки, и так далее.
Для того, чтобы детям было интересно, многие учебные задания даются в игровой форме, а учебные действия сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками.
Затем дети проводят прямые линии и учатся штриховать различные геометрические фигуры. Штриховка - это новый этап развития произвольной деятельности для ребенка 6-7 лет. Детям приходится соблюдать в ней довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении и соблюдать одинаковое расстояние между линиями (подробнее можно прочитать в книге Е. Н. Потаповой «Радость познания»).
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_po_teme_razvitie_melkoi_motoriki_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_posred"
["file_id"] => string(6) "637487"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1696192129"
}
}