kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ и МНЕМОТЕХНИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыто содежание работы по расзвитию связной речи  со старшими дошкольниками 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ и МНЕМОТЕХНИКИ»

Серебрякова Ирина,

МАДОУ «Детский сад № 393»,

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода,

Воспитатель, 603003, ул.Исполкома, 2.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования. Среди них выделяется такой ориентир, как ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний….. В ФОП ДО также целая область посвящена речевому развитию. Механизмом реализации данного умения становится владение детьми дошкольного возраста умениями связной речи: диалогическими и монологическими. Одним из основных методов развития связной речи мы определяем моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.

Отличительной особенностью моделей Л.В. Красильниковой является их четкое соответствие композиции связных монологических текстов. Каждый блок модели отражает структурную часть монолога, то есть отражается сущность построения связных монологических высказываний.

В начале работы было проведено 3 вида обследования развития речи детей:

  • овладение умениями и навыками в области «Речевое развитие» по методике Верещагиной Н.В.

  • обследование речевого развития детей по методике О.С.Ушаковой.

  • особо хочется выделить мониторинг развития осознанной речевой активности детей 5-7 лет по методике Л.В. Красильниковой.

Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми. Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.

По мониторингу речевой активности из 28 человек 19 человек с высоким уровнем речевой активности, остальные со средним. Среди компонентов лучше выразительность, хуже паузы хезитации.

Анализируя сводные результаты обследования развития речи детей видно, что речевое развитие в основном соответствует возрасту, хотя есть недостатки, особенно в связной речи (описание, самостоятельный рассказ детей). Моделирование поможет детям самостоятельно структурно выстроить свой монолог.

На основании результатов трех видов обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.

Задачи:

    1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).

    2. Создавать условия практического овладения нормами речи.

    3. Развивать речевое творчество.

    4. Воспитывать культуру общения.

Наша работа направлена на развитие связной речи, но не надо забывать, что развитие речи многогранно и поэтому мы должны учитывать комплексный подход к развитию связной речи детей.

На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи, представленные на экране:

    1. Работа с готовыми дидактическими текстами, включающий в себя ознакомительный этап и этап материализованного действий.

    2. Самостоятельное составление детьми связных высказываний, предполагающий совершение внешнеречевых действий программирования.

    3. Составление творческих связных высказываний определенного типа, подразумевающий совершение действий программирования в форме «внешней речи про себя» и в форме мысленного преобразования обобщенных представлений о структуре высказываний.

На первом этапе работы с детьми стояли следующие задачи:

Задачи:

  • Развивать умение детей выделять характерные особенности повествовательного текста.

  • Развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)

  • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между частями повествования.

  • Закреплять умение составлять рассказ.

  • Развивать операции мышления и речь детей.

  • Воспитывать внимание и умение слушать товарищей.

На данном этапе работы формируются первоначальные элементарные представления о структуре текста определенного типа на основе действий моделирования. Модель становится ориентировочной основой действий для детей в определении структурных компонентов повествования, описания, рассуждения. Происходит обучение действиям программирования в форме внешних развернутых действий с опорой на модель.

Рассмотрим этот процесс на повествовании. На первых занятий мы читаем специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа Л.В. Красильниковой. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные. Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.

Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми.

Задачи:

  • Продолжать развивать деятельность программирования

  • Закреплять представление детей о композиции повествования.

  • Закреплять умение использовать модели в составлении повествования.

  • Развивать операции мышления и речь детей.

  • Воспитывать культуру общения

На данном этапе дети упражняются в программировании своего высказывания во внешнеречевой форме с опорой на модель. В группе используем следующие игры и упражнения, разработанные Л.В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой» они основаны на использовании модели повествовательного рассказа. В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности. В конце этого этапа дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

После этого мы перешли к третьему этапу нашей работы.

Задачи:

  • Продолжать развивать деятельность программирования

  • Обобщить представление детей о структуре повествовательного рассказа.

  • Развивать умение детей составлять рассказ, используя модели.

  • Развивать операции мышления, речь и воображение детей.

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивать.

На этом этапе дети упражняются в программировании своего высказывания во внутреннем плане, который совершается через преобразование обобщенных представлений о структуре высказывания. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.

Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. А в занятиях, где дети были писателями или журналистами – на любую тему. По наблюдениям в составленных рассказах соблюдалась логика. Хотя у детей среднего развития рассказы были менее распространенными.

Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок. Перед праздниками (День учителя и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание. В процессе работы были созданы самодельные книжки.

Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.

Для анализа нашей работы была проведена промежуточное обследование речи детей по методике О.С. Ушаковой.

Были получены следующие результаты, показанные на экране: увеличилось количество детей с сформированным уровнем развития речи с 54 % (14 детей) до 79 % (22 детей);

  • количество детей формирующего уровня развития речи уменьшилось за счёт перехода детей на более высокий уровень с 38 % (9 детей) до 21 % (6 детей);

  • снизилось количество детей с точкой роста по развитию речи с 12% (3 детей) до 0 %

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проведенная система работы благоприятно повлияла на развитие связной речи детей.

Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста эффективно, потому что:

  • повысилась содержательность и связность монологической речи детей.

  • повысилась речевая активность детей.

  • развилось речевое творчество детей.

  • развились психические процессы детей, особенно мышление.

Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и дальнейшей взрослой жизни детей.

Перспективы работы следующие:

  • Продолжать работу по развитию связной речи.

  • Продолжать развивать навыки общения.

  • Способствовать воспитанию культуры общения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серебрякова Ирина Анатольевна

Дата: 18.02.2024

Номер свидетельства: 645872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(128) "oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224132"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438514754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства