kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи у детей с аутизмом

Нажмите, чтобы узнать подробности

С самого раннего возраста при аутизме наблюдаются отклонения в речевом развитии. Проявления речевых нарушений различны и многочисленны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей с аутизмом»

Развитие речи у детей с аутизмом

Аутизм (от латинского слова autos — «сам», аутизм — погружение в себя) — нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

С самого раннего возраста при аутизме наблюдаются отклонения в речевом развитии. Проявления речевых нарушений различны и многочисленны. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей, в основном, совпадают.

Это:

  • Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

  • Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

  • Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность ( «попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

  • Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

  • Автономность речи;

  • Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

  • Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;

  • Нарушения грамматического строя речи;

  • Нарушения звукопроизношения;

  • Нарушения просодических компонентов речи.

Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Часто можно услышать от родителей: «Он все понимает, но не говорит». У ребенка может быть отличное механическое запоминание отдельных слов: существительных и глаголов, описывающих предметы и действия, которые можно увидеть или услышать в окружающем мире и в тоже время не могут понять те же слова в целостном предложении, скомпоновать их вместе при передачи коммуникативной информации. Они живут в своём мире, предпочитая проводить время в одиночестве. Не любят играть с другими детьми. И поэтому нарушения компонентов речи (грамматики, связного высказывания и др.), которые формируются постепенно, в процессе общения в социуме, вполне закономерны и объяснимы.

Занятия по коррекции речевых нарушений проводятся с учётом интеллектуального и речевого развития ребенка по принципу чередования различных заданий и игр (сенсорных, двигательных, предметных, сюжетных, музыкальных) на фоне четко дозированного эмоционального тонизирования. Используются методики Новиковой-Иванцовой, сенсорной интеграции, Монтессори, Созоновой Н. Н., Куциной Е. В. по развитию речи у детей с алалией и со сложной структурой дефекта. На занятиях отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.

В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей.

Очень важно знать, что одним из основных принципов достижения успешного результата будет соблюдение единых требований, последовательности, твердости, настойчивости. Важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, формируется соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Сенсорная интеграция – это процесс объединения, систематизации и координации ощущений человека, поступающих по нескольким чувственным каналам для получения информации о том, что происходит с нашим телом и окружающей средой. 

Чувственные каналы или сенсорные ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные, проприоцептивные (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), вкусовые и обонятельные. Эти ощущения в результате работы мозга объединяются в единый и целостный образ предмета, ситуации или явления.

Неполадки в системе сенсорного восприятия не дают человеку целостного ощущения себя и окружающего мира, который представляется им как хаотичный и раздробленный. Грамотно вовлекая все ощущения в процесс развития человека, можно значительно скоординировать и разработать и другие значимые системы и органы человека.

Развитие сенсорных функций у ребенка позволяет ему более эффективно и ярко жить в окружающем мире, грамотно на него реагировать посредством распознавания сигналов от внешних факторов и систем, планирования своих действий.

Сенсорная интеграция значительно улучшает тонус всего организма.

Рекомендовано:

— практически всем детям, так как сенсорная интеграция способствует более качественному психическому развитию и созреванию нервной системы;

— особенно для неговорящих детей и детей, имеющих коммуникативные проблемы, т.к. занятия по сенсорной интеграции стимулируют развитие эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи у детей с аутизмом

Автор: Узаирова Ризида Гумаровна

Дата: 24.09.2023

Номер свидетельства: 637169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Особенности нарушения коммуникативной функции у детей с аутизмом"
    ["seo_title"] => string(67) "osobennosti_narusheniia_kommunikativnoi_funktsii_u_detei_s_autizmom"
    ["file_id"] => string(6) "580396"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620955491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с синдромом аутизма "
    ["seo_title"] => string(134) "ighrovyie-uprazhnieniia-kak-sposob-korriektsii-kommunikativnykh-umienii-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-s-sindromom-autizma"
    ["file_id"] => string(6) "189627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426972037"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Задержка речи у ребенка (советы логопеда)"
    ["seo_title"] => string(48) "zadierzhka_riechi_u_riebienka_soviety_loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "345268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474560734"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Общие принципы обследования детей"
    ["seo_title"] => string(80) "rannieie_vyiavlieniie_dietiei_s_otklonieniiami_v_razvitii_obshchiie_printsipy_ob"
    ["file_id"] => string(6) "351105"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477068318"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Выступление школьного педиатра по теме "Задержка речевого развития" "
    ["seo_title"] => string(79) "vystuplieniie-shkol-nogho-piediatra-po-tiemie-zadierzhka-riechievogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "199421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428577538"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства