Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей с аутизмом»
Развитие речи у детей с аутизмом
Аутизм (от латинского слова autos — «сам», аутизм — погружение в себя) — нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.
С самого раннего возраста при аутизме наблюдаются отклонения в речевом развитии. Проявления речевых нарушений различны и многочисленны. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей, в основном, совпадают.
Это:
Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;
Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность ( «попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
Автономность речи;
Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);
Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
Нарушения грамматического строя речи;
Нарушения звукопроизношения;
Нарушения просодических компонентов речи.
Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Часто можно услышать от родителей: «Он все понимает, но не говорит». У ребенка может быть отличное механическое запоминание отдельных слов: существительных и глаголов, описывающих предметы и действия, которые можно увидеть или услышать в окружающем мире и в тоже время не могут понять те же слова в целостном предложении, скомпоновать их вместе при передачи коммуникативной информации. Они живут в своём мире, предпочитая проводить время в одиночестве. Не любят играть с другими детьми. И поэтому нарушения компонентов речи (грамматики, связного высказывания и др.), которые формируются постепенно, в процессе общения в социуме, вполне закономерны и объяснимы.
Занятия по коррекции речевых нарушений проводятся с учётом интеллектуального и речевого развития ребенка по принципу чередования различных заданий и игр (сенсорных, двигательных, предметных, сюжетных, музыкальных) на фоне четко дозированного эмоционального тонизирования. Используются методики Новиковой-Иванцовой, сенсорной интеграции, Монтессори, Созоновой Н. Н., Куциной Е. В. по развитию речи у детей с алалией и со сложной структурой дефекта. На занятиях отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.
В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей.
Очень важно знать, что одним из основных принципов достижения успешного результата будет соблюдение единых требований, последовательности, твердости, настойчивости. Важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, формируется соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.
Сенсорная интеграция – это процесс объединения, систематизации и координации ощущений человека, поступающих по нескольким чувственным каналам для получения информации о том, что происходит с нашим телом и окружающей средой.
Чувственные каналы или сенсорные ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные, проприоцептивные (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), вкусовые и обонятельные. Эти ощущения в результате работы мозга объединяются в единый и целостный образ предмета, ситуации или явления.
Неполадки в системе сенсорного восприятия не дают человеку целостного ощущения себя и окружающего мира, который представляется им как хаотичный и раздробленный. Грамотно вовлекая все ощущения в процесс развития человека, можно значительно скоординировать и разработать и другие значимые системы и органы человека.
Развитие сенсорных функций у ребенка позволяет ему более эффективно и ярко жить в окружающем мире, грамотно на него реагировать посредством распознавания сигналов от внешних факторов и систем, планирования своих действий.
Сенсорная интеграция значительно улучшает тонус всего организма.
Рекомендовано:
— практически всем детям, так как сенсорная интеграция способствует более качественному психическому развитию и созреванию нервной системы;
— особенно для неговорящих детей и детей, имеющих коммуникативные проблемы, т.к. занятия по сенсорной интеграции стимулируют развитие эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.