kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление школьного педиатра по теме "Задержка речевого развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка речевого развития

Нет таких родителей, которые бы с замиранием сердца не прислушивались к лепету своего ребенка, вот-вот ожидая услышать его первое слово. Не последнюю роль в этом сыграли и многочисленные предостережения врачей, заявлявших, что сегодня задержка речевого развития становится проблемой многих детей. Когда же взрослым нужно бить тревогу и до какого максимально допустимого возраста ждать?  
         Задержка речевого развития у детей – достаточно сложное заболевание, при котором иногда очень сложно выяснить первопричину возникшей проблемы, тем более, что их существует великое множество. Необходимо отметить, что различают два понятия – задержку речевого развития, при котором интеллектуальное развитие ребёнка остаётся в норме, и задержку психоречевого развития, когда также имеет место эмоциональное и умственное отставание (детский аутизм, синдром Дауна).

Как и любая другая болезнь, задержка речевого развития, которая обычно диагностируется у детей до четырех лет, представляющая собой отставание от возрастной нормы речи, легче поддаётся лечению при раннем выявлении. Всех родителей условно можно разделить на две группы: одни начинают волноваться за своих малышей заблаговременно и без повода, вторые, напротив – слишком долго откладывают поход к врачу, ожидая, что всё пройдёт само по себе.

Как можно определить, что у ребёнка – задержка темпов речевого развития, что встречается не так уж редко? Для этого необходимо знать некоторые возрастные нормативы развития речи, в частности:

  • в возрасте 4 месяцев малыш должен активно реагировать на обращение к нему взрослых – улыбаться, плакать, агукать;

  • к 9-12 месяцам ребёнок должен пытаться выговаривать простые сочетания (ба-ба-ба, па-па-па и т.п.);

  • в 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку;

  • в 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов; 

  • в 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.;

  • в 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательные и наречия (далеко, близко, рано, горячо и т.д.) Его речь должна изменяться по родам и числам. Словарный запас составляет 1000-1500 слов;

  • в 3-4 года ребёнок должен уметь самостоятельно строить небольшие предложения и достаточно чётко произносить слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление школьного педиатра по теме "Задержка речевого развития" »

Задержка речевого развития

Нет таких родителей, которые бы с замиранием сердца не прислушивались к лепету своего ребенка, вот-вот ожидая услышать его первое слово. Не последнюю роль в этом сыграли и многочисленные предостережения врачей, заявлявших, что сегодня задержка речевого развития становится проблемой многих детей. Когда же взрослым нужно бить тревогу и до какого максимально допустимого возраста ждать?  
Задержка речевого развития у детей – достаточно сложное заболевание, при котором иногда очень сложно выяснить первопричину возникшей проблемы, тем более, что их существует великое множество. Необходимо отметить, что различают два понятия – задержку речевого развития, при котором интеллектуальное развитие ребёнка остаётся в норме, и задержку психоречевого развития, когда также имеет место эмоциональное и умственное отставание (детский аутизм, синдром Дауна).

Как и любая другая болезнь, задержка речевого развития, которая обычно диагностируется у детей до четырех лет, представляющая собой отставание от возрастной нормы речи, легче поддаётся лечению при раннем выявлении. Всех родителей условно можно разделить на две группы: одни начинают волноваться за своих малышей заблаговременно и без повода, вторые, напротив – слишком долго откладывают поход к врачу, ожидая, что всё пройдёт само по себе.

Как можно определить, что у ребёнка – задержка темпов речевого развития, что встречается не так уж редко? Для этого необходимо знать некоторые возрастные нормативы развития речи, в частности:

  • в возрасте 4 месяцев малыш должен активно реагировать на обращение к нему взрослых – улыбаться, плакать, агукать;

  • к 9-12 месяцам ребёнок должен пытаться выговаривать простые сочетания (ба-ба-ба, па-па-па и т.п.);

  • в 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку;

  • в 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов; 

  • в 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.;

  • в 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательные и наречия (далеко, близко, рано, горячо и т.д.) Его речь должна изменяться по родам и числам. Словарный запас составляет 1000-1500 слов;

  • в 3-4 года ребёнок должен уметь самостоятельно строить небольшие предложения и достаточно чётко произносить слова.


Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?


Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. 

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии.


Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произношении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим). 

Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.


Перечислим признаки значительной задержки речевого развития: 


- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка;

 
- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки;


- Если ребёнку уже полтора года, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»;


- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока;

 
- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;


- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и нет словоподражаний;


- Если ребенок не знает названия частей тела и окружающих его предметов, не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»);


- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем;


- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет;


- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии;


- Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!


- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).


В чём различие Задержки речевого развития (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?


ЗРР – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо. 

ЗПРР подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. 

Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами речи остаётся диагноз ЗРР.

Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении с взрослыми и сверстниками.

Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из-за задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка.

Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с ребенком часто приводит к выраженному отставанию от сверстников. В данном случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии». 

Но лучше всего, конечно, не полагаться на собственные силы и знания, а посетить опытного специалиста, которым может быть психолог, невролог, логопед, педиатр.

Каждого родителя беспокоит естественный вопрос: каковы же причины задержки речевого развития у их малыша? Следует понимать, что заболевание возникает не само по себе, а является следствием определённых отклонений.

Причин задержки развития речи у детей может быть множество.


Назову 10 основных известных мне причин речевой задержки:


1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.
2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.

3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.

4. Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.).

6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.

7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
8. Алкоголизм родителей.

9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!


Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?


К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно. 

Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога).

Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды. 
Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
Сравнивают понимание и воспроизведение речи. 

Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития. 

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.

Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?

Чем раньше, тем лучше.

Невропатологи могут назначить лечение уже до 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.

Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет. 


Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

При ранней постановке диагноза (до 1-2 лет) и правильном лечении задержка речевого развития успешно устраняется – при условии совместных усилий со стороны лечащего врача и родителей. При позднем обращении специалисты могут помочь ребёнку адаптироваться в окружающей среде, ведь от состояния речевого развития напрямую зависит память, внимание и мышление маленького человечка.

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок ничем не будет отличаться от ровесников.



 Литература:


1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008.       

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., АРКТИ, 2002.   

4.   Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О.Е. Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2004.

5. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. 2009. №2.

6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль, ТОО "Гринго", 1995.

 7.   Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева.- Ростов н / Д: Феникс, 2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление школьного педиатра по теме "Задержка речевого развития"

Автор: Моторина Светлана Николаевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199421


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства