kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Общие принципы обследования детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной)

педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является

раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в

развитии. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с

проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из

них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается пределенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно

увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными

возможностями здоровья).

     Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более

актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире.

В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни

ребенка -дошкольный и школьный -уже педагогически освоены, созданы

системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами

нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он

остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего,

здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не с

енсорное, умственное и эмоциональное развитие.

     Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является

недостаточность у них знаний и представлений об окружающей

действительности. Известно, что в становлении психики важная роль

отводится взаимоотношению действия и речи.

     Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций

сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с

недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в

психическом развитии ребенка.

     К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами.

Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная

речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые

действия, начинает задавать вопросы взрослым.

     Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические

процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и

развития мышления.

Если ребенок в возрасте 2,5—3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача

(детского невропатолога или психиатра) и логопеда. Нарушения

психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются

большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения

центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде

отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на

этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как

индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют.

Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм

ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому

недоразвитию. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует

комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также

оценки состояния слуха.

     Отставание в развитии речи на этом возрастном этапе может иметь

обратимый, функционально-динамический характер. Его следует отличать от

системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением

центральной нервной системы, в том числе и с легкой мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из

начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.

Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств

психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных

наследственных синдромальных  формах нервно-психических заболеваний.

Они характерны, прежде всего, для синдрома раннего детского аутизма.

Именно на этом возрастном этапе основные проявления данного синдрома

становятся более отчетливыми: отгороженность ребенка от внешнего мира,

слабость эмоционального реагирования по отношению к близким,

однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза,

своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения,

страхи и т. п.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Общие принципы обследования детей»

Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский областной гуманитарный институт» ________________________________________________________________













Невропатология


контрольная работа



«Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Общие принципы обследования детей»









Выполнил: студент

Лебедева А. В.









Подольск 2016


План

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии………………………6

3. Общие принципы обследования детей………………………………………9

4. Заключение…………………………………………………………………...20

5. Литература……………………………………………………………………23



Введение

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной)

педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является

раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в

развитии. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с

проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из

них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается пределенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно

увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными

возможностями здоровья).

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более

актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире.

В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни

ребенка -дошкольный и школьный -уже педагогически освоены, созданы

системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами

нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он

остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего,

здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не с

енсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является

недостаточность у них знаний и представлений об окружающей

действительности. Известно, что в становлении психики важная роль

отводится взаимоотношению действия и речи.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций

сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с

недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в

психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами.

Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная

речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые

действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические

процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и

развития мышления.

Если ребенок в возрасте 2,5—3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача

(детского невропатолога или психиатра) и логопеда. Нарушения

психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются

большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения

центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде

отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на

этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как

индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют.

Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм

ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому

недоразвитию. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует

комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также

оценки состояния слуха.

Отставание в развитии речи на этом возрастном этапе может иметь

обратимый, функционально-динамический характер. Его следует отличать от

системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением

центральной нервной системы, в том числе и с легкой мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из

начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.

Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств

психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных

наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний.

Они характерны, прежде всего, для синдрома раннего детского аутизма.

Именно на этом возрастном этапе основные проявления данного синдрома

становятся более отчетливыми: отгороженность ребенка от внешнего мира,

слабость эмоционального реагирования по отношению к близким,

однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза,

своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения,

страхи и т. п.



  1. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии.

Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния здоровья и развития ма­ленького человека, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной по­мощи ребенку и семье.

Помощь детям, имеющим нарушения развития, —это не узкоспециализированная деятельность (например, медицин­ское мероприятие), но широкий спектр услуг, и необходимаомакак самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нару­шено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушения слуха), изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое с ним обращение), других неизвестных причин (врожденного или приобретен­ного свойства либо их сочетания). Во-вторых, остро нужда­ются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозойврезультате действия биологических факторов (например, Малый вес при рождении) или факторов среды (таких, как сочетание низкого дохода и отсутствие родственной под­держки).

Дети, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений, обычно сразу попадают в поле зре­ния специалиста. Для них создание системы профессиональ­ной помощи, как правило, очевидно. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и пони­мание того, что эти дети нуждаются в помощи. Вот почему столь важно проводить регулярные обследования ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной по­мощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего наруше­ния развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не до­пустить возникновения вторичных дефектов у детей с нару­шениями развития. Вторичные дефекты появляются либо после врачебных ошибок, в процессе обучения или психосо­циального консультирования ребенка, либо в результате ис­кажения взаимоотношений его и семьи. Если же родным удается достичь взаимопонимания и приобрести навыки об­щения в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, это, как правило, исключит иные вредные для него воздействия.

Помните: своевременная помощь ребенку позволит избе­жать дальнейших нарушений и откроет больше возможно­стей для его роста и развития.

Мы расскажем о взаимодействии врача и других специа­листов с родителями, о том, как нужно наблюдать за разви­тием своего ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на те или иные отклонения.

Диагноз нарушений в развитии ребенка —прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом либо уже в ро­дильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами-специалистами. В зависимости от диагноза дети с наруше­ниями развития состоят на диспансерном учете у невропатолога. психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отола­ринголога и др. Для семьи врач-педиатр и врач-специ­алист —это непосредственные кураторы, осуществляющие наблюдение и контроль за маленьким пациентом, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания.

На приеме врачом-специалистом ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб роди­телей сделать заключение о характере развития болезни, об особенностях ее протекания. Заключение врача обязательно фиксируется в карте индивидуального развития ребенка. Ре­комендации по уходу за больным даются врачом сразу в мо­мент постановки на диспансерный учет. Эти рекомендации изменяются в ходе роста, развития ребенка и касаются осо­бенностей режима его сна, отдыха, питания, посещения дет­ского дошкольного учреждения, школы, места летнего от­дыха.

В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Но это не означает, что родите­лям отводится роль слушателей. Ведь никто не знает ребенка лучше, никто не любит его так сильно, как они. Поэтому наблюдения близких за ребенком в процессе повседневного общения, в домашней обстановке могут дать врачу ценную информацию.

При посещении врача родители сами задают ему вопросы, связанные с проблемными ситуациями. К примеру, отдавать ли ребенка в детский сад, как выбрать оптимальный для него режим дня, какую форму обучения предпочесть: посещать школу или остановиться на индивидуальных занятиях. Эти и многие другие вопросы могут иметь несколько аспектов. Прежде всего —медицинский. Ведь любой медицинский ди­агноз, как уже отмечалось, устанавливается только врачом. Другой, не менее важный аспект —психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. И наконец, помощь в разреше­нии проблем жизнедеятельности семьи призваны оказывать социальные работники. Они обладают знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.





  1. Общие принципы обследования детей

В связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии возникла необходимость организации специальных консультативных центров, осуществляющих обследование таких детей, а также дошкольных учреждений, в которых дети могут получить квалифицированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь. В настоящее время возросло число детей со сложной структурой дефекта (сочетанием различных компонентов зрительных, слуховых, речевых, моторных, интеллектуальных, эмоциональных расстройств), поэтому специалисты — врачи-психоневрологи и педагоги-дефектологи должны быть знакомы с различными их проявлениями. Особенно сложна в детском возрасте диагностика отклонений в развитии, когда структуры нервной системы еще не полностью сформированы, а симптоматика нерезко очерчена.
Задачи консультирования состоят в выявлении выраженных форм патологии, а также стертых форм психомоторных, речевых и сенсорных нарушений у детей разного возраста. Именно детский возраст наиболее пластичен и доступен профилактическим и лечебным мероприятиям. С возрастом многие неврологические симптомы сглаживаются, теряется материальная база дефекта, остаются следы перенесенных заболеваний, проявляющиеся в форме различных функциональных нарушений, в ослаблении корковых процессов. С ними связаны астенические и невротические состояния, слабость замыкательной функции клеток коры. Резидуальные (остаточные) явления затрудняют процесс обучения, регуляцию эмоционально-волевой сферы и поведения.
Причины, вызывающие органические или функциональные расстройства нервной системы, могут быть подразделены на наследственные (хромосомные и генетические), врожденные (перенесенные плодом в период внутриутробного развития), природовые (родовые черепно-мозговые травмы и акушерские вмешательства), послеродовые (различные инфекции, интоксикации, травмы и др.).
Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявления причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями и составить анамнез. Анамнестические данные по определенной схеме может собрать врач или педагог-дефектолог, работающий совместно с врачом.
При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников. Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем детском возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное или плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы, в преддошкольном — задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т.д.
Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с родителями больного: учитываются их возраст, профессия, место работы в период ожидания потомства, особенности домашнего уклада, количество членов семьи (полная ли семья), кто и как воспитывает ребенка, жилищные условия. Эта часть беседы оформляется как паспортная.
Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамйеза, врач интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка. По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников (братьев, сестер и их детей, бабушек, дедушек). Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, лекарственными препаратами и т. д.
Сбор анамнестических данных о пациенте необходимо начать со следующих вопросов: 1) от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность; 2) не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты. В случаях, если беременность обследуемым ребенком была не первой, то необходимо уточнить, чем закончились предыдущие (абортом, выкидышем, мертворождением, рождением ребенка). В случае, если имели место аборты или выкидыши с хирургическим вмешательством, необходимо уточнить, сколько времени прошло между предыдущей беременностью и беременностью обследуемым ребенком.
Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни..Например, выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания; выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери, домашнюю ситуацию и т.п.; уточнение времени между предыдущей беременностью и настоящей, особенно в случаях хирургического вмешательства, необходимо для того, чтобы оценить условия, в которых происходило развитие плода. Хирургические вмешательства (в том числе частые аборты), воспалительные процессы в слизистой матки нарушают функцию ворсинчатого эпителия, что приводит к формированию плаценты на патологической основе, нарушая процесс внутриутробного развития плода (хроническое кислородное голодание, недостаточный приток питательных веществ).
При опросе матери о течении беременности обследуемым ребенком необходимо уточнить состояние ее здоровья в это время (инфекции, интоксикации, травмы, в том числе психические, операции, употребление лекарственных препаратов, алкогольных напитков и др.). Различные заболевания матери оказывают влияние на развивающийся плод, который всегда реагирует диффузно (недоразвитием или задержкой развития отдельных структур). Если мать подвергалась воздействию какого-либо из перечисленных выше факторов, важно знать, в каком триместре беременности это происходило. Так как в первые три месяца внутриутробного развития идет закладка органов и тканей, становится понятным, что заболевания в этот период могли привести к порокам развития. В последующие месяцы, когда идет совершенствование структур органов и тканей всего организма и нервной системы, возможно возникновение несформированности этих органов или задержка в развитии структур нервной системы. Инфекции, перенесенные плодом в период внутриутробного развития, могут протекать по типу менингоэнцефалита с последующим развитием у плода микроцефалии или гидроцефалии разной степени выраженности.
Очень важно при опросе матери получить сведения о периоде родовой деятельности: 1) сроки родов (досрочно, своевременно, перенос); 2) длительность родов (быстрые или затяжные); 3) оказание акушерской помощи (вакуум, щипцы, кесарево сечение), а также о наличии осложнений у ребенка, в частности при асфиксии, выяснить длительность периода оживления и его способы.

Дальнейшие вопросы касаются состояния ребенка в период новорожденности для оценки его состояний по шкале Апгар.
В последующих вопросах уточняется психомоторное развитие ребенка в первые месяцы жизни, в раннем детском возрасте, интересуются этапами дальнейшего психомоторного, речевого и психического развития ребенка (особенностью игрового процесса, интереса к общению с детьми, формировнием элементов опрятности, самообслуживания).
Если обследуемому ребенку менее трех лет, уточняют его подготовку к посещению детского сада, перенесенные болезни, прививки и т.д. Если ребенок старше трех лет, интересуются особенностями дальнейшего психомоторного и речевого развития (контакты с детьми и персоналом детского сада, условия воспитания в детском саду и дома, формирование игрового процесса, интерес к прослушиванию сказок, запоминание стихов, рисунки, восприятие пространства и времени, знание основ грамоты и т.п.).
Если родители обращаются с ребенком старше семи лет, круг вопросов сосредоточивается на его школьной успеваемости, особенностях внимания, памяти, представлениях, мышлении, усвоении нового школьного материала, контактах со сверстниками и педагогами. В зависимости от жалоб родителей уточняются анамнестические данные пациента.
Другая часть анамнеза посвящена только данному заболеванию. Уточняют перенесенные ребенком заболевания, их течения и осложнения; время возникновения отклонении; изменения поведения, судороги, ухудшение памяти, речевые расстройства; какие меры принимались в семье для улучшения общего состояния ребенка, обращения к специалистам, методы лечения, педагогические рекомендации и т.д.; в каких случаях отмечалось улучшение или ухудшение состояния ребенка.
Закончив опрос матери, переходят к психоневрологическому обследованию ребенка.
Психоневрологическое обследование должно проводиться только врачом. Поэтому в данном разделе кратко освещается только содержание работы с целью ознакомления. Основная задача врача заключается в исследовании функций различных отделов нервной системы. Так, например, при исследовании состояния черепно-мозговых нервов особо важное значение (в нашей практике) имеют нервы, участвующие в функциях зрения, слуха и речи. Путем демонстрации ребенку специальных таблиц с буквами, набором цветных дощечек врач проверяет остроту зрения, цветоощущение. Для исследования остроты слуха применяется такой прием: врач произносит отдельные слова или фразы на определенном расстоянии и предлагает ребенку повторить их. Нормальное ухо воспринимает несложные фразы, произнесенные шепотом на расстоянии 5—6 метров.
В сложных случаях при оценке зрительной или слуховой функции применяются специальные приборы. Важно установить нормальную функцию или отметить те или иные отклонения со стороны таких черепно-мозговых нервов, как языкоглоточный, лицевой, тройничный, блуждающий, подъязычный, которые участвуют в иннервации периферического речевого аппарата, а также выполняют ряд других важных функций.
Необходимо подчеркнуть, что не всегда нарушение зрения, слуха и речи связано с первичным поражением нервной системы. Иногда причиной снижения зрения или слуха может являться непосредственное поражение самого органа слуха и зрения. В этих случаях световые или звуковые раздражения также не смогут нормально проводиться к приборам нервной рецепции. Неправильная речь также может быть обусловлена не только поражением нервной системы, но и аномальным строением артикуляторного аппарата (зубов, языка, губ, расщелины твердого нёба, неправильным прикусом и т.д.). Проводя тщательное исследование каждого черепно-мозгового нерва, путем специальных приемов врач определяет сохранность его функции. Так, например, наличие у ребенка возможности симметрично сокращать лицевые мышцы — нахмуривать брови, зажмуривать глаза, оскаливать зубы — позволяет установить нормальную функцию лицевого нерва. Правильное (по средней линии) положение языка, свободные его движения, равномерное напряжение мягкого нёба, нормальный тембр голоса, отсутствие расстройства вкуса и секреции слюны, а также отклонений ритма сердца и дыхания позволит констатировать отсутствие поражений со стороны языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. В тех случаях, когда отдельные черепно-мозговые нервы поражены, наблюдается неполноценность той или иной функции, которая связана с определенным нервом.
Могут быть отмечены ослабления зрения, слуха, что в отдельных случаях связано с поражением зрительного и слухового нервов. Недостаточность лицевой мускулатуры (наличие асимметрии) будет указывать на неполноценную функцию лицевого нерва. Могут иметь место неравномерное натяжение дужек мягкого нёба, ограничение подвижности языка, нарушение секреции слюны, вкуса, расстройство голосообразования (хриплый голос, носовой оттенок речи и т.п.), связанные с поражением IX, X и XII пар нервов. Неравномерность глазных щелей, ограничения движения глазного яблока, наличие сходящегося или расходящегося косоглазия могут быть обусловлены поражением глазодвигательных нервов. Черепно-мозговые нервы очень чувствительны к влиянию различных вредных факторов и реагируют различными отклонениями в своей функции. Правильная их трактовка позволяет врачу уже ретроспективно устанавливать перенесенное ребенком в прошлом мозговое заболевание.
Переходя к исследованию двигательной сферы, врач обращает внимание на осанку, походку, на характер активных и пассивных движений в суставах, их объем, силу, равномерность, отсутствие параличей или парезов. Здесь большое диагностическое значение имеет состояние мышц — их сила и характер мышечного тонуса (повышенный или пониженный тонус), а также состояние рефлекторной сферы. Обычно исследуются сухожильные, периостальные (надкостничные), кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек. Сухожильные рефлексы проверяются ударом специального молоточка в определенных зонах, кожные — штриховым движением по коже. Важно установить степень активности рефлексов (повышение, понижение или отсутствие рефлекторной реакции), а также их равномерность с обеих сторон. У детей с последствиями органических поражений нервной системы может иметь место повышение сухожильных рефлексов, что объясняется понижением тормозного влияния коры головного мозга на спинной мозг. В других случаях рефлексы отсутствуют, что указывает на поражение спинного мозга или периферических нервов.
Исследование состояния психической деятельности проводится врачом совместно с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом.
При знакомстве с ребенком необходимо спросить его имя, фамилию, возраст, с кем он пришел на обследование (имя матери). Ответы на эти вопросы создают первое впечатление, определяют возможность контакта, понимание речи (произнесение первых слов или фраз).

Если ребенок не может назвать свой возраст, то его просят показать на пальцах количество лет, обращая внимание на возможность соотнесения.
Продолжая беседу с ребенком, выявляют запас общих понятий, предлагая назвать предметы, их цвет, форму. Обращают внимание на уровень интереса ребенка к книге, картинке, игрушке, уровень игрового процесса, его организацию, включение, понимание условий и выполнение задания, использование помощи педагога.
Если обследуют дошкольника, то обращают внимание на уровень подготовки к школе (знание букв, слияние их в слоги), умение рисовать, считать; состояние психических процессов (внимание, память, эмоции, воображение, мышление). Большое значение придают пониманию пространственного восприятия и времени (времена года, месяцы, дни недели).
При обследовании школьника важно знать, был ли он подготовлен к поступлению в школу или трудности в обучении связаны только со школьной программой. У школьника выявляют степень овладения школьной грамотой и причины трудностей (неусидчив, невнимателен, предпочитает игрушку вместо занятий, ограничение запаса общих понятий). В процессе беседы со школьником выясняют запас сведений как общежитейских, так и по отдельным школьным дисциплинам; предлагают решить конкретные примеры и логические задачи, выясняют, использует ли ребенок помощь педагога (пример или подсказку), понимает ли содержание сюжета, серии картинок, поговорок; определяет ли различие и сходство между теми или другими предметами и явлениями.
При этом фиксируют внимание на состоянии речи. Обращают внимание на понимание значения отдельных слов, словосочетаний, грамматических конструкций, способность удерживать в памяти целую фразу, короткий стишок; различать на слух отдельные фонемы. Состояние экспрессивной речи оценивают по использованию ребенком отдельных слов или словосочетаний, состоянию звукопроизношения; по способности составить самостоятельно фразу или рассказ по картинке, по просмотренному фильму; по знанию наизусть стихотворений; по умению писать и особенностям почерка.
У школьника обязательно проверяют тетради по письму и математике и выявляют особенности ошибок.
Предлагая ребенку нарисовать классическую триаду "дом, дерево, человек", обращают внимание на расположение предметов на рисунке, его характер и т. д.
Заканчивается психоневрологическое и психолого-педагогическое обследование обсуждением и составлением заключения. В отсутствие ребенка и родителей сводятся и обобщаются данные, полученные специалистами, и ставится диагноз. В случаях необходимости возможны дополнительные обследования офтальмологом и отоларингологом для выявления или уточнения состояния зрения и слуха ребенка. В настоящее время широко используются дополнительные методы исследования.
Для правильной постановки диагноза, особенно в случаях дифференциальной диагностики — между задержкой психического развития и олигофренией в степени дебильности, большое значение имеют характеристики педагога школы, анализ дневников и тетрадей учащегося. Если это ребенок дошкольного возраста, то имеют значение характеристики воспитателя детского сада о поведении и успехах ребенка.
Наряду с клиническими методами обследования в настоящее время широко используются дополнительные методы (лабораторные, электрофизиологические и др.). К лабораторным относятся исследования крови и мочи, которые могут подтвердить наличие отклонений в состоянии здоровья ребенка. Биохимические анализы позволяют выявить нарушения обменных процессов. В неврологическом стационаре при необходимости делают пункцию и берут на анализ спинно-мозговую жидкость (ликвор), в которой могут быть обнаружены следы крови при травме, обводненность при гидроцефалии, наличие патогенной микрофлоры при воспалительных процессах.
При подозрении на наследственное заболевание ребенка направляют в медико-генетическую консультацию для проведения хромосомного анализа (определение количества хромосом, их расположения и целостности).
К дополнительным методам обследования относится краниография, позволяющая уточнить размеры черепа (уменьшение или увеличение), определить плотность костей (утолщение или истончение костной стенки), уплощение свода черепа, состояние турецкого седла (место расположения гипофиза), наличие пальцевых вдавлений и кальцинатов, следов травмы черепа. В нейрохирургической клинике для уточнения локализации патологического процесса используются методы пневмоэнцефалографии, вентрикулографии и ангиографии, выявляющие особенности строения желудочковой и сосудистой систем, субарахноидального пространства.
Компьютерную томографию мозга (КТ) используют для уточнения характера морфологического дефекта. Она позволяет выявить наличие и локализацию кровоизлияний, врожденные пороки развития мозга у новорожденных, кисты, очаги глиоза, кальцификаты, объективные признаки гидроцефалии, степень расширения желудочковой системы, расположение опухолевого процесса у детей других возрастов.
В настоящее время в стационарной и амбулаторной практике широко используются методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и эхографии (ЭХО). ЭЭГ позволяет оценить состояние электрической активности мозга, выявить судорожную готовность, старые рубцовые изменения, течение нервных процессов (биотоки мозга изменяются в области патологического очага). Методом эхографии определяют состояние желудочковой системы. Расширение желудочков мозга или их смещение указывает на внутрижелудочковую гидроцефалию.
Комплексное обследование и наблюдение за больными позволяет уточнить диагноз и проследить динамику болезненных симптомов.
Установление медицинского психоневрологического диагноза должно базироваться на совокупности всех данных, собранных о ребенке. Однако решающим моментом в заключи-тельной диагностике будет состояние нервной системы и психики.
Для педагогов-дефектологов заключение врача-невропатолога или психоневролога имеет особо важное значение прежде всего потому, что он констатирует или отвергает перенесение ребенком мозгового заболевания. Это обстоятельство в какой-то мере определяет объем и форму лечебно-педагогических мероприятий, иногда и тип школы. Понимание сущности нарушений, происходящих в нервно-психической сфере ребенка, помогает педагогу более осмысленно и целенаправленно строить педагогическую работу.
Тесная связь между врачом и педагогом-дефектологом — залог успешной работы по воспитанию, обучению и приспособлению к трудовой жизни аномальных детей.




Заключение

Анализ литературы по теме исследования показывает, что проблема изучения особенностей организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии в настоящее время является актуальной в связи с увеличением детей с разнообразными нарушениями.

На наш взгляд существующие исследования этой проблемы не в полной мере охватывают все вопросы, возникающие в ходе рассмотрения этой темы. Указанная проблема требует большой научной и экспериментальной работы.

Среди детей среднего дошкольного возраста преобладают нарушения речевого развития.

Итак, при ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии будут являться: соблюдение принципов раннего выявления детей с проблемами в развитии и оказания своевременной помощи:

Сотрудники обеспечивают как можно более раннее выявление индивидуальных и типологических особенностей ребенка и последующий их учет в работе с детьми.

Используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных видах деятельности, сотрудники выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Сотрудники обращают внимание на особенности базовых проявлений активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития.

На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрослых сотрудники ДОУ выявляют детей со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.

При обнаружении у ребенка, отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), сотрудники организуют более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).

При квалификации наблюдаемых особенностей детского поведения как отклонений сотрудники могут руководствоваться следующими критериями: изменение привычного для данного ребенка поведения в целом; несоответствие поведения половозрастным нормам развития; длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка; тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения; «синдромологичность»; специфичность возникновения того или иного симптома отклонения, указывающая на социальный характер причины его возникновения; пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым; запаздывание в формировании навыков опрятности.

Пока причины отличающегося от общевозрастных норм поведения не выяснены, сотрудники строят свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди».

По выяснении причин отличающегося от общевозрастных норм поведения ребенка и разрабатывается перспективный план его развития и коррекции; сотрудники, используя возможности игр, занятий, режимных моментов, включаются в коррекционный процесс. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-трех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения.

В качестве базового развивающего и коррекционного метода использовать игровую деятельность.

На первичном обследовании применять небольшой набор методик.

Для выбора конкретных методик обследования детей того или иного возраста следует опираться на уровень «нормального» развития, который характерен для ребенка без психофизических отклонений.

Воспитатель должен владеть методами, направленными на развитие:

позитивного самовосприятия детей с одновременным уважением ценности другого человека; навыков сотрудничества, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем; навыков эффективного самовыражения в гармоничном единстве вербальных и невербальных составляющих.

Итак, гипотеза, что при исследования о том, что особенностями организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии будут являться соблюдение принципов раннего выявления детей с проблемами в развитии и оказания своевременной помощи, в качестве базового развивающего и коррекционного метода использование игровой деятельности, опора на уровень «нормального» развития, который характерен для ребенка без психофизических отклонений и владение воспитателем методами, направленными на развитие, получила подтверждение.






Список использованной литературы

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: ВЛАДОС, 1994.

2.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. С. 506-518

3.Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 1999.

4.Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

5.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения. - М., 1997.

6.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М, 1990 г.

7.Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002.

8.Введение в психодиагностику /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1999.

9.Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). - М., 1969.

10.Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка //Вопросы психологии. 1983г. №2.

11.Венгер Л.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.

12.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

13.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. 1979г.

14.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 1984г.

15.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1982.

16.Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

17.Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. - М., 2001.

18.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.

19.Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - М., 1996.

20.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Педагогика, 1979.

21.Компенсирующее обучение в России: Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. - М., 1997.

22.Конструируем: играем и учимся: Lego Dakta материалы развивающего обучения дошкольников. - М., 1997.

23.Кряжева И.Л. Развитие эмоционального мира детей. - М., 1996.

24.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Медицина, 1985.

25.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983 г.

26.Лубовский В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. - 1971. - № 6.

27.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994.

28.Люблинская А.А. Детская психология. М.:1971г. с. 200-234.

29.Мамайчук И.И., Трошихина Е.Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. - №3.

30.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997.

31.Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М.: Педагогика. 1985г.

32.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.

33.Общая диагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1987.

34.Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского и др. М.: Просвещение. 1986г. с. 291.

35.Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 1997.

36.Основы специальной психологии // Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2007. - 480 с.

37.Панфилова М.Л. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М., 2000.

38.Певзнер М.С. Дети - олигофрены. - М.: Медицина. 1959

39.Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 1996.

40.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.

41.Практическая психодиагностика: Методы и тесты. - М., 2001.

42.Психология развития.// Под ред. Марцинковской Т.Д. М, 2001 г.

43.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. - М., 1999.

44.Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя. - М., 1992.

45.Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004.

46.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М, 1995.

47.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. М, 1989 г.

48.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Медицина, 1979.

49.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.

50.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. - М., 2000.

51.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.

52.Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1996.

53.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 390 с.

54.Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990.

55.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.

56.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998.

57.Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. -432 с.

58.Штейихард Л. Юнгианская песочная терапия. - М., 2001.

59.Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Педагогика. 1978г.

60.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Общие принципы обследования детей

Автор: Лебедева Анастасия Викторовна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства