Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи дошкольников посредством физического развития"»
Развитие речи дошкольников
посредством физического развития
2 слайд - Всем известно, что движение - это жизнь. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
3 слайд - Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
4 слайд - Как сделать правильно так, чтобы двигательная активность стала не только полезной для здоровья ребенка, но и способствовала развитию его речи?
Для решения этой проблемы я сформулировала следующие задачи:
1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.
2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей, воспитателей и педагогов ДОУ через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
Положительные результаты в решении задач по речевому развитию дошкольников достигаются при использовании разнообразных форм двигательной деятельности. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников.
5 слайд - Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и т.д.
Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами
6 слайд - Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников во время двигательной активности:
7 слайд - Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или педагог четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов: например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.
8 слайд - Неотъемлемой частью образовательной деятельности является физкультминутка, которую организовывают не только для снятия физического и умственного напряжения, но и для развития речи у детей. Особенно эффективна методика проведения «Расскажем стихотворение руками». Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, мысленно превращаясь в различных животных, птиц, сказочных героев.
С развитием речи особенно тесно связано развитие мелкой моторики. Движения рук, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи ребёнка. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому для повышения уровня речевого развития ребенка, использую на занятиях и в играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемый «пальчиковый игротренинг». Что включает в себя “Пальчиковый игротренинг” вы видите на экране. 9 слайд
Игры с пальчиками.
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
Пальчиковые игры со скороговорками.
Пальчиковые игры со стихами.
Пальчиковый алфавит.
Пальчиковый театр.
Театр теней.
Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
Примеры пальчиковых игр: «Муха»
На паркете восемь мух
Польку танцевали,
(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидали паука – в обморок упали!
(роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепёшки»
Тошки-тошки-тошки!
Испечём лепёшки!
(дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)
Дрожжи, сахар, соль, яйцо
(загибают пальцы одной руки)
И парное молоко,
Муку положили, тесто замесили
(«посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)
Тошки-тошки-тошки!
Напекли лепёшки!
(«пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).
10 слайд – Считалки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Примеры считалок:
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
***
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Примеры зазывалок:
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю!
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем-
За уши поднимем!
Речёвка - небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз - короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
11 слайд - Объяснение правил игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю), а за тем, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
12 слайд - Прогулка - это событие, которого ждут с нетерпением дети. На прогулке организуют подвижные игры. Чтобы игра стала более интересной и способствовала развитию речи, включают в неё песни, считалки, детские стихи, стихи собственного сочинения. Большой популярностью у ребят пользуются речевые подвижные игры. В основе такого рода игр лежит импровизация движений. Для лёгкого запоминания обычно выбирают стихотворения с сюжетной линией. Тексты для спортивных и речевых игр учат с ребятами в свободное время, часто поручают это ответственное задание родителям. Дети с удовольствием изображают и проговаривают то, о чём говорит педагог. В речевой игре ребята развивают не только речь, но и воображение, мышление память. Каждый ребёнок выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.
Например: Игра с мячом «Мой веселый звонкий мяч».
Игра «Брось-назови!»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.
Пояснение: Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Города: Таллин, Москва, Рига…
Звуки животных: кошка - «мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
Таким образом, считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает двигательную активность полезной и увлекательной.