Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей в условиях семьи» родительское собрание»
Родительское собрание во второй младшей группе: «Развитие речи детей в условиях семьи»
1 cлайд
Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи».
Ход собрания.
Учёными доказано, что каждый человек рождается лишь со способностью к речи, и эту способность надо развивать. А развивать её можно специальными средствами, основными из которых являются: общение детей со взрослыми и сверстниками, определённые условия, созданные вокруг ребёнка, способствующие речевому развитию (то есть речевая среда), речь взрослых, окружающих ребёнка, художественная литература, игры с пальчиками. Именно эти средства речевого развития ребёнка в домашних условиях мы вместе обсудим и разберём.
2 слайд
Первый вопрос.
Какой должна быть речь взрослых, окружающих ребёнка?
Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых отвечала следующим требованиям:
правильность - речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
четкость - слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
простота - взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;
повторяемость - одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одной игры, затем они повторяются в последующих играх;
богатство - взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
Предлагаю вам поиграть в игру «Прилагательные».
На примере природных явлений. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
3 слайд
Второй вопрос.
Что такое речевая среда в домашних условиях?
Предлагаю вам разделиться на две команды. Перед вами на столах лежат листы бумаги и карандаши. Подумайте, посовещайтесь и запишите свой ответ на этот вопрос. Можно одним предложением, можно несколькими.
Родители записывают ответы на листах, затем эти ответы зачитывает педагог и делает обобщение.
Развивающая речевая среда в домашних условиях – это книги, настольные игры, игры для развития мелкой моторики, игрушки для сюжетной игры. Все материалы должны быть расположенные в определенном месте, доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка.
4 слайд
Третий вопрос.
Знакомство детей с произведениями художественной литературы в домашних условиях. Прошу вас ответить на несколько вопросов.
-Любит ли ваш ребёнок слушать произведения художественной литературы?
-Есть ли любимое литературное произведение у вашего ребёнка?
-Как часто вы читаете своему ребёнку, рассматриваете с ним картинки?
-С какими произведениями вы предпочитаете знакомить своего малыша (сказки, рассказы, стихи)?
-Как вы считаете, нужно ли вообще знакомить ребёнка с художественной литературой?
Чтение детских книг для всех поколений детей является любимым занятием. Детская книга рассматривается как важное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов и образных выражений. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Поэтому произведения детской художественной литературы должны стать неотъемлемой частью жизни ребёнка. И здесь существуют определённые требования, которые необходимо учитывать, знакомя ребёнка с художественным произведением.
1.Читать ребёнку дошкольного возраста можно не более 20 минут, затем его внимание рассеивается.
2.Подбирать произведения необходимо с учётом возраста.
3.Ребёнок не может всегда быть только слушателем. Он может повторять за вами слова, предложения, говорить о своих ощущениях.
4.Нужно демонстрировать ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга-это не игрушка. Приучайте бережно относиться к книге.
5.Во время чтения старайтесь передать голосом характеры героев, смешную или грустную ситуацию.
6.Во время чтения нужно сохранять зрительный контакт с ребёнком. Так он чувствует, что вы читаете для него, а вы видите, какие чувства вызывает у ребёнка то, о чём вы читаете.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно превратить в загадки.
«Загадки про сказки» (нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)
2)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Курочка – Ряба)
Четвёртый вопрос.
Кроме чтения художественной литературы, детям необходимо развивать мелкую моторику рук. Учёными доказано, что разнообразные действия пальцев рук активизирует речевое развитие, так как речевые зоны коры головного мозга расположены очень близко к зонам, отвечающим за движение пальцев рук. Между ними существует очень тонкая связь. В домашних условиях с детьми можно использовать разнообразные игры для пальчиков: собирать мозаику, мелкий конструктор; лепить из пластилина, рвать бумагу на мелкие части, перебирать крупу, собирать на леску пуговицы, бусины, выполнять штриховку, пальчиковые игры.
Предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Торт».
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики) Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто) Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу) А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга) И кокосовою кpошкой Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук) А потом заваpим чай — Друзей в гости пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Истоки
5 слайд (Обложка книги «Добрый мир»).
Уважаемые родители, мы сейчас с детьми изучаем на кружке «Наши истоки» книгу «Добрый мир».
Ранее детство часто называют «золотой порой». Ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, прежде всего отца и матери. Родители радуются появлению малыша и щедро дарят ему свою ласку, заботу, доброту и любовь.
Добрая и ласковая мать, строгий, но справедливый отец делают жизнь ребенка по – настоящему счастливой. В эту пору детства все представляется ребенку новым, ярким, удивительным. Он открыт миру, доверяет ему, чувствует себя его частью, поэтому приписывает окружающим предметам те же добрые чувства и желания, которые обнаруживает у самых близких ему людей. Добрые образы детства ребенок буквально впитывает в себя, обладая очень сильной восприимчивостью, так развиваются любовь и доверие к миру, который воспринимается им по – настоящему добрым.
Слайд 6(картинка с мамой)
Первый и любимый образ на всю жизнь – это образ мамы. Мама согревает малыша своей добротой, защищает от жизненных бед. Издавна все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Народная мудрость, объединив эти два образа, гласит: «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
Слайд 7 ( пословицы)
Есть и другие рус. народные пословицы например:
- «Нет такого дружка, как родная матушка»,
- «Сердце матери греет лучше солнца»,
- «Материнская молитва со дна моря достанет»,
- «Отца с матерью почитать - горя не знать»,
- «Что мать в голову вобьёт, то и отец не выбьет».
Слайд 8 ( видео)
Уважаемые родители, а теперь послушайте, как о мамах говорят ваши дети.
Слайд 9 ( Картинка мамы с ребенком)
А сейчас предлагаю вам родители немного подумать над вопросом.
За что Вы благодарны своей маме? Поделитесь пожалуйста чувствами. (ответы родителей).
Слайд 10 Картинка сказки).
Мудрое слово передается из поколения в поколение через книгу. Одна и та же сказка может быть полезна как для малышей, так и для взрослых.
К примеру, русская народная сказка «Золотое яичко».
Как вы думаете, что является главным в этой сказке? Чему учит сказка? (ответы родителей)
Слайд
По славянской мифологии яйцо – это символ жизни, а золотое яичко – это духовная сила. Читая эту сказку детям мы на подсознательном уровне раскрываем, что:
Жизнь – великий дар, особая ценность.
Мир полон чудес. Разглядеть их, познать, приобщиться к ним – наша задача. ( иногда случаются чудеса и курочки несут золотые яйца)
Яйцо простое голод утоляет, тело питает, а вот золотое – душевные силы умножает.
Слайд ( курочка с яйцом)
А сейчас информация для взрослых. По славянской мифологии, напомню еще раз, яйцо - символ жизни. В сказке говорится « Жили - были Дед и баба. Снесла курочка Ряба яичко…» ( символ семейной жизни) В сказке дедушка и бабушка не уберегли яичко Что делали с ним? (били его). Это значит: жили не дружно, ругались, сорились, не внимательны, не терпеливы были друг к другу. И когда прибежала мышка смогла случайно разбить его. Как чувствовали себя дед и баба, после того как мышка разбила яйцо? (плакали). Плохо, не весело им было. Не уберегли они семейного счастья. Пожалела курочка Ряба деда и бабу и снесла им золотое яичко
( приумножила их духовные силы). Этим даром в сказке дается понять, что дед и бабушка должны обратить внимание на доброе, хорошее отношение между собой в дальнейшей жизни.
Слайд 11 (Пословицы)
Родители посмотрите, пожалуйста, какие русские пословицы можно рассказать детям:
Мир не без добрых людей.
Доброму Бог помогает.
Добрый человек в доброте проживет век.
Добоое слово сказать- посошок в руку дать.
Слайд 12
А теперь давайте подумаем в месте, что может сделать каждый из нас, чтобы мир ребенка был добрым? (ответы родителей).
- Любить ребенка.
- Читать детям добрые книжки.
- Ходить в месте в гости что бы ребенок смотрел как нужно себя правильно вести.
- примером быть для своих детей в общении с близкими, родными, знакомыми и окружающими людьми, животными (дети как губки все видят и все подмечают - впитывают в себя правила общения.)
Слайд 13 Желаем Вам счастья и успехов в воспитании в воспитании ваших малышей. Спасибо Вам большое за внимание.