kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники».

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка полезна педагогам,использующим в своей работе мнемотаблицы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники».»

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники».



В дошкольном  возрасте у детей диагностируют проблемы с развитием речи  Общаясь с дошкольниками,  мы сталкиваемся с такой проблемой, как  неумения составить рассказ, запомнить стихотворение, пересказать текст, составить предложение, как простое так и распространенное.

Перед педагогом стоит  задача : помочь детям  грамотно рассказывать  о тех или иных событиях, окружающих их, как можно быстрее запомнить стихотворе-ние.
По мнению В. Эльконина, С. Л. Рубинштейна , что бы помочь ребенку быть бо-лее общительным необходимо использовать наглядность. Для того что бы ребенка научить правильно говорить, быстрее запомнить стихи, составить рассказ или сказку в работе я применяю такой прием как  - мнемотехнику.
Ребята  рассматривают картинки,схемы ,манипулируют ими ,выделяют их
признаки , в ходе чего происходит  пополнение  словарного  запаса, они составляют предложения,связанные по смыслу, рассказывают истории из личного опыта,.
Становление речи у детей , по мнению Л. С. Выготского, происходит при помощи составленного плана, план помогает детям в речевом развитии.
Для того чтобы речь детей развивалась правильно и своевременно,  я применяю различные приемы,  мнемотеника-один из таких приемов. 

В дошкольной педагогике давно известно о приеме мнемотехника, в разных источниках этот прием называют по – разному.
Применение мнемотехники актуально в настоящее время.
Мнемотехника - «искусство запоминания»(в переводе с греческого)
Мнемотехника -совокупность методов и приёмов, с помощью которых можно легче запомнить и воспроизвести текст. Таблицы -это конспекты в схемах и картинках,
работая  по ним строим работу  от простого к сложному. Одно слово можно изобразить при помощи мнемоквадрата, С помощью мнемо-

квадратов  дети самостоятельно определяют  признаки ,свойства  объекта, с ко-торым работают ,обогащается их словарный запас.
С помощью мнемодорожки дети знакомятся  с составлением текста,появляется умением  составить небольшой рассказ.   После  усвоения мнемоквадратов и  мнемодорожек  переходим к  мнемотаблице– это уже схема текста.
В мнемотаблице каждое слово или словосочетание изображается схематично.

Схема является  планом для составления определенного текста, дети выстраивают последовательно свою речь.
Создавая мнемотаблицы необходимо помнить о том, что изображенное дети должны понимать ,для того что бы они смогли передать содержание  по  условно-наглядной схеме.
Стихотворение, изображенное схематически  проще запомнить. Для того чтобы научиться ребенку запомнить они ,  используют  опорные рисунки,запоминание носит непроизвольный характер еще и потому ,что у  детей в дошкольном возрасте  преобладает наглядно-образная память. Используя схемы-мнемотаблицы, заучивание для дошкольников превращается  в игру увлекательную и интересную.
Более сложным  для детей является составление описательного рассказа. Что бы составить рассказ необходимо проаналзировать,  выделить признаки
предмета. Для составления описательного рассказа  о животных,одежде, игрушках, растениях  представленные схемами 

 помогают детям определить свойства , установить последовательность расска

зывания, обогащают словарь.
Творческие рассказы дети придумывают с удовольствием и для того что бы
они были не однообразны, логичны я применяю  так же мнемотаблицы,
они помогают детям.
Для многих детей  трудно пересказать текст . Применяя мнемотаблицу дети  

концентрируют  свое внимание на последовательности построения предложе-ний, на правильность построения.
Работа по мнемотаблице состоит из трех этапов
1 этап:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап:
Переобразование абстрактных символов в образы.
3 этап:
Составление рассказа, сказки,загадки по заданной теме.
Применяя мнемотехнику  творчество воспитателя постепенно переходит  к 

совместному творчеству ребенка со взрослым.
В настоящее время детям интересно смотреть мультфильмы, играть в игры.
Можно так же с пользой  использовать  для них и гаджеты.Есть живые  мнемо-таблицы. Для ребенка будет интересно смотреть , как оживает схема, вернее 

картинки  из схемы и он будет запоминать текст.
Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направле-ниях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
И в завершении мастер-класса предлагаю вам закончить фразы:
Мне  было интересно..
Я узнала...
Мне захотелось..































Список использованной литературы

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

  2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

  3. Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991

  4. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Москва “Баласс”, 2000 — 21с.

  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Москва, 2005. - с. 59

  6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

  8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988., стр.73.

  10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

  11. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

  12. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Арутюнова Валентина Александровна

Дата: 07.11.2022

Номер свидетельства: 616879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "«Развитие связной речи посредством мнемотехники»"
    ["seo_title"] => string(49) "razvitie_sviaznoi_rechi_posredstvom_mnemotekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "486432"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542626311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства