kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи детей 3–4 лет посредством малых фольклорных форм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрываются основные задачи развития речи у дошкольников с использованием малых фольклорных форм. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей 3–4 лет посредством малых фольклорных форм»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ


ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ



Речь – это главная потребность человека для взаимодействия с окружаю-щими. Развитие речи начинается с самого раннего возраста, когда у ребенка формируются речевые навыки и умения: когда ребенок учится говорить пред-ложениями. Когда начинает понимать свою речь и речь собеседника.


Так как ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учре-ждении, то педагоги ставят перед собой такие задачи по развитию речи ребен-ка: воспитание звуковой культуры речи; формирование словарного запаса; формирование грамматического строя речи. Для достижения необходимого ре-зультата по развитию речи ребенка применяются различные приемы и методы. Одним из эффективных приемов, на мой взгляд, является использование малых фольклорных форм (потешек, прибауток, попевок) во всех видах совместной деятельности с ребенком, таких как просыпание, умывание, купание, кормле-ние, одевание, раздевание, засыпание, бодрствование. Любое действие по уходу за ребёнком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций с ним. Фразы должны быть короткие. Ещё лучше говорить с ребёнком рифмованными

фразами. Они притягивают и развивают слухоречевое внимание ребенка, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие речи.


Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое


  • нем создавалось, специально для детей. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат ма-


ленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэти-ческими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.


Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образо-вательной деятельности, так и в повседневной совместной деятельности детей.


  • их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.


А.П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Сухомлинский считал,


что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. А по мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, содержит в себе большие возможности


  • формировании фонематического восприятия. Этому способствует их особая интонация: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, а также наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний. Ко-


лыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.


Таким образом, фольклор один из действенных и ярких средств народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоцени-мую роль в нравственном и речевом развитии.

Еще одним из условий результативности развития речи детей является со-здание развивающей предметно пространственной среды. В группе и дома должны быть подобранны соответствующие настольно-печатные игры, книж-ки-игрушки, сказки, наглядный материал (иллюстрации к сказкам и потешкам), которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра.


Особое место в формировании речи ребенка занимают музыкальные игры-потешки, которые окажут положительное влияние на сенсорно-моторное и эмоциональное развитие малышей.


Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.


Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчико-вых игр или логоритмических упражнений, которые также способствуют разви-тию речевого общения. Простые движения рук помогают убрать напряжение и повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми жизненно важными уме-ниями – правильно держать ложку, чашку, умываться.


Таким образом, мы видим, что воспитательное, познавательное и эстетиче-ское значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художе-ственную форму, мелодику и ритм родного языка. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отноше-ние к окружающему миру; потешки, приговорки, попевки обогащают чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.


Список литературы


  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Про-


свещение, 1981.


  1. Гридина В.Т. Читай, играй, веселись / В.Т. Гридина. – М.: БАО-Пресс,


2005.

    1. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми /


  • Орлова // Дошк. воспитание. – 1984. – №4.


4. Тарабина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т.И. Тарабина. – Ярославль: Академия развития, 1997.


  1. Тишунина Н.А. Развитие речи детей раннего возраста посредством ис-пользования произведений устного народного творчества / Н.А. Тишунина; под. ред. канд. пед. наук Г.В.Гнайковой. – Волгоград. Изд-во ВГАПК РО, 2008.


  1. Абашкина О.И. Консультация «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм» / О.И. Абашкина


[Электронныйресурс]


https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/405683-konsultacija-razvitie-rechi-detej-rannego-voz



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи детей 3–4 лет посредством малых фольклорных форм

Автор: Кислых Юлия Петровна

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект открытого занятия «Здравствуй, солнышко»"
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_otkrytogo_zaniatiia_zdravstvui_solnyshko"
    ["file_id"] => string(6) "556383"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1598305048"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  учебному курсу «Литературное чтение»  3 класс     2015-2016"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaiaprogrammapouchiebnomukursulitieraturnoiechtieniie3klass20152016"
    ["file_id"] => string(6) "258970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448620945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства