kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие образной речи детей по средствам устного народного творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте развитие речи начинаеться с первых "связных слов",а заканчиваеться связной речью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие образной речи детей по средствам устного народного творчества»

Развитие речи детей по средствам устного народного творчества


Содержание

Введение                                                                                                         3

        1. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования.                                                                                     7

2. Формы и средства развития речи детей старшего дошкольного
возраста.                                                                                                                  17

        3. Устное народное творчество и его использование в работе по развитию речи с детьми  старшего дошкольного возраста.                              29

        4. Организация работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.                                         50

Заключение                                                                                                   78        Список литературы                                                                        79

        Приложение                                                                                85

Введение

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им усвоить и усвоение знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие дальнейшего успешного обучения детей, так как посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления и с помощью слов дети обучаются выражать свои мысли.

В дошкольном возрасте речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи - умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению не все дети  в достаточной степени овладевают необходимыми речевыми умениями.

Психологи и педагоги (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. А хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но, к сожалению, в последнее время речь начинает терять свою эмоциональность и красочность, в словарь все больше входят иностранные слова, уже в дошкольном возрасте дети начинают пользоваться «языком компьютера», который лишен окраски, образности. Также остро встает вопрос  о чистоте детской речи. Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи.

Обучение правильной во всех отношениях речи - задача общественной значимости. Существует много средств для формирования правильной речи и  устранения ее недостатков, одним из них являются произведения устного народного творчества. Сказки, потешки, поговорки, скороговорки, пословицы, являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, чувства ритма и рифмы, эти произведения готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную ее выразительность. Они выступают совершенными образцами речи, которые ребенок слышит, повторяет и усваивает. Поэтому очень важно, чтобы произведения устного народного творчества широко применялись в практике детских садов для развития речи детей во всех возрастных группах. Ведь приобщение к народному творчеству имеет большое  значение в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.

Нельзя сказать, что устное народное творчество в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, загадкам, песням, пословицам, прибауткам, но отсутствие системы в работе, отсутствие учёта отнесённости произведений  устного народного творчества к определённому возрасту детей не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении.

Исследования, посвященные использованию произведений устного народного творчества в работе по развитию речи  детей дошкольного возраста, полно описывают их особенности и возможности в работе с детьми раннего и младшего возраста. Также достаточно подробно освещен вопрос о применении сказок, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в развитии речи детей среднего и старшего возраста. Проблема состоит в том, что нет исследований, в которых были бы описаны возможности использования всего жанрового разнообразия произведений устного народного творчества в развитии речи в старшем дошкольном возрасте. Всё это определяет актуальность данной проблемы: использование устного народного творчества в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

А актуальность данной проблемы определила тему методической разработки: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

Цель методической разработки: изучить возможности использования произведений устного народного творчества в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. На основе теоретического исследования данной проблемы разработать и апробировать перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений устного народного творчества.

 Объект изучения: развитие речи детей старшего дошкольного возраста как направление деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Предмет изучения: устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Устное народное творчество будет являться эффективным средством развития речи детей старшего дошкольного возраста при условии адекватного отбора произведений разного жанра и их последовательного усложнения соответственно возрасту детей и использования не только на занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах в течение дня.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Описать качественные характеристики и показатели развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений устного народного творчества.

1. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования.

Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, обобщения, управление своим поведением.

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом ребенок овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигли определённого уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развилась речь, нужна речевая среда. Однако и этого не достаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.

 В старшем дошкольном возрасте большинство детей, отмечает О. С. Ушакова, правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. У них накапливается значительный запас слов, обозначающих все части речи. По данным Д.Б. Эльконина рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

  • в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.

  • в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273 [69, с. 163].

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых, распространенных предложений с однородными членами, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым названием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру [58, с. 175].

Основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Работа по достижению данной цели ведется в двух направлениях:

- овладение правильной речью, которая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии нормами языка. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями;

- усвоение высшей ступени овладения литературным языком (овладение хорошей речью), которая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения, то есть выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность[2, c. 51].

Таким образом, по мнению О. С. Ушаковой, основная, общая задача развития речи детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей, которая состоит из ряда частных, специальных задач[58, c.6]. Три аспекта характеристики этих задач выделены результатами исследований проблем развития речи, проведенными под руководством Ф. А. Сохина. Во-первых,  структурный (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); в-третьих, когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи) [там же, c. 9].

 Кратко рассмотрим, какие задачи решаются в рамках каждого направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.  

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи  выделяют Ф.А. Сохин, О. С. Ушакова дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно  выразительной речи. Формирование звуковой культуры речи связано  с работой по дифференциации звуков: шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к), звуков л и р, твердых и мягких (д-дь, л-ль и др.). Различие звуков проводится одновременно по акустическим и артикуляционным их свойствам. Дифференциация проводится не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по  совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, то есть всех сторон звуковой культуры речи [44, с. 68; 58, с.176].         

Как отмечают О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, в этом возрасте  продолжается работа по обогащению уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обогащать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации [61, с. 75; 58, с. 176 ].    




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие образной речи детей по средствам устного народного творчества

Автор: Дёмина Марина Геннадьевна

Дата: 23.01.2023

Номер свидетельства: 623849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"
    ["seo_title"] => string(60) "vliianiiefolkloranarazvitiieriechidietieimladshieghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306055"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458044163"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(121) "ispol-zovaniie-eliemientov-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "218180"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433693577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Технологии речевого развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(44) "tekhnologii_rechevogo_razvitiia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "492796"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545788998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства