Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о том, что эффективное формирование социальной активности в обществе возможно, если начинать систематическую работу в этом направлении уже в период дошкольного детства. Предлагается терминологическое определение понятия «социальная активность» применительно к дошкольному возрасту. Выявляются условия, необходимые для развития начал социальной активности дошкольников.
Просмотр содержимого документа
«Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста»
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о том, что эффективное формирование социальной активности в обществе возможно, если начинать систематическую работу в этом направлении уже в период дошкольного детства. Предлагается терминологическое определение понятия «социальная активность» применительно к дошкольному возрасту. Выявляются условия, необходимые для развития начал социальной активности дошкольников.
Социальная активность — одна из важнейших ценностей современного российского общества. Вопросам развития социальной активности в России сегодня уделяется повышенное внимание на самом высоком государственном уровне. В частности, раздел по развитию социальной активности в обществе в 2018 году был включен в качестве составной части в программу основных направлений работы Правительства РФ на период до 2024 года (раздел 4.9). В свою очередь Национальный проект «Образование», утвержденный в том же году, вобрал себя в качестве важнейшего элемента Федеральный проект «Социальная активность». О необходимости последовательного развития социальной активности в обществе неоднократно высказывался и Президент Российской Федерации. В частности, 1 марта 2018 г., выступая перед парламентариями страны с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, В. В. Путин отметил, что «социальная активность делает нас одним народом, способным к достижению больших целей». Сегодня совершенно очевидно, что формирование и последовательное развитие социальное активности граждан необходимо начинать с самого раннего, дошкольного возраста, поскольку важнейшие социальные поведенческие установки наиболее продуктивно формируются именно в детстве. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов ДОУ на развитие начал социальной активности дошкольников в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (п. 2.6), однако стандарт не дает разъяснения, что именно следует понимать под термином «социальная активность» при работе с детьми дошкольного возраста. В этой связи исследователи предлагают различные авторские трактовки. Некоторые из них являются излишне обобщенными, а потому размытыми и нечеткими по своему понятийному содержанию (например, определение М. А. Нугаева, характеризующего социальную активность как «свойство и состояние деятельности человека», и определение Т. П. Богдановой и В. А. Долгополова, предложивших считать социальной активностью «свободную, осознанную, напряженную деятельность») [5]. Другие, хотя и отражают сущностные признаки данного понятия, тем не менее, не раскрывают специфики социальной активности применительно к детскому возрасту (в качестве примера можно привести определение М. И. Рожкова, который социальную активность трактует как «реализуемую готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений», и определение Е. А. Ануфриева, предложившего считать социальную активность «мерой социальной дееспособности человека»). Среди существующих трактовок удачным на сегодняшний день можно признать определение понятия «социальная активность» применительно к периоду дошкольного детства, предложенное Е. А. Шанц. Автор в своем исследовании характеризует социальную активность дошкольников как «деятельное инициативное отношение …к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности» [6]. При таком понимании становится очевидным, что о существовании социальной активности у дошкольников можно говорить только тогда, когда в поведении детей проявляются: − социальные мотивы их деятельности; − социальная инициатива; − воля к социально активной деятельности; − ориентация на социально значимые потребности. Сама по себе социальная активность дошкольников деятельностна по своей природе, т. е. она проявляет себя в социальной деятельности, в различных актах активного социального действия (с учетом возрастных особенностей и возможностей детей). Можно говорить о том, что развитие социальной активности детей дошкольного возраста в целом отвечает решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников, предусмотренных ФГОС ДО. В частности, целенаправленная работа педагогов ДОУ над развитием различных форм социальной активности у детей призвана способствовать активному и деятельностному усвоению ими социальных норм и ценностей современного общества, освоению дошкольниками различных навыков социального общения и взаимодействия (как со сверстниками, так и со взрослыми). По этой причине развитие социальной активности в детском возрасте должно сегодня рассматриваться как неотъемлемый элемент социального воспитания подрастающего поколения. Целесообразность последовательного ведения педагогической работы в ДОУ в этом направлении на этапе дошкольного детства определяется тем, что такая работа позволяет на выходе из детского сада получить выпускника ДОУ, ориентированного не на пассивное созерцание действительности, а стремящегося к активному ее преобразованию в своей продуктивной социальной деятельности. По мнению исследователей, развитие начал социальной активности у ребенка дошкольного возраста необходимо осуществлять по мере постепенного его включения в систему общественных отношений. Это, как отмечают Т. В. Поздеева и О. П. Казакова, «способствует развитию его личности, а, следовательно, и различных форм социальной активности как системообразующего фактора самой личности» [5]. Чтобы в ДОУ осуществлялось поступательное развитие начал социальной активности детей, необходимо создавать педагогические условия, способствующие этому. Таких базовых условий несколько. Во-первых, позитивное отношение всех взрослых участников образовательного процесса в ДОУ (педагогов, родителей и др.) к социальным инициативам детей (стимулирование социальных инициатив, мотивирование к социальным инновациям, помощь в их разработке и практическом осуществлении и др.). Во-вторых, социальная проблематизация развивающей образовательной среды ДОУ (например, посредством организации занятий с включением в них проблемных социальных ситуаций, понятных для детей того или иного возраста), что способствует развитию у детей умения видеть социальные проблемы и генерировать идеи по их положительному решению. В-третьих, использование в образовательном процессе ДОУ социально значимых сюжетных игр, ориентированных на решение практических социальных проблем и задач (на уровне, адаптированном для детей соответствующего возраста). В-четвертых, развитие социально-активной проектной деятельности дошкольников и предложение в качестве тем социальных проектов актуальных проблемных ситуаций, характерных для современного общества и доступных для осмысления и практического разрешения детям дошкольного возраста (в том числе с привлечением родителей и других детей к этому процессу). Проектная деятельность дошкольников по своему характеру является инновационной и творческой. Поэтому она как никакая другая стимулирует активный социальный поиск детей, стимулирует инновационность детей в социальной сфере, их активное социальное творчество. Привлекая родителей, братьев, сестер и других родственников к участию в социальном проектировании дошкольников, педагог ДОУ может повышать интерес детей к социально-активной деятельности, развивать у них не только социальную активность, но и навыки, и культуру социального взаимодействия, укреплять детско-родительские отношения. Положительный опыт работы современных педагогов-практиков России свидетельствует о том, что систематическая работа по развитию начал социальной активности у детей дошкольного возраста при соблюдении вышеперечисленных условий позволяет к моменту выхода дошкольников из стен ДОУ сформировать у них качества личности, обладающей выраженными навыками социальной активности, умеющих проявлять собственную социальную инициативу и последовательно выступать в поддержку социальных инициатив других людей.