kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мелкая моторика относится к высшим психическим функциям. Отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности в учебной деятельности, а именно отрицательно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития»


Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития


В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей

и дарований детей – на кончиках их пальцев.»

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.


Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком снимают мышечную напряженность, развивают мелкую моторику рук, помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными.


Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.



Мелкая моторика относится к высшим психическим функциям. Отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности в учебной деятельности, а именно отрицательно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

У большинства детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности тонких движений пальцев рук, а также отставание в развитии общей моторики. Отмечаются нарушения координации, утомляемость и истощаемость движений. Это мешает им в овладении навыков самообслуживания.

Дети с задержкой в развитии держат ложку в кулаке, не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Они испытывают трудности в работе с конструктором, мозаикой, пазлами. Неправильно держат ножницы в руках. Часто отказываются рисовать потому, что большинство детей плохо владеет карандашом, линии рисунка в основном получаются кривые, неточные и слабые. При выполнении любого задания, где требуется использование пальцев рук, у детей с задержкой в развитии наблюдается быстрая усталость и потеря интереса к данному заданию. Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Игры с пальчиками являются наиболее эффективными в развитии мелкой моторики. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Во время игры ребёнок учится считать, осознаёт понятия выше и ниже, право и лево. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вначале дети испытывали затруднения в выполнении многих упражнений. При повторных проведениях игры дети начинали произносить текст частично. Постепенно текст разучивали наизусть, дети произносили его целиком, соотнося слова с движением. Разученные упражнения постепенно заменялись новыми.

Содержание пальчиковых игр целесообразно связывать с изучаемой на занятии лексической темой. Например, пальчиковая игра: «Мы капусту рубим» разучиваем во время изучения лексической темы «Овощи». С пальчиковой гимнастикой «Лодочка» знакомимся во время изучения лексической темы «Транспорт».

Игры с предметами и упражнения для развития мелкой моторики рук использую, как часть занятия, в течение дня в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей. В ходе игр дети с ЗПР овладевают практическими навыками – учатся завязывать ленты, шнуровать, застёгивать пуговицы, заплетать косички и т.д., что пригодится им в дальнейшей жизни.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами. Мы используем как готовые материалы (пирамидки, игрушки – вкладыши, шнуровку, мозаику и т.д.), так и подсобный материал. Это пальчиковые бассейны с различными наполнителями: песок, крупы, мелкие камушки. Игры с пуговицами, бусинами, крышками, семенами так же вызывают большой интерес у ребенка. Из них можно выкладывать различные фигуры, рисунки, нанизывать на леску, смешивать вместе, а потом сортировать по разным коробочкам. Все это развивают у детей ловкость и силу в руках.

С использованием бросового и готового материала можно придумать большое количество дидактических игр. Они учат составлять простые сочетания по заданию педагога и по схеме, развивают мелкую моторику рук, совершенствуется глазомер, согласованность движений, учат концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируют развитие процессов мышления, развивают усидчивость. В работе с детьми с ЗПР мы используем дидактические игры: «Накорми черепаху», «Дорисуй картинку с помощью спичек (пуговиц, счетных палочек), «Разноцветные камушки», «Выложи рисунок по образцу», «Одень Мишку на прогулку» и др. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно‐двигательных ощущений.

Учитывая огромное значение развития мелкой моторики для детей, задача педагогов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук проводиться в тесном контакте с родителями и специалистами детского сада. Это помогает быстрее достичь желаемых результатов.

В результате специально организованной и систематической работы у детей с ЗПР прослеживается повышение уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, исчезла скованность движений. Дети знают и выполняют пальчиковые гимнастики, с желанием делают самомассаж, очень часто в свободной деятельности самостоятельно играют в игры с предметами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Автор: Узаирова Р.Г.

Дата: 28.02.2023

Номер свидетельства: 626820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития"
    ["seo_title"] => string(74) "razvitie_melkoi_motoriki_ruk_u_detei_s_zaderzhkoi_psikhicheskogo_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "604580"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1649692735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(77) "razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "149075"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419943241"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Творческий проект по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития: "Лепим, творим, развиваемся""
    ["seo_title"] => string(80) "tvorcheskii_proekt_po_razvitiiu_melkoi_motoriki_ruk_u_detei_s_zaderzhkoi_psikhic"
    ["file_id"] => string(6) "524754"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572358042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рзвитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса"
    ["seo_title"] => string(54) "rzvitie_melkoi_motoriki_ruk_i_konstruktivnogo_praksisa"
    ["file_id"] => string(6) "545186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585911437"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно – развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "psikhologhiia_dietiei_s_zadierzhkoi_psikhichieskogho_razvitiia_zpr_i_osnovnyie_n"
    ["file_id"] => string(6) "456704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518426415"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства