kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития: "Лепим, творим, развиваемся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР 5-7 лет. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется солёное тесто так как оно более пластично, поддатливо чем пластилин. У детей с ЗПР плохо развита моторика, не скоординированны мелкие движения пальцев. Данный проект может использовать психолог, дефектолог и воспитатель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития: "Лепим, творим, развиваемся"»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Ясли-сад комбинированного типа № 170 города Донецка"










ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУПП С ЗПР ПО РАЗВИТИЮ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК








Подготовила:

Практический психолог

МДОУ "Ясли-сад № 170

г. Донецка"

Кондратенко И.В.







2019г.

Комочек соленого теста-

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!


Актуальность.

Период дошкольного детства является важным в развитие ребёнка. По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим понятием и характеризует, прежде всего, временное отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Дети с ЗПР затрудняются использовать материал, прилагаемый типовыми программами, это связано с их особенностями. У большинства детей дошкольного возраста с ЗПР специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей, пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Также несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Работая с детьми с ЗПР постоянно находишься в поиске новых интересных форм, методов, работы. На мой взгляд именно тестопластика является интересной коррекционной технологией которая в полной мере позволяет решать многие задачи, преодолевая трудности, связанные с особенностями дошкольников с ЗПР.

Лепка - один из самых продуктивных видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях. Во время занятий по лепке ребёнок с ЗПР получает много знаний о предмете, вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. В процессе лепки можно добиться максимальной активности обеих рук, развития и укрепления мускулатуры пальцев. Исследованиями учёных Института физиологии детей (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина) была подтверждена связь интеллектуального, речевого развития и мелкой моторики рук. Занимаясь лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывают фундамент самостоятельности и креативности личности. На занятиях по лепке традиционно используется пластилин. Наблюдая за детьми во время лепки в специализированной группе я заметила, что им трудно работать с пластилином. Он недостаточно пластичен, что вызывает у детей трудности в работе с ним. Так как у детей с ЗПР страдает моторика кистей и пальцев рук, то данный недостаток пластилина, как материала, имеет большое значение. Таким образом, зная свойства солёного теста (пластичность, нежность, мягкость, податливость), было решено попробовать применить данный материал в коррекционно-развивающих занятиях направленных на развитие мелкой моторики рук.

Техника тестопластики самая несложная, но при этом самая развивающая. Работая с соленным тестом, развивая моторику можно развивать и такие высшие психические функции, как: внимание, мышление, воображение, восприятие, зрительную и двигательную память, речь.

Тестопластику можно расценивать как игровую технологию, которая развивает не только психические процессы, но и открывает мир искусства, представление о красоте и гармонии.

Поэтому данный проект особенно актуален в работе с детьми с ЗПР. В связи с тем, что контингент детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, можно сделать вывод: опыт данной работы для детей с ЗПР актуален и перспективен.

Участники проекта: Дети и родители специализированных группы с ЗПР, практический психолог.

Тип проекта: Творческий, развивающий, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 2 месяц.

Возрастная группа: дети от 5 до 7 лет.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Место проведения: кабинет практического психолога.

Условия реализации проекта:

  1. Материально – техническая база (мука, соль, вода, пищевые красители, скалки, стеки, штампы, гуашь, формочки, кисти, фартуки ).

  2. Дидактическое обеспечение  (дидактические игры, наглядное пособие, фотоматериалы, готовые изделия).

  3. Методическое обеспечение (методическая литература, специальная литература по прикладному искусству).

Цель: развитие мелкой моторики рук   у детей с ЗПР через использование способов и приёмов работы с солёным тестом; вовлечение родителей в совместную работу по развитию мелкой моторики рук детей, повышение психолого-педагогической грамотности родителей.


Задачи проекта

Для детей

1. Коррекционно-развивающие:

        • Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук.

        • Активизировать речь, развивать связную речь.

        • Развивать все познавательные процессы.

        • Развивать способность видеть части целого, создавать целостный образ, объединять созданные продукты работы в коллективную композицию.

        • Развивать умение действовать по словесным инструкциям, контролировать собственные действия.

2. Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.

  • Развивать практические навыки работы с тестом.

  • Закрепить различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание).

  • Побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к товарищам (толерантность, доброжелательность, ответственность).

Для родителей

  • Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

  • Побудить родителей к совместному изготовлению поделок и участию в выставках и конкурсах.

Ожидаемые результаты:

Дети

 начнут проявлять интерес к работе с солённым тестом; научатся изготавливать различные поделки из соленого теста, используя различные инструменты и дополнительные материалы; будут знать правила сушки, раскрашивания, хранения поделок из соленого теста.

 возрастёт речевая активность детей на занятиях;

 сформируется умение синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов из соленого теста, улучшится мелкая моторика рук.

  • произойдет улучшение в развитие всех познавательных процессов.

  • сформируется умение работать сообща, доводить начатое дело до конца, создавать коллективные работы.



Родители

  • появится заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук ребенка через использование способов и приёмов работы с солённым тестом.

  • сформируется активная позиция участника в вопросах связанных с развитием личности ребенка, а также повысится интерес к сотрудничеству с МДОУ в вопросах гармоничного и всестороннего развития детей.

Коррекционная работа на занятиях включает в себя:

  • Упражнения на развитие общей моторики. Физкультурные паузы и минутки, движения сопровождаемые словами (лучше стихами т.к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны), по теме занятия.

 Упражнения на развитие мелкой моторики ладони и пальцев рук. Лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также использование дополнительного материала для составления композиции.

 Гимнастика: дыхательная (в начале занятия по теме) артикуляционная (по рекомендации логопеда и теме занятия); голосовая (хоровое и индивидуальное произношение слов, фраз, чистоговорок и скороговорок в разном темпе, с разной интонацией, высотой и громкостью звучания); пальчиковая (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).

 Развитие речи: скороговорки по теме занятия , рассуждения, анализ своей работы и работы своих товарищей.

 Развитие внимания, мышления и памяти: игры и упражнения по развитие психических процессов согласно теме занятия.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный  этап.

  • Провести опрос родителей на предмет выявления у ребёнка аллергической реакции на муку, соль и пищевой краситель (Прил. 1).

  • Вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов, создание соответствующей предметно-развивающей среды).

  • Подбор теоретического материала – методик организации занятий тестопластикой, диагностик для выявления уровня развития мелкой моторики у детей, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования, разработка сводных протоколов для внесения полученных эмпирических данных (Прил.2).

  • Исследование мелкой моторики рук.

  • Постановка проблемы перед родителями и ознакомление с планом реализации проекта.

2. Практический этап.

  • Проведение коррекционно-развивающих занятий для детей в ходе которых дети знакомятся  с историей тестопластики, ее особенностями, инструментами,  необходимыми для работы, со способами приготовления теста, простейшими приемами работы с тестом (отщипывать, мять, катать колбаски, катать шарики, сплющивать и т. д.).

  • Проведение творческого конкурса для родителей и детей на подделку из солёного теста ( Прил. 3).

  • Выставка и презентация поделок из солёного теста.

  • Оформление стендовой информации для родителей: «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста» (Прил.6)

  • Распространение буклета для родителей: "Игры и упражнения с соленым тестом"(Прил.7)

3. Итоговый  этап.

  • Награждение победителей конкурса "Волшебное тесто".

  • Проведение фотовыставки "Маленькие мастера" где родители могли увидеть фото своего ребенка на занятии в процессе работы с соленым тестом.

  • Повторная диагностика развития мелкой моторики рук.

  • Презентация проекта "Лепим, творим, развиваемся" на РМО практических психологов на базе МДОУ № 220.

  • Анализ результатов по реализации проекта.

План

Мероприятие

Срок проведения

Ответственный

1.

Опрос родителей на предмет выявления у детей аллергической реакции на работу с солёным тестом.

02.09.2019г.

Воспитатели

Специализированных групп с ЗПР № 1,7

Скудрова Л.Н.

Ненашева Л.Ф.

2.

Исследование мелкой моторики рук.

03.09.2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

3.

Цикл занятий по развитию моторики рук с использованием солёного теста.

10.09.- 31. 10. 2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

4.

Оформление стендовой информации «Как организовать домашнее занятие по  лепке из соленого теста».

10. 09 2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

5.

Конкурс для родителей и детей "Волшебное тесто".

16.09.-19.09.

2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

6.

Выставка работ из соленого теста.

23.09-27.09.

2019г.

Специализированных групп с ЗПР № 1,7

Скудрова Л.Н.

Ненашева Л.Ф.

7.

Распространение буклета для родителей : "Игры и упражнения с соленым тестом".

23.09.2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

8.

Фотовыставка "Маленькие мастера".

07.10.2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

9.

Награждение участников конкурса.

07.10.2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

10.

Презентация проекта "Лепим, творим, развиваемся" на РМО практических психологов на базе МДОУ № 220.

09.10.2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

11.

Исследование мелкой моторики рук .

30.10.2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.

12.

Анализ результатов проекта.

31.10.2019г.

Практический психолог

Кондратенко И.В.


Список литературы:

  1. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

  2. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.

3. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

4.  Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.

Приложения № 1

Опрос родителей

специализированной группы с ЗПР №____

по работе детей с соленым тестом,

на предмет выявления аллергической реакции

на соль, муку и пищевой краситель.



ФИО родителя

Реакция на соль

Реакция на муку

Реакция на пищевой краситель

Подпись

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10





























Приложение № 2

Протокол исследования

точности движений пальцев рук

в ходе проведения комплексных проб

оценки культурно-гигиенических навыков


Задания







ФИ ребенка

Мыть руки и правильно пользоваться полотенцем

Правильно держать ложку

Застегнуть мелкую пуговицу

Застегнуть

крупную пуговицу

Зашнуровать ботинки

Завязать узел

Завязать бант

Сумма баллов

Т.Е.

1

1

0

0

0

0

0

2

И.А.

1

1

0

1

0

0

0

3

Г.А.

1

1

0

0

0

0

0

2

Б.Д.

1

1

0

0

0

0

0

2

Ф.Алина.

1

1

1

1

0

0

0

4

Ф.Алек.

1

1

0

0

0

0

0

2

С.И.

1

1

0

0

0

0

0

2

Р.А.

1

1

0

0

0

0

0

2

З.М.

1

1

0

0

0

0

0

2

Б.Б.

1

1

0

1

0

0

0

3

К.С.

1

1

0

1

0

0

0

3

К.З.

1

1

0

0

0

0

0

2


За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 бал

Оценка результатов:

правильно выполняет 1-2 задания - низкий уровень

справляется с 3-5 заданиями - средний уровень

выполняет 6-7 заданий - высокий уровень

Протокол исследования

развития динамической организации

и переключаемости движений,

точности выполнения упражнений,

удержания позы по диагностики Г.Г. Голубевой

Название упражнения

ФИ ребенка

"Блины"

"Кошечка"

"Шалтай-Болтай"

"Пальчики - драчуны"

"Зайчик"

Сумма балов

Т.Е.

1

1

0

1

1

4

И.А.

1

1

0

1

1

4

Г.А.

1

1

0

0

0

2

Б.Д.

1

1

0

0

0

2

Ф.Алина.

1

1

0

1

1

4

Ф.Алек.

1

1

0

0

0

2

С.И.

1

1

0

0

0

2

Р.А.

1

1

0

1

1

4

З.М.

1

1

0

0

1

3

Б.Б.

1

1

0

1

1

4

К.С.

1

1

0

1

1

4

К.З.

1

1

0

0

0

2

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 бал

Оценка результатов:

правильно выполняет 1-2 задания - низкий уровень

справляется с 3-4 заданиями - средний уровень

выполняет 5 заданий - высокий уровень

Описание упражнений:

"Блины". Положить кисти рук ладонями вниз, одновременно поворачивая их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

"Кошечка". Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, а затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений, кисти рук отрываются от стола, и затем ладонь кладется на стол.

"Шалтай-Болтай". Положить правую кисть ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

"Пальчики-драчуны". Поставить локти на стол. Постукивать поочерёдно, начиная с большого пальца, пальцами друг о друга.

"Зайчик". Локти стоят на столе, пальцы сжаты в кулак, указательный и средний вытянуты. Удерживать позу в течении 15 секунд.


Протокол исследования

развития скординированности,

гибкости, синхронности выполнения движений

по методике Л. Ф. Трохимчук

Название упражнения

ФИ ребенка

"Разорви лист по линиям"

"Забей мяч в ворота"

"Шнуровка"

"Выгладим платочки"

"Поймай рыбку". 

Сумма баллов

Т.Е.

0

1

1

0

1

3

И.А.

0

1

1

0

1

3

Г.А.

0

0

1

0

1

2

Б.Д.

0

0

1

0

1

2

Ф.Алина.

0

1

1

1

1

4

Ф.Алек.

0

0

1

0

1

2

С.И.

0

0

0

0

1

1

Р.А.

0

1

1

0

1

3

З.М.

0

0

0

0

1

1

Б.Б.

0

1

1

1

1

4

К.С.

0

1

1

0

1

3

К.З.

0

1

0

0

1

2

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл

Оценка результатов:

правильно выполняет 1-2 задания - низкий уровень

справляется с 3-4 заданиями - средний уровень

выполняет 5 заданий - высокий уровень

"Разорви лист по линиям". Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его точно по линиям, двумя руками, пальцы правой и левой руки работают одновременно.

"Забей мяч в ворота". Ребенку необходимо было сидя за столом, прокатить небольшой шарик, по столу и попасть в ворота на другом конце стола. Мяч можно вести только указательным и средним пальцем, большой палец придерживает безымянный и мизинец. Мяч "вести" двумя пальцами, как футболист на поле. Сильно ударять по мячу нельзя.

"Шнуровка". Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре, в определённой последовательности сделаны отверстия. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующее задание: протянуть нитку в каждое отверстие, начиная с верхнего правого угла.

"Выгладим платочки". Перед ребёнком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить лист так, чтобы не один его край не остался загнутым.

"Поймай рыбку". На столе две коробки, в одной из которых лежат "рыбки" - мелкие фигурки, шарики. У ребёнка в руке сачок для аквариума. Ему предлагалось переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую. Сачок держать за ручку.

По результатам трех исследований определяется общий уровень развития моторики для этого необходимо просуммировать полученные результаты по трём исследованиям:

от 1 до 6 баллов- низкий уровень

от 7 до 12 баллов - средний уровень

от 13 до 17 баллов - высокий

Протокол

Результаты исследования развития моторики рук детей с зпр

ФИ ребенка

Балл

Уровень

Т.Е.

9

средний

И.А.

10

средний

Г.А.

6

низкий

Б.Д.

6

низкий

Ф.Алина.

12

средний

Ф.Алек.

6

низкий

С.И.

5

низкий

Р.А.

9

средний

З.М.

6

низкий

Б.Б.

11

средний

К.С.

10

средний

К.З.

6

низкий




Приложение № 3

Творческий конкурс для родителей и детей

"Волшебное тесто"

Задачи:

1. В совместной работе родителей с ребёнком, создавая поделку из соленого теста, развивать моторику рук.

2. Раскрыть творческие способности родителей и детей, создать условия для их самореализации.

3. Создать условия для расширения сферы участия родителей в образовательном процессе МДОУ.

4. Способствовать гармонизации внутрисемейных отношений.

Сроки проведения конкурса:

Выставка работ будет проходить с 23.09.2019г. по 27.09.2019г.

Работы участников Конкурса принимаются с 16.09.2019 г. по 23.09.2019г.

Требования к конкурсным работам:

  • На конкурс принимаются картины и поделки из соленого теста на свободную тему.

  • На конкурс предоставляются работы любого формата, оформленные в рамку, или подставку (имеют основу или коробку).

  • Конкурсная работа должна иметь название с указанием автора (ФИ ребенка и ФИО родителя).

Оценивание работ

Жюри оценивает конкурсные работы и определяет победителей Конкурса.

Оценка конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:

- общее впечатление от работы;

- оригинальность замысла и воплощения;

- цветовое решение;

- оформление работы.

Подведение итогов Конкурса

Награждения участников конкурса проводится конкурсным жюри 07.10.2019г .



ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!!!












Приложение № 4

Протокол оценки конкурсных работ


Критерии оценки



Название работы

Общее впечатление от работы

Оригинальность замысла и воплощения


Цветовое решение

Оформление работы

Сумма баллов

"Корзина с фруктами"






"Оберег на благополучие"






"Забавные игрушки"






"Снеговик"






"Ёжик"






"Открытка"






"Довольная мишка"






"Запасливый ёжик"






"Осенний день в лесу"






"Осенние дары"








Жюри оценки конкурсных работ:

Зав. МДОУ "Ясли-сад № 170 г. Донецка" _____________ Кахаева Л.Е.

Старший воспитатель ____________ Василенко Е.А.

Практический психолог ______________ Кондратенко И.В

Инструктор по физическому воспитанию ______________ Каминская Д.О.

Воспитатель _____________ Раковец Е.Н.





















Приложение № 5


Тематический план проведения занятий

Лексическая

тема

Тема занятия

Задачи

1.

Что нам лето подарило?

Необыкновенные улитки

Расширять и уточнять знания детей об улитке. Развивать моторику рук, укреплять мускулатуру кистей рук. Учить лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы.

Учить раскрашивать изделия после просушки, развивать творческую фантазию. Продолжать учить детей выразительно рассказывать потешку и выполнять пальчиковую гимнастику.

На летней лужайке

Упражнять в умении раскатывать скалкой тонкий пласт из теста, используя формочки для теста, вырезать ими, тренировать в умении создавать коллективную композицию.

2.

Игрушки

Куличи для куклы Кати

Расширять представления детей о хлебобулочных изделиях. Учить лепить крендель, бублик, халу. Упражнять в раскатывании колбаски. Синхронизировать работу обеих рук, переплетая две колбаски изготавливая халу. Развивать смекалку отгадывая загадки.

3.

Золотая Осень

В гостях у осеннего Клёна

Закреплять знания о приметах осени. Обогащать словарный запас (названия деревьев). Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук. Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать по шаблону стекой контур листика. Учить украшать подсушенные изделия блестками.

4.

Овощи

Сто одёжек и все без застёжек.

Закреплять представление об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.

Развивать умение узнавать овощи на ощупь, развивать тактильные ощущения. Учить лепить капусту, предавая форму и характерные особенности овоща: расплющивая колбаску в ленту и закручивая в вилок тем самым стимулировать нервные окончания пальцев, развивать мелкую моторику рук.

4.

Фрукты и ягоды

Много ягодок подряд это спелый виноград

Закреплять у детей умения обобщать понятия: "фрукты " и "ягоды". Закреплять умения складывать разрезные картинки из 3 и более частей. Развивать мелкую моторику и укреплять мускулатуру пальцев рук. Упражнять в приёмах скатывания, отщипывания. Закреплять умения катать большие виноградинки ладошкой, а маленькие пальчиком.

5.

Перелетные птицы

До свиданья птицы

Продолжать учить детей 

бережному отношению к птицам; продолжать учить детей делить кусок теста на части, закреплять умения детей в раскатывании толстых колбасок, в вытягивании головы и расплющивании хвоста; продолжать учить круговыми движениями раскатывать шарики и расплющивать их пальцами, совершенствовать умение работать стеком, нанося рисунок на крылья и хвост (оперение, закреплять умение использовать в работе для выразительности образа природный материал (глаза – перец, клюв - семечка).






































Приложение № 6

Стендовая информация

«Как организовать домашние занятие по  лепке из соленого теста»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

Приложение № 7

Буклет

Игры и упражнения с соленым тестом

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения: 

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кондратенко Ирина Васильевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства