Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
посредством дидактических игр».
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
Для работы в данном направлении я изучила работы Венгера Л.А., Пилюгиной Э.Г., Янушко Е.А. Все они отмечают необходимость развития мелкой моторики рук в раннем возрасте, отмечая , что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование "речевых зон" и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Выдающиеся зарубежные авторы в области дошкольной педагогики М.Монтессори , отечественные исследователи Сухомлинский В.А., Кольцова М.М. считают, что дидактические игры развивают у детей мелкую моторику, вызывают желание экспериментировать.
Главная цель, которую я поставила перед собой – развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Для реализации данной цели мною были поставлены задачи:
Пополнить развивающую предметно – пространственную среду группы дидактическими играми и игрушками для развития мелкой моторики.
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук.
Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.
Способствовать развитию творческих способностей.
Для своей работы выделила педагогическую идею Она перед вами на экране. - развитию мелкой моторики детей раннего возраста будет способствовать целенаправленное систематическое использование специально подобранных дидактических игр и игрушек.
В моей группе малыши с 2 до 3 лет. Все они впервые поступили в групу раннего возраста. В начале года я провела диагностику освоения детьми мелкой моторики рук. Большинство из них не владели тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих детей отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказались трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный.
На первом этапе я разработала планирование системы работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста средствами дидактического материала, разработала картотеки игр для развития мелкой моторики в условиях детского сада и семьи, проработала вопросы взаимодействия с родителями воспитанников (использовала опрос и анкетирование).
На следующем этапе решалась задача создания развивающей предметно-пространственной среды. Нами были приобретены такие пособия и игрушки как пирамидки, различные вкладыши, шнуровки, бизиборд, лабиринт с колечками и др. Часть пособий и игр я сделала самостоятельно. Это сенсорный куб, шнуровки, игры с прищепками, книжка-малышка, дидактические игры на закручивание крышек, продевание ленточек и пособия.
На третьем этапе организовывалась совместная со взрослым и самостоятельная деятельность детей.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика (крупная и мелкая), пирамидки, застёгивание пуговиц, кнопок, наборы колец разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки), втулочки, нанизывание бусин на шнурки…
Малышу интересно раскручивать и закручивать пробки. Одним из уникальных изобретений для этого являются развивающие тренажёры. Они дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев рук детей в сочетании со знакомством их с цветом и формирование мыслительной деятельности. С их помощью идёт отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Тренажёры очень просты в изготовлении, разнообразны по содержанию, тематике, по цветовому исполнению и очень нравятся детям.
Не менее интересны для детей раннего возраста такое занятие, как разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача - поддержать это стремление, направить его. Девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, печь для них пирожное из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машины и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребёнок пытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дом, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Неотъемлемой частью для развития мелкой моторики рук является дидактический материал. В наше время прилавки магазинов детских игрушек заставлены всевозможными пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей, но практика показала, что дети больше тянут к игрушкам, сделанные руками взрослых. Этот дидактический материал очень красочный и малыши с удовольствием играют с ним. Никакие промышленные игры не могут заменить игр, изготовленные вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши с удовольствием играют с ними.
Мною изготовлены такие дидактические игры: «Прищепки», «Пирамидки разной формы из дерева», «Солнышко», « Гусеница», «Паровоз», «Разложи грибочки в отверстия по цвету». Помимо всего перечисленного, для развития мелкой моторики у детей, необходимо регулярно рисовать, лепить из пластилина или солёного теста, делать аппликацию, собирать пазлы и т.д. Но при этом следует помнить: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. В первую очередь, любое совместное занятие должно вызывать охоту к обучению, а не отбивать её.
После реализации поставленных задач мною проведена повторная диагностика. Результаты диагностики перед вами на экране.
Результаты итоговой диагностики показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей, количество дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось.
Как показал сравнительный анализ результатов, после проведенной работы, у детей значительно повысился уровень развития мелкой моторики.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольного учреждения. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Взаимодействие с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.
Понимание родителями значимости развития мелкой моторики детей сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.
Проведенное анкетирование показало, что 60% родителей не понимают, насколько важно развитие мелкой моторики рук дошкольников.
Поэтому, была поставлена задача по расширению педагогической грамотности родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников.
Для решения этой задачи в группе была организована выставка литературы, знакомящая с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.
Организованы консультации: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Развиваем руки, чтобы учиться писать» и др.
В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Ум на кончиках пальцев», «Развитие мелкой моторики», «Игры и задания для развития мелкой моторики»
Родители являются активными участниками оформления развивающей предметно–пространственной среды группы:
подбирают материал к играм с пуговицами, резинками, нанизыванием различных мелких предметов;
принимают активное участие в изготовлении поделок совместно с детьми из природного и бросового материала;
делятся опытом развития мелкой моторики рук в домашних условиях.
Таким образом, взаимодействие с семьёй повлияло на развитие мелкой моторики рук детей.