kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие коммуникативных способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность в общении - основная человеческая потребность. Именно общение с другим человеком помогает понять себя и окружающий мир. Для того чтобы процесс общения был эффективным, человек должен обладать набором  коммуникативных способностей.

Общение является основой проявления специфически человеческих эмоций и вообще всех психических состояний, а также необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания. Основой современной педагогической практики являются психолого-педагогические исследования, которые имеют особое значение для формирования  коммуникативных способностей в процессе развития детей 5-6 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной игры»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что образовательная программа ДОУ должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей». Одно из качеств, которое помогает процессу социализации и сотрудничеству взрослых и сверстников – сформированные коммуникативные способности.

Согласно психолого-педагогическому словарю А.П. Астахова, коммуникация по значению близка к понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе [28].

В психологическом словаре М.И. Еникеева коммуникацию рассматривают как акт общения между людьми посредством знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий. В свою очередь, под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [9].

Таким образом, понятие «коммуникация» в нашем исследовании будет пониматься как более широкое, нежели понятие «общение».

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы столкнулись с огромным количеством понятий «коммуникативные способности».

По мнению Л.Р. Мунировой, «коммуникативные способности» - это сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [26].

Проанализировав литературу, была взята за основу мнение О.Н. Сомковой, где коммуникативные способности подразумеваются в умении общаться и посредством общения решать игровые, познавательные и творческие задачи [43].

Она выделяла следующие компоненты [43]:

  1. Речевые умения: слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение;

  2. Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз, умение понимать эмоции собеседника;

  3. Правила речевого этикета.

Р.С. Буре в «Учебном пособии для воспитателей» выделяет следующие основные функции общения [6]:

  1. Социально-психологического отражения. Общение - это результат и форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Для детей общение является не только обменом информации, но и процессом совместного взаимодействия и влияния.

  2. Регулятивная. Общаясь, происходит непосредственное или косвенное влияние на члена группы, цель которого - изменить или сохранить его поведение, действия, состояния, общую активность, особенности восприятия, систему ценностей и отношений, на том же уровне. С помощью регулятивной функции можно организовывать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива.

  3. Функция узнавания. Данная функция подразумевает, что в результате систематических контактов в процессе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзей, способы наиболее рационально решения, поставленных перед ними задач.

  4. Экспрессивная. Различные формы вербального и невербального общения - это показатели эмоционального состояния и переживания члена группы, которые не соответствуют логике и требованиям совместной деятельности. Часто постоянство способов эмоционального регулирования отдаляет партнеров, нарушается их межличностные отношения, возникают конфликты [17].

  5. Социального контроля. Способы, с помощью которых решаются задачи, различные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер. Роль межличностного общения заключается в отрицательном (осуждении) и положительном (одобрении) санкций. Необходимо заметить, что не только одобрение или осуждение участники совместной деятельности могут воспринимать как наказание или поощрение, но и само отсутствие общения.

  6. Социализация. Данная функция - самая важная в работе субъектов деятельности. В процессе совместной деятельности и общения, члены группы приобретают коммуникативные способности, которые способствуют эффективному взаимодействию с другими людьми [9].

М.И. Лисиной были выделены три основные категории средств общения:

  • экспрессивно - мимические средства общения, то есть, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;

  • предметно-действенные средства общения, куда входят локомоторные и предметные движения; позы, которыми пользуются в процессе общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, с помощью которых выражаются протесты, желания уклоняться от контактов со взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки;

  • речевые средства общения: высказывания, ответы, реплики.

В настоящее время в системе современного образования активно используется термин «коммуникативной компетентности».

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  • Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

  • Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

  • Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [11].

По мнению А.А. Бодалевой, «коммуникативные способности» необходимо трактовать, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Таким образом, анализ работ по проблеме общения демонстрирует то, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях ученых есть множество общих и схожих положений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Беляева Юлия Владимировна

Дата: 13.07.2023

Номер свидетельства: 634887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей"
    ["seo_title"] => string(76) "rol_tieatral_noi_dieiatiel_nosti_v_razvitii_kommunikativnykh_navykov_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "450898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516287215"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа дополнительного образования "Мы рисуем, мастерим, по-немецки говорим" "
    ["seo_title"] => string(85) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-my-risuiem-mastierim-po-niemietski-ghovorim"
    ["file_id"] => string(6) "229505"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441744698"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока на тему "Пословицы" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-na-tiemu-poslovitsy"
    ["file_id"] => string(6) "144104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418655063"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "план- конспект урока на тему "Пословицы" "
    ["seo_title"] => string(40) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-poslovitsy"
    ["file_id"] => string(6) "144115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418656458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства