Просмотр содержимого документа
«Разработка "Страна Чудес"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Комплексная коррекционно-развивающая программа логопедического кружка
«Страна чудес»
Автор – составитель: учитель-логопед
Захаренко Надежда Васильевна
пгт. Промышленная 2017
Пояснительная записка
Актуальность создания программы «Страна чудес» обусловлена желанием формирования у детей пассивного и активного словаря, литературной речи, приобщения к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.
Особенностью и новизной программы является её комплексная и многоаспектная направленность, основанная на использовании народных и авторских сказок. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение сказок рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации. Народные и авторские сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка, формируют чувства ребёнка, художественный вкус, нравственные качества, творческую активность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием повествовательной речи, словаря, интеллекта, духовности, бережного отношения к природе. Программа направлена на то, чтобы приобщить детей к художественной литературе.
Структура программы
Программа кружка «Страна чудес» основана на принципах последовательности, целесообразности, доступности, доброжелательности и тесной связи с жизнью. Все произведения и задания соответствуют по сложности детям данного возраста. Изучение каждой темы завершается пересказом или игрой драматизацией. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы с педагогом.
Цель программы - расширение форм дополнительного образования для детей, которым необходима коррекция и своевременное устранение речевых недостатков,подготовка психологической адаптации детей к условиям школы путём введения новых форм организации обучения, направленных на сближение коррекционных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Основные задачи программы:
Задачи логопедической работы:
помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи,
разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольников.
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
воспитание любви ко всем людям и природе;
расширение кругозора и представлений о мире;
закладывание нравственных основ и начал;
развитие связной речи.
Использование сказки в системе логопедических занятий:
Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Развитие диалогической и монологической речи.
Эффективность игровой мотивации детской речи.
Взаимосвязь зрительного и моторного анализаторов.
Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклора.
Принципами коррекционно – логопедической работы с детьми являются:
Обучение детей организуется по одногодичной программе с шестилетнего возраста. Продолжительность одного занятия - 30 минут Занятия начинаются с 1 октября и продолжаются до 25 мая. В каникулярное время с детьми проводятся досуговые мероприятия. Родители могут присутствовать на любом занятии с разрешения логопеда. Оптимальное количество детей в группе для освоения программы 7 человек. Режим работы кружка – одно занятие в неделю.
Методическое обеспечение программы
Занятия кружковой работы проходят в кабинете логопеда. На время занятий кабинет оснащен необходимым количеством посадочных мест. Кружок посещают дети подготовительной к школе группы. Рабочие материалы: книги со сказками, иллюстрации и настольный театр.
Структура занятий:
Организационный момент – отгадывание загадок об изучаемой сказке.
Пальчиковая гимнастика.
Знакомство со сказкой - чтение сказки, просмотр мультипликационных фильмов.
Игра “Один – много” - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.
Игра “Назови ласково” - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра “Сосчитай” - употребление в речи согласование числительных с существительными.
Игра “Слова наоборот” - подбор антонимов.
Игра “Слова-друзья” - подбор синонимов.
Развитие общей моторики – театр зверей, развитие мимики, пантомимики, подвижные игры с использованием фольклора и сюжетов сказок.
Игра “Слова-родственники” - подбор родственных слов.
Развитие связной речи – пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребёнка и логопеда, отражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.
Развитие мышления – отгадывание загадок, игра “Что лишнее?”.
Знакомство с пословицами – объяснение значений пословиц.
Итог занятия – логопед совместно с детьми делает вывод по сказке.
Планирование использования народных и авторских сказок при прохождении лексических тем, для проведения игровых занятий по развитию связной речи в логопедическом кружке “В гостях у сказки”.
умение передавать эмоциональное состояние героя сказки;
развитие мимики, пантомимики, общей моторики.
Литература
Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III период : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада / О. И. Крупенчук. - Спб.: Издательство Дом “Литература”, 2009. - 64 с. : ил.
Лебедева, И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь, З, Зь : практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / И. Л. Лебедева. - М. : Вентана-Граф, 2005. - 32 с., вкл. : ил. - (Занимаемся с логопедом).
Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение : пособие для логопедов и родителей /И. С. Лопухина. - Спб. : Дельта, 1997. - 256 с.
Пятница, Т. В. Речевое нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь / Т. В. Пятница. - Ростов н/Д : Феникс, 2011 – 336с. :ил. - (Библиотека логопеда).
Рыбина, А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (с, з, ц, ш, щ,ж, ч, л,р) :речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста /А. Ф. Рыбина. - Волгоград :Учитель, 2003. - 91 с.
Шеповальников, А. Н. Актуальные проблемы медико-педагогической коррекции / А. Н. Шеповальников // Логопед в детском саду. - 2006. - № 5 – С. 27-31.
Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счёт тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребёнка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи кружковых занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями. Разносторонность(интегрально-личностный характер)логопедической работы предполагает обязательный учёт в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-топологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого антогенеза. Нацеленность учителя логопеда не только на устранение выявленного у ребёнка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов-залог успешности логопедического воздействия. Вместе с тем анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия являются приоритетными. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, с использованием для этого различных видов детской деятельности. Однако все перечисленные условия могут быть абсолютно безрезультатны в том случае, если при оказании логопедической помощи детям не будет соблюдаться системность.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества-потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная направленность, юмор, образность языка привлекают внимание детей.