Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.
Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.
В современной системе дошкольного образования дни происходит множество изменений, успех которых связан с реализацией национального проекта «Образование». По этой причине актуальность использования разных видов занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ только возрастает. Но на данном этапе каждый воспитатель сталкивается с непростой задачей выбора: классическое или нестандартное. Многие опытные педагоги склоняются к тому, что накопленное веками остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. В то же время анализ практической деятельности воспитателя говорит о необходимости использования нестандартных приемов в работе воспитателя.
Воспитание, обучение и развитие личности ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Большую часть в жизни детского сада составляют занятия, цель которых заключается в передаче педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Следует выделить основные признаки занятия:
• занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
• занятие может быть традиционным (классическим) и нетрадиционным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.»
Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.
Подготовила воспитатель: Щаднова В.А.
В современной системе дошкольного образования дни происходит множество изменений, успех которых связан с реализацией национального проекта «Образование». По этой причине актуальность использования разных видов занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ только возрастает. Но на данном этапе каждый воспитатель сталкивается с непростой задачей выбора: классическое или нестандартное. Многие опытные педагоги склоняются к тому, что накопленное веками остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. В то же время анализ практической деятельности воспитателя говорит о необходимости использования нестандартных приемов в работе воспитателя.
Воспитание, обучение и развитие личности ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Большую часть в жизни детского сада составляют занятия, цель которых заключается в передаче педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Следует выделить основные признаки занятия:
• занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
• занятие может быть традиционным (классическим) и нетрадиционным.
Классические занятия и их классификация
Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.
Виды нетрадиционных занятий.
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
• Занятия-путешествия.
• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
В ходе личных разработок занятий и применении их на практике мы провели сравнительный анализ, который выявляет основные отличия между классическим и нестандартным видами занятий. В таблице в качестве примера приведена одна из известных и часто используемых нетрадиционных систем воспитания детей – система Монтессори.
Система Монтессори
Традиционное обучение
Упор на когнитивное и социальное развитие
Упор на социальное развитие
Педагог играет «направляющую» роль в процессе занятия
Педагог является центральной фигурой в процессе занятия, играет «контролирующую» роль
Среда и метод обучения развивают самодисциплину
Педагог главным образом обеспечивает дисциплину
В основном индивидуальный подход к преподаванию
Групповой и индивидуальный подход к преподаванию
Разные возрастные группы
Одна возрастная группа
Работа в группах стимулирует детей помогать и учить друг друга
Учит в основном только педагог
Ребенок сам выбирает занятия
Готовое расписание сформировано для ребенка
Ребенок вырабатывает собственные принципы, с помощью материалов для самостоятельной работы
Учитель подводит ребенка к определенным принципам
Ребенок работает над выбранным проектом столько времени, сколько считает нужным
Ребенку обычно отведено определенное время на работу
Ребенок развивается в собственном ритме и направлении
Ритм и направление вырабатываются и задаются группой
Ребенок сам замечает свои ошибки при работе с учебными материалами
При проверке работы, на ошибки обычно указывает педагог
Ребенок закрепляет знания посредством повторения и за счёт внутреннего чувства успеха
Знания закрепляются за счёт внешних факторов посредством повторения и вознаграждений
Материалы для физического исследования, позволяющие затронуть несколько органов чувств
Меньше материалов для развития органов чувств
Организованная программа по уходу за собой и окружающей средой (гигиена и уборка)
Меньший упор на уход за собой
Ребенок может выбирать место работы, свободно передвигаться и общаться (при условии, что мешает другим работать); работа в группах на условиях добровольности
Ребенок должен сидеть на отведенном месте, при этом участвовать в процессе группового занятия, сидеть на месте спокойно и слушать внимательно
Организованная программа по разъяснению родителям философии системы Монтессори и их вовлечению в процесс обучения
Участие родителей – дело добровольное, да и не всегда приветствуется
Практика показывает, что обратная связь с воспитанниками лучше, когда воспитатель применяет нестандартные формы обучения. Таким образом, мы сталкиваемся с неотъемлемостью использования новых цифровых технологий в воспитании, что обусловлено требованием современного развивающегося общества.
Информационные технологии в современном мире позволяет большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы воспитательно – образовательного процесса.
Педагогические дискуссии о внедрении информационно – коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или нет, но информационно коммуникативные технологии прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
По последним научным исследованиям, использование ИКТ в развитии речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
6. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, мы в своей работе используем мультимедийные презентации – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.
Использование в работе мультимедийный презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность нашей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что не маловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются внимание и зрительная память.
Способность современного компьютера помогает выводить информацию одновременно в текстовом виде, графическим изображением, видео, звуком, запоминать и обрабатывать информацию для воспитанников дошкольного возраста.
Методологическая база.
Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, ЕИ Иванова, НП Чудова и др) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно - игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. В нашей стране, начиная с 1986 года, ведется работа по внедрению информационно-коммуникативных технологий(ИКТ) в дошкольное образование на базе центра имени А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайвановой. С 2008 года разрабатываются теоретические основы применения информационно-коммуникативных технологий(ИКТ) в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения.
Цель моего педагогическогоопыта: улучшить качество развития, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, а также обновить формы и методы работы с детьми.
Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а:
- преобразование предметно-развивающей среды ребенка
- создание новых средств для развития ребенка
-использование новой наглядности.
Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи использования информационных технологий в своей педагогической деятельности:
1. Сделать образование современным (с точки зренияиспользования технических средств);
2. Приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
3. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
4. Помочь себе в возможности эмоционально и образно подать материал.
5. Сэкономить время, как свое, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
В ходе работы активно осваиваиваю и внедряю компьютерные технологии в своей педагогической деятельности, и психологическую целесообразность моего опыта необходимо отметить тем, что современным ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства.
Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны вникать и изучать все возможности внедрения современных информационных коммуникативных технологий в свою практическую деятельность.
И первое направление использования информационно коммуникативных технологий:
- это работа с детьми.
1. Использование в воспитательно-образовательном процессе как собственные так и готовые презентаций.
2. (IG BoardInteractiveWhiteboard)
Использование интерактивной доски и интерактивные игры в образовательном процессе.
3. При индивидуальной работе использую готовые обучающие программы: «Маленький гений», «Несерьезные уроки», «Пойди туда, не знаю куда».
Во время работы соблюдаются санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером.
На НОД использование ИКТ - технологии не более 10 мин, с обязательной сменой деятельности и физ. минуткой.
И обязательно проведение гимнастики для глаз.
При использовании ИКТ на НОД у детей повышается мотивация, интерес и увеличивается объем усвоения информации.
- Работа с родителями еще одно из направлений нашей педагогической деятельности.
Традиционные формы работы с родителями с показом видеоматериала, презентаций, открытые просмотры, конспекты на сайте - приобретают инновационную форму, становятся интереснее с использованием информационных коммуникативных технологий.
Родители с огромным удовольствием посещают такие мероприятия, а это означает, что делает их наиболее эффективными. Благодаря информационно коммуникативным технологиям они могут«приоткрыть занавес» и посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в детском саду.
- Следующим направлением моей работы является работа с педагогами:
- создание презентаций к педсоветам, консультациям;
- размещение конспектов на собственном сайте;
- открытый показ НОД с использованием ИКТ.
- Следующим направлением моей работы является профессиональное саморазвитие:
- поиск интересных сведений
-создание собственного сайта
-ведение документации
-участие в профессиональных и творческих конкурсах
При использовании ИКТ количество участия в конкурсах увеличивается, что облегчает работу при подготовке к аттестации.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению информационно коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс детского сада я отметила ряд преимуществ:
1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
2. Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;
3. Информационно коммуникативные технологии дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
4. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
5. Высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста.
Следует заметить, что использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ приводит к целому ряду положительных эффектов:
1. Обогащает воспитательно-образовательный процесс эмоциональной окрашенностью;
2. Психологически облегчает процесс усвоения;
3. Возбуждает живой интерес к предмету познания;
4. Расширяет общий кругозор;
5. Возрастает уровень использования наглядных пособий;
6. Освобождает от рутинной ручной работы;
7. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.
Одно из главных условий использования ИКТ в учебно- воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные особенности маленьких детей.
В перспективах дальнейшей моей работы это -
1. Совершенствование созданной системы взаимодействия участников образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ;
2. Использование новых технологий и программных продуктов в образовательной деятельности;
3. Переход на качественно новый уровень предоставления воспитательно-образовательных услуг;
4. Разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.
В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах деятельности, так как они позволяют сделать процесс развития детей достаточно эффективным, интересным и познавательным.
Я считаю, что использование личного педагогического опыта обеспечивает полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дает возможность стать участниками единого образовательного процесса РФ.
Но, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно коммуникативные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Литература:
1. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 3 март 2013, с. 64-65. Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми. М. Н. Приезжая
2. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 11 ноябрь 2013, с. 42-43. Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах? Е. И. Козиоров. М. Н. Приезжая
3. // Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя! № 6 июнь. 2012 с. 5. Использование игровых компьютерных технологий. Н. П. Яронская.
4. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108. Дидактические основы интерактивного обучения. Коротаева. Е
5. // Растем вместе №1, 2014., Компьютер. Интернет! Близкие друзья…Опасные враги, Осенчук А., с. 16-17
6. Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайванова, Н. Н. Подьяков, Е. В. Зворыгина и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998,328с. ,илл
7. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новыеинформационные технологиив дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
8. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
9. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001г. №753/23-10. «Обинформатизациидошкольного образования в России»