kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по Возрастной анатомии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Данный урок является составляющей частью раздела «Опорно-двигательный аппарат человека».

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности  на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют   поставленным целям.

Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок на конкурс»

Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Добрянский гуманитарно – технологический техникум

им. П.И. Сюзева»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора Директор КГАОУ СПО

____________О.О. Расторгуева «ДГТТ им. П.И. Сюзева»

«___»____________2013г. ____________Р.Г. Шилов

«___»____________2013г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Преподавателя дисциплин естественнонаучного цикла

Катаевой Елены Ивановны





г. Добрянка, 2013

АННОТАЦИЯ



Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Данный урок является составляющей частью раздела «Опорно-двигательный аппарат человека».

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.

Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.













девиз преподавателя «Не пожалеть трудов, не полениться - в цветок в конце концов колючка превратиться».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Скелет головы.

Цель урока: дать представление о скелете головы, повторить и

закрепить знания о строении и составе костей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.

Развивающие:

    • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);

  • Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.

    • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

  • Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;

    • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Тип урока:

Лекция с использованием ИКТ.

Вид урока:

комбинированный с применением ИКТ (изучение и первичное закрепление знаний).

Метод урока:

лекция с элементами практического и творческого занятия.

Приемы преподавания:

Лекция, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.

Принципы преподавания:

  • Дифференцированный подход;

  • Прочность усвоения знаний и умений;

  • Наглядность;

  • Доступность;

Межпредметные связи:

  • Биология;

  • Литература

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать особенности строения скелета головы;

  • Знать функции костей черепа;

  • Знать значение костей черепа в жизни  человека.

  • формирование элементов общих компетенций:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Оборудование:

  • раздаточный материал: папки с фотографиями черепа в различных проекциях для самостоятельной работы;

  • мультимедийный проектор с презентацией к уроку “Скелет головы”;

  • таблица “Строение костей черепа человека”.



Используемая литература:



  1. Галкина Е.А. “Классификации контрольных вопросов и заданий”. “Биология в школе” №8, 2006 г.

  2. Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.

  3. Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.

  4. М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.

  5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.




Ход урока(время 40 минут):



п/п

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Компетенции, развиваемые на данном этапе

Результат

1.

Вводно-мотивационный этап

1. Ввод в тему учебного занятия.

2. Расширение целевого компонента.

1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Беседа с обучающимися.

1. Участие обучающихся в беседе.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Принятие познавательной цели

2.

Актуализация знаний обучающихся.

Повторение опорных знаний

1. Беседа с обучающимися.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.



1. Участие обучающихся в беседе.

2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.


  • Понимание закономерности в расположении черепа человека.



3.

Формирование новых знаний

Знакомство со строением костей черепа человека.

1. Слово преподавателя о строении костей черепа человека. Его отделах и функциях этих отделов.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Пояснение схем.

4. Организация деятельности обучающихся:

- работы с материалами папки с фотографиями черепа.


1. Внимательно слушают.

2. Осуществляют записи в рабочих тетрадях.

3. Заполняют таблицы по заданной форме.

4. Работают с папками фотографий черепа человека.

5. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам.


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • Понимание закономерности в расположении костей мозгового и лицевого отдела черепа. Закрепление знаний строения костей черепа на примере составления соотношения названия костей и их расположением


4.

Контролирующий этап

Определение степени усвоения материала.

Инструктирование обучающихся по работе над структурой и функцией костей черепа

1. Внимательно слушают задание.

2. Составляют соотношения.

3. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности.



  • Демонстрация знаний первоначального уровня усвоения.

5.

Итоги учебного занятия

1. Рефлексия.

2.Информирование обучающихся о итогах учебного занятия.

Заключительное слово преподавателя об особенностях строения костей черепа

1. Активное слушание.

2. Участие в рефлексии.


Понимание и принятие особенностей строения костей черепа человека



КОНСПЕКТ УРОКА

1.Вводно-мотивационный этап

Создание проблемной ситуации преподавателем: “Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?”.

Запись на доске: Шов.

Крыша.

Петушиный гребень.

Турецкое седло.

Родничок.

Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.

Постановка цели и задач. Актуализация темы.

Какова же цель урока, исходя из его названия? (преподаватель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед обучающимися и преподавателем на уроке).

Преподаватель

Сегодня на уроке мы познакомимся со строением костей черепа человека, его отделами и функциями отделов и некоторых костей черепа.

(Идет обсуждение и определение значимости уяснения темы урока для каждого обучающегося)



2. Изучение нового материала:

- Прощупайте свою голову: что вы чувствуете под кожей головы?



- Под кожей головы находится череп – скелет головы. Кости черепа плоские, прочные. Соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей.

Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений.

В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел. Это связано с увеличением головного мозга человека.

Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей.

К лицевому отделу скелета относятся различные крупные и мелкие кости. Наиболее крупные – это скуловые и носовые кости, верхняя и нижняя челюсти.

Нижняя челюсть – единственная подвижная кость черепа. Подвижная нижняя челюсть позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу. На челюстях расположены ячейки для зубов.

На нижней части черепа находятся крупное и мелкие отверстия. Через большое отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.

ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.



  • Из каких отделов состоит череп?

Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.



  • Какие кости образуют скелет головы?

из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей; скуловые, носовые, верхняя и нижняя челюсти.



  • Как соединяются между собой кости черепа?

соединены друг с другом швами.



  • Каково значение черепа?

защищает от различных повреждений

  • Какие из названных костей относятся к лицевому отделу черепа (носовые, лобные, теменные, височные, скуловые, затылочные, височные, челюстные)?

носовые, скуловые, челюстные.



  • Укажите, какая из перечисленных костей, является единственной подвижной костью черепа (носовая, лобная, теменная, височная, НИЖНЕЧЕЛЮСТНАЯ, затылочная, верхнечелюстная, скуловая).

нижнечелюстная

  • Каково значение подвижности нижней челюсти?

позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу.


3. Самостоятельная работа учащихся.



Работа с обобщающей таблицей, заранее выданной на листах..

Представление результатов работы в виде заполнения обобщающей таблицы “Скелет головы”. Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего учащиеся учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами обобщение материала.

Таблица “Скелет головы”.

Части черепа

Кости

Форма костей

Тип соединения костей

Сравнение с черепом шимпанзе

Мозговой череп

8

костей

Непарные:

 Плоские кости

 Неподвижное соединение-шов

 больше

Парные:

Лицевой череп

15

костей

Непарные:

 Плоские кости

 Неподвижное соединение-шов и подвижное соединение нижнечелюстной кости

 меньше

Парные:

4.Закрепление изученного материала.

Проверка правильности заполнения обобщающей таблицы

Преподаватель:

На доске фотография черепа и таблички с названиями костей черепа. Нужно сопоставить названия костей с их номерами.(слайд 25)

Подведение итогов.

ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.

Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Урок окончен.

Выставление оценок. За работу на уроке я вам ставлю… .

Организация домашнего задания:

Заполнить в тетради рисунок и обозначить кости черепа.



Приложение 1. Для работы на уроке.

Таблица “Скелет головы”.

Части черепа

Кости

Форма костей

Тип соединения костей

Сравнение с черепом шимпанзе

Мозговой череп

?

Костей


Непарные:












 

 

 

Парные:














Лицевой череп

?

костей

Непарные:














 










 

 

Парные:




















Приложение №2

Рисунок черепа (вид спереди) для выполнения домашнего задания.



















Просмотр содержимого презентации
«Череп 1 урок»

Опорно-двигательный аппарат Скелет головы КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И.Сюзева, преподаватель естественнонаучных дисциплин Катаева Елена Ивановна

Опорно-двигательный аппарат

Скелет головы

КГАОУ СПО ДГТТ им. П.И.Сюзева, преподаватель естественнонаучных дисциплин Катаева Елена Ивановна

СЛОВАРЬ  Череп (Cranium) – скелет головы  Краниология – наука о строении черепа

СЛОВАРЬ

Череп (Cranium) – скелет головы

Краниология – наука о строении черепа

Череп состоит из двух частей: Лицевой отдел Мозговой отдел

Череп состоит из двух частей:

Лицевой

отдел

Мозговой

отдел

Череп человека и шимпанзе  Красными линиями показано, на сколько челюстной аппарат шимпанзе выступает вперед по сравнению с челюстным аппаратом человека

Череп человека и шимпанзе

Красными линиями показано, на сколько челюстной аппарат шимпанзе выступает вперед по сравнению с челюстным аппаратом человека

Функции мозгового отдела Защита головного мозга  Защита органов слуха и равновесия

Функции мозгового отдела

  • Защита головного мозга
  • Защита органов слуха и равновесия

Функции лицевого отдела

Функции лицевого отдела

  • Пережевывание пищи
  • Защита органов вкуса, обоняния, зрения
  • Опора для начальных органов пищеварительной и дыхательной систем
  • Опора для мышц
Мозговой отдел Непарные кости: Парные кости:   Лобная Теменные  Височные  Затылочная  Клиновидная  Решетчатая

Мозговой отдел

Непарные кости:

Парные кости:

  • Лобная
  • Теменные
  • Височные

  • Затылочная

  • Клиновидная

  • Решетчатая

Мозговой отдел Теменная кость Лобная кость 1 2 Затылочная кость Височная кость 1 – Клиновидная кость 2 – Решетчатая кость

Мозговой отдел

Теменная кость

Лобная кость

1

2

Затылочная

кость

Височная кость

1 – Клиновидная кость

2 – Решетчатая кость

Основание черепа Решетчатая кость Петушиный гребень Клиновидная кость Турецкое  седло Ямка турецкого седла называется гипофизарной

Основание черепа

Решетчатая кость

Петушиный гребень

Клиновидная кость

Турецкое седло

Ямка турецкого седла называется гипофизарной

Основание черепа Лобная кость Теменная кость Височная кость ( пирамида ) Затылочная кость

Основание черепа

Лобная кость

Теменная кость

Височная кость

( пирамида )

Затылочная кость

Височная кость 1 – чешуя 2 – сосцевидный отросток 3 – наружное ушное отверстие 4 – шиловидный отросток 5 – скуловой отросток 1 5 3 2 4 Одна из самых сложных костей

Височная кость

1 – чешуя

2 – сосцевидный отросток

3 – наружное ушное отверстие

4 – шиловидный отросток

5 – скуловой отросток

1

5

3

2

4

Одна из самых сложных костей

Височная кость

Височная кость

  • Является вместилищем для органа слуха и равновесия
  • Орган слуха и равновесия расположен в пирамиде височной кости
Височная кость Мыщелковый отросток нижней челюсти На височной кости находится овальная нижнечелюстная ямка

Височная кость

Мыщелковый отросток нижней челюсти

На височной кости находится овальная нижнечелюстная ямка

Скуловая дуга Наружное основание черепа Височный отросток скуловой кости  Скуловой отросток височной кости

Скуловая дуга

Наружное основание черепа

Височный отросток скуловой кости

Скуловой отросток

височной кости

Затылочная кость Наружное основание черепа Затылочные мыщелки сочленяются с атлантом - первым шейным позвонком  1 1 – большое (затылочное) отверстие

Затылочная кость

Наружное основание черепа

Затылочные мыщелки сочленяются с атлантом - первым шейным позвонком

1

1 – большое (затылочное) отверстие

Лицевой отдел Парные кости: Непарные кости:   Сошник Верхние челюсти  Небные   Нижняя челюсть Скуловые   Подъязычная Носовые  Слезные

Лицевой отдел

Парные кости:

Непарные кости:

  • Сошник
  • Верхние челюсти
  • Небные

  • Нижняя челюсть
  • Скуловые

  • Подъязычная
  • Носовые

  • Слезные

  • Нижние носовые раковины
Лицевой отдел Носовые кости образуют спинку носа Скуловая кость Верхняя челюсть Нижняя челюсть Подъязычная кость расположена в мышцах шеи

Лицевой отдел

Носовые кости образуют спинку носа

Скуловая кость

Верхняя челюсть

Нижняя челюсть

Подъязычная кость расположена в мышцах шеи

Перегородка носа  образована двумя костями Перпендикулярная пластинка решетчатой кости Сошник

Перегородка носа

образована двумя костями

Перпендикулярная пластинка решетчатой кости

Сошник

Отверстие полости носа грушевидное Нижняя носовая раковина

Отверстие полости носа грушевидное

Нижняя носовая раковина

Глазница  Парное углубление в черепе, в котором расположено глазное яблоко с его вспомогательным аппаратом Костные стенки глазницы: 1 - глазничная пластинка решетчатой кости 2 - надглазничная вырезка 3 - канал зрительного нерва 4 - лобная кость 5 - верхняя глазничная щель 6 - большое крыло клиновидной кости  7 - скуловая кость 8 - нижняя глазничная щель Слезная кость

Глазница

Парное углубление в черепе, в котором расположено глазное яблоко с его вспомогательным аппаратом

Костные стенки глазницы:

1 - глазничная пластинка решетчатой кости

2 - надглазничная вырезка

3 - канал зрительного нерва

4 - лобная кость

5 - верхняя глазничная щель

6 - большое крыло клиновидной кости

7 - скуловая кость

8 - нижняя глазничная щель

Слезная кость

Придаточные пазухи носа Четыре пары: Лобные пазухи – 1 Гайморовы пазухи - 2 Клиновидные пазухи Решетчатые пазухи 1 2 Фронтит  Гайморит  Синусит  Резонаторы

Придаточные пазухи носа

Четыре пары:

  • Лобные пазухи – 1
  • Гайморовы пазухи - 2
  • Клиновидные пазухи
  • Решетчатые пазухи

1

2

  • Фронтит

  • Гайморит

  • Синусит

Резонаторы

Рентгеновская картина черепа взрослого человека  Вид спереди   1-крыша (свод) черепа 2-лобная кость 3-лобная пазуха  4-ячейки решетчатой кости 5-костная перегородка полости носа 6-передняя носовая ость 7-межверхнечелюстной шов  8-нижняя челюсть 9-подбородочный выступ 10-полость носа 11-верхнечелюстная пазуха  12-сосцевидный отросток 13-глазница

Рентгеновская картина черепа взрослого человека

Вид спереди

1-крыша (свод) черепа

2-лобная кость

3-лобная пазуха

4-ячейки решетчатой кости

5-костная перегородка полости носа

6-передняя носовая ость

7-межверхнечелюстной шов

8-нижняя челюсть

9-подбородочный выступ

10-полость носа

11-верхнечелюстная пазуха

12-сосцевидный отросток

13-глазница

Соединения костей черепа Неподвижное  Подвижное  Шов Сустав

Соединения костей черепа

Неподвижное

Подвижное

Шов

Сустав

Развитие черепа Соотношение размеров частей черепа новорожденного с длиной и массой его тела иное, чем у взрослого

Развитие черепа

  • Соотношение размеров частей черепа новорожденного с длиной и массой его тела иное, чем у взрослого

  • Череп ребенка значительно больше
У взрослого человека соотношение объема лицевого черепа к мозговому составляет примерно 1 : 2  У новорожденного это соотношение 1 : 8
  • У взрослого человека соотношение объема лицевого черепа к мозговому составляет примерно 1 : 2

  • У новорожденного это соотношение 1 : 8
Кости черепа новорожденного разобщены

Кости черепа новорожденного разобщены

СЛОВАРЬ  Роднички — это неокостеневшие участки перепончатого черепа, которые располагаются в местах формирования будущих швов

СЛОВАРЬ

Роднички — это неокостеневшие участки перепончатого черепа, которые располагаются в местах формирования будущих швов

Крыша черепа у плода представляет собой перепончатое образование, покрывающее головной мозг Костная пластинка Соединительно-тканная перепонка На 2–3-м месяце, минуя стадию хряща, формируются костные пластинки

Крыша черепа у плода представляет собой перепончатое образование, покрывающее головной мозг

Костная пластинка

Соединительно-тканная

перепонка

На 2–3-м месяце, минуя стадию хряща, формируются костные пластинки

Роднички 1-передний (лобный) 2-задний (затылочный) 3-сосцевидный 4-клиновидный Сколько родничков у новорожденного ?

Роднички

1-передний (лобный)

2-задний (затылочный)

3-сосцевидный

4-клиновидный

  • Сколько родничков у новорожденного ?

  • Какой формы передний родничок?
Значение родничков  Роднички способны западать и выпячиваться, при этом происходит смещение костей черепа  Это помогает прохождению головы плода по узким родовым путям Полностью передний родничок окостеневает к 2 годам

Значение родничков

  • Роднички способны западать и выпячиваться, при этом происходит смещение костей черепа

  • Это помогает прохождению головы плода по узким родовым путям

Полностью передний родничок окостеневает к 2 годам

Источники картинок http://spina.pro/anatomy/kosti/razvitie-vozrastnye-osobennosti-kostejj/kosti-cherepa.php http://ru.wikipedia.org/wiki/Череп http://www.spravochnik-anatomia.ru/anatomiya/a43.php http://www.eurolab.ua/anatomy/66/ http://anatomiya-atlas.ru/?page_id=163 http://vk.com/album-18657491_117962435 http://www.mixmed.ru/anatomy/sceleton/desmocranium/ http://www.ramaloka.org/5-anatomy_atlas-2094.htm http://ya-zdorov.net/anatomy/view/65/ http://infodoctor.ru/shpoint.php?p=339?utm_source=Adwords&utm_medium=cpc&utm_content=KovalevD&utm_campaign=Atlas http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/9097/Глазница

Источники картинок

http://spina.pro/anatomy/kosti/razvitie-vozrastnye-osobennosti-kostejj/kosti-cherepa.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/Череп

http://www.spravochnik-anatomia.ru/anatomiya/a43.php

http://www.eurolab.ua/anatomy/66/

http://anatomiya-atlas.ru/?page_id=163

http://vk.com/album-18657491_117962435

http://www.mixmed.ru/anatomy/sceleton/desmocranium/

http://www.ramaloka.org/5-anatomy_atlas-2094.htm

http://ya-zdorov.net/anatomy/view/65/

http://infodoctor.ru/shpoint.php?p=339?utm_source=Adwords&utm_medium=cpc&utm_content=KovalevD&utm_campaign=Atlas

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/9097/Глазница


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по Возрастной анатомии

Автор: Катаева Елена Ивановна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая разработка урока по Возрастной анатомии"
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_vozrastnoi_anatomii"
    ["file_id"] => string(6) "350710"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476947938"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Индивидуальный план самообразования педагога-психолога"
    ["seo_title"] => string(55) "individualnyiplansamoobrazovaniiapiedaghoghapsikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "262793"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449411422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства