Просмотр содержимого документа
««Путешествие в сказку»»
Конспект занятия «Путешествие в сказку» (обучение грамоте)
Карлова А. В., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида», г. Орел
Цель: Предотвращение нарушений чтения и письма у детей 6-7 лет.
Программное содержание:
Совершенствовать умения детей в проведении фонематического анализа и синтеза слов.
Закреплять с детьми знания и умения правильного деления слов на слоги, чтения и написания слов и предложений.
Активизировать в речи детей умение согласовывать прилагательное с существительными и навык практического употребления в речи предлогов (между, под, из-под,за и т. д.).
Способствовать снижению зрительного и мышечного напряжения у детей в процессе занятия.
Воспитывать интерес к занятиям, чтению и письму, самостоятельность, доброжелательность, чувство сопереживания.
Предварительная работа. Чтение сказки «Золотой ключик»; беседа с детьми по сказке; разгадывание ребусов; составление ребусов с родителями.
Оборудование: технические средства:мультимедийная установка, проектор; слайды: с героями к сказке «Золотой ключик», ребусами, анимация – полет бабочки; доска с написанными элементами букв; мел; «билеты» – карточки с зашифрованными буквами; плакат с буквами в геометрических фигурах; карточки с напечатанными словами; плакат с неправильно написанным предложением; красный маркер; шкатулка с подарком; демонстрационные доски; тетради, простые и цветные карандаши; столы; стулья с прикрепленными картинками.
План занятия.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем их. Здравствуйте, мы очень рады вас видеть.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное (волшебное) путешествие в сказку. А в какую сказку мы отправимся, я думаю, вы догадаетесь сами, если правильно напишете графический диктант.
- Чтобы нам быстрее попасть в сказку, назовите самый быстрый транспорт. (самолет). Вот вам билеты, их нужно прокомпостировать – обвести печатную букву. Если буква обозначает гласный звук – обведите красным цветом, а если согласный звук – синим.
- Теперь проходите в салон и находите свои места. Помогут вам в этом картинки. Определите первый звук в названии картинки, и если на вашем билете была та же буква, что обозначает этот звук, занимайте свое место. Все готовы в путь?
(Звучит музыка из сказки. На экране - тень пуделя Артемона)
- Вот мы и в сказке. И к нам навстречу спешит первый герой. Кто же это? (Дети отгадывают и картинка сменяется на картинку пуделя Артемона).
- Ребята, Артемон решил научиться писать буквы, но он никак не может с этим справиться.
И/у «Помоги Артемону научиться писать буквы»
- Смотрите, сколько здесь непонятных букв. Что здесь не так? Давайте поможем Артемону дописать буквы. Угадайте, какую букву хотел написать Артемон и допишите ее.
а) недописанные буквы (дети называют и дописывают буквы)
- Смотрите, а здесь все буквы правильно написаны? Давайте зачеркнем неправильно написанные буквы.
б) правильно и «зеркально» написанные буквы у,с,р,к,в,а,л,и, ы, з… (дети зачеркивают неправильно написанные буквы)
- Молодцы, вы все справились с этим заданием, а теперь, чтобы Артемон лучше запомнил буквы, давайте покажем (изобразим) их для Артемона при помощи частей тела. А мы с Артемоном попробуем отгадать показанные вами буквы.
в) изображают пантомимой, (стоя, лежа)
- Смотрите, кто-то еще спешит к нам. (На слайде - Буратино - дети угадывают по контуру, затем меняется слайд на цветную картинку)
- Мальвина дала ему задание : «Написать свое имя». Но сколько звуков и сколько слогов в его имени Буратино не знает. Поможем ему?
- Сколько слогов? Как вы догадались? Назовите гласные по порядку. Марина, выложи все гласные по порядку.
- Назовите первый слог. Выложите его.
- Назовите четвертый слог. Выложите его.
- Назовите третий слог. Выложите его.
- Назовите второй слог. Выложите его.
- Получилось у нас слово? Почему? Давайте подружим слоги и выложим имя Буратино.
- Смотрите, кто-то еще спешит к нам. (На слайде - Пьеро)
Игровое упражнение «Помоги Пьеро прочитать слова»
(На доске небольшой плакат, на котором каждая буква заключена в цветную геометрическую фигуру: квадрат, круг, треугольник. В трех формах, которые распределены по всей поверхности плаката, буквы, вместе составляющие слово – кот, лиса, Карло.)
- Мальвина дала задание Пьеро найти слова, которые спрятаны в геометрических фигурах, но Пьеро никак не может их отыскать и прочитать. Поможем ему? Найдите все буквы, которые спрятаны в кругах, мысленно распределите их по порядку и прочтите получившееся слово. (Один ребенок соединяет буквы стрелкой. Затем находят слова в других геометрических фигурах ).
- Молодцы, вы все справились с этим заданием.
- Смотрите, кто-то еще спешит к нам. (На слайде - Мальвина - дети угадывают по контуру, затем меняется слайд на цветную картинку )
Упражненье начинаем Дружно, весело шагаем Руки вверх, перед собой, покачаем головой. Рука вправо, рука влево, на ногах попрыгай смело. Поворачиваем тело, то направо, то налево. Раз- два, раз-два, повернись вокруг себя. Раз- два, раз-два, продолжается игра.
б) - Мальвина и вам приготовила задание. Садитесь за столы, прочтите слово, которое написано слева, найдите такое же слово в ряду слов и зачеркнитеего.- Молодцы, вы все справились с этими заданиями.
И/у «Следи за бабочкой» (анимация)
- Давайте немного отдохнем и последим за бабочкой. Сядьте на ковер и следите только глазами, голову не поворачивайте.
- Смотрите, кто-то еще спешит к нам. (На слайде - лиса Алиса и кот Базилио)
И/у «Найдите ошибки в предложении»
- Лиса Алиса и кот Базилио решили написать предложение. Посмотрите, что у них получилось. Давайте объясним им, какие ошибки они допустили и исправим их.
куткаупаланапол
(Дети отвечают полным предложением.)
- А теперь, чтобы лиса Алиса и кот Базилио смогли без ошибок, правильно прочитать и написать это предложение, давайте напечатаем его в тетрадях. Вспомните, сколько слов в этом предложении. Считайте их и называйте. Назовите третье слово в этом предложении. (на) Как мы его называем по-другому? («маленькое слово»).
(Игра для пальцев - «Самолетик», покатаем карандаш)
(Дети печатают предложение.)
И/у «Подарок от героев сказки»
- Дети, смотрите, что это? Еще один ребус остался. Попробуем его разгадать, (Подарок). Дети, смотрите, что это, здесь еще что-то написано. Давайте попробуем прочитать и понять, что нам хотели сообщить герои сказки. (На обратной стороне – ребус (подарок) стоит (схема предлога под) столом.)
- Ребята, где мы должны искать подарок? (Дети находят шкатулку с подарком – под столом). Откуда вы достали подарок?
- Вот и пришло время возвращаться в детский сад и прощаться с нашей сказкой и сказочными героями. А теперь вокруг себя повернись и в детском саду окажись.
Итог. Где мы были? Что вам больше всего запомнилось?