Характеристика звуков Л и ЛЬ. Чтение слогов. Логопед: Ребята, кто знает, в какую сказку мы с вами попали? Дети: «Гуси-лебеди». Логопед: Подскажите, а какое волшебство есть в воде этой сказки? Дети: Речка оживала, помогала детям. А еще река была молочная с кисельными берегами. Логопед: А мы для Весны какую воду ищем? (Ответы детей) В этой сказке мы её нашли? (Ответы детей) Я предлагаю вам обратиться к сказочным гномам, о которых говорила Весна. (включается звуковое сообщение). «Здравствуйте, ребята! Вот вам первое задание: в конверте карточки со звуками. Назовите их. Расскажите, что вы о них знаете. Как обозначаются на письме. И ещё одно задание: прочитайте слоги. Всего вам хорошего!» Логопед: (достаю карточки-модели звуков Л и ЛЬ). Ребята, вы догадались какие звуки мы будем сегодня стараться проговаривать? Что вы знаете о них? Дети: Это звуки Л и ЛЬ. Они согласные и звонкие. Логопед: А чем они различаются? Дети: Звук Л – твёрдый, а звук ЛЬ – мягкий. Логопед: Как эти звуки обозначаются на письме? Дети: На письме эти звуки обозначаются буквой Л. Логопед: Гном предлагает вам прочитать, что здесь написано. Дети подходят к напольной магнитной доске и читают слоги: ла, ло, лу, лы, лэ, ля, лё, лю, ли, ле. Логопед: Как вы думаете, вы выполнили первое задание (Ответы детей) И сказочный гном считает, что вы справились с заданием, поэтому отдаёт вам 1-й ключ от двери пещеры. Предлагаю вам её открыть. Дети соотносят модель звука С с буквой С, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту. Сказочный гном оставил часть карты, которая пригодится нам в конце нашего путешествия. А кто скажет, что будем делать дальше? Логопед: А мы продолжим наше путешествие. Для чего? Дети: Чтобы найти чистую родниковую воду для Весны. Логопед: Тогда вперёд! Скажем волшебные слова и окажемся в другой сказке: - Раз, два, покружись, Прямо в сказке окажись! Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя. (Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста». Нажать на красную фигуру с цифрой 2, открывается картинка сказки «Мороз Иванович», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 5). Пальчиковая игра «Шар в руке своей держу». Логопед: Ребята, в какой сказке мы сейчас оказались? Дети: «Мороз Иванович». Логопед: Подскажите, а какая волшебная вода есть в этой сказке? Дети: В сказке был волшебный колодец. Логопед: Скажите, а можем мы набрать воды из этого колодца для Весны? Дети: Нет. Потому что в этом колодце не было воды. Логопед: Тогда послушаем, какое задание для нас приготовил второй гном. (включается звуковое сообщение). «Дорогие ребята! Если вы хотите и дальше путешествовать по сказкам в поисках воды для Весны, выполните упражнение для пальчиков «Шар в руке своей держу. Удачи вам!» Логопед: Ребята, а вы хотите продолжить наше путешествие? Дети: Да, хотим. Дети берут правой рукой по шарику и выполняют массаж пальцев рук массажными шариками Су-Джок с одновременным проговариванием: Шар в руке своей держу (шар спрятан в правой ладошке) А тебе не покажу (убираем руку за спину) Шар держу в другой руке (перекладываем шарик в левую руку за спиной) Хочешь, покажу тебе? (шар в левой ладошке перед собой) Шар прозрачный, шар блестит (лежит на левой ладошке) И пружинкой он стучит (зажав шарик в левой ладошке, стучим, как погремушкой) Как последний снежный ком, мне ладошки колет он (катаем шарик между ладоней) Может шарик покатиться, может в сказке очутиться (катим шарики по одной руке, затем по другой) Логопед: Как вы думаете, вы справились с заданием? (Ответы детей) И гном так же считает и отдаёт 2-й ключ от двери пещеры. Предлагаю вам открыть нужную дверь. Дети соотносят модель звука З с буквой З, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту. Логопед: В этой сказке мы нашли родниковую воду для Весны? Дети: Нет. Логопед: Что будем делать? (Ответы детей) Тогда скажем волшебные слова и окажемся в другой сказке: - Раз, два, покружись, Прямо в сказке окажись! Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя. (Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста». Нажать на желтую фигуру с цифрой 3, открывается картинка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 6). Зимующие и перелётные птицы. Игра «4-й лишний» Логопед: Ребята, в какой сказке мы теперь оказались? Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Логопед: Подскажите, а какая волшебная вода была в этой сказке? Дети: Здесь была маленькая лужа, из которой выпил Иванушка. Логопед: Скажите, а можем мы набрать такой воды, чтобы Весне дать напиться? Дети: Нет, потому что эта вода заколдованная, и если её испить, то как Иванушка, можно в козликов превратиться. Логопед: Тогда предлагаю послушать следующее задание от Сказочного гнома: (включается звуковое сообщение). «Ребята, здравствуйте! Вот вам третье задание, чтобы продолжить свой путь: распределите птиц по своим местам. Слева – птицы, в названиях которых есть звук Л, а справа – птицы, в названиях которых есть звук ЛЬ. Это ещё не всё! Надо назвать всех птиц, найти 4-ю лишнюю птицу и объяснить, почему она лишняя. До встречи!» Логопед: Предлагаю вам разделиться на две команды, чтобы выполнить это задание. На паласе напольный стенд «Колобок», на котором карточки с моделями звуков Л и ЛЬ. Рядом лежат картинки с птицами: иволга, голубь, соловей, ласточка, цапля, лебедь, клёст, малиновка. Дети прищепками прикрепляют картинки птиц, помогая друг другу и контролируя деятельность друг друга. иволга цапля голубь лебедь соловей клёст ласточка малиновка Логопед: Верно. Тогда предлагаю вам поиграть в игру « 4-й лишний». Дети называют лишнюю птицу (лишний голубь, потому что он – зимующая птица, а иволга, соловей и ласточка – перелётные птицы; лишний клёст, потому что он – зимующая птица, а цапля, лебедь и малиновка – перелётные птицы ). Логопед: Как вы думаете, вы справились с заданием? (Ответы детей) И гном так же считает и отдаёт 3-й ключ от двери пещеры. Предлагаю вам открыть нужную дверь. Дети соотносят модель звука и Ш с буквой Ш, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту. Логопед: А мы какую дверь по счёту открываем? (Ответы детей) Что мы ищем? (Ответы детей) Для чего? В этой сказке мы нашли родниковую воду для Весны? Логопед: Тогда скажем волшебные слова и посмотрим, в какую сказку попадём на этот раз: - Раз, два, покружись, Прямо в сказке окажись! Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя. (Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста». Нажать на зеленую фигуру с цифрой 4, открывается картинка сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 7). Рассказ «Как ласточка летала». Употребление предлогов ПОД, ИЗ-ПОД. Логопед: Ребята, вот мы и в следующей сказке, кто ее назовет? Дети: Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Логопед: Подскажите, а в чем было волшебство воды в этой сказке? Дети: Море менялось, когда менялось настроение у золотой рыбки. Логопед: Скажите, а можем мы набрать такой воды для Весны? Дети: Нет, потому что в море вода соленая и её пить нельзя. Логопед: Четвёртый гном приготовил для вас очень интересное задание. Вот послушайте: (включается звуковое сообщение). «Дети! Я для вас очень интересное задание приготовил - вам понравится. Надо научиться пересказывать рассказ «Как ласточка летала. А ещё вам надо научиться правильно употреблять в рассказе предлоги ПОД и ИЗ-ПОД. Пока, ребята!» Логопед: Так какое задание мы получили от Сказочного гнома? Дети: Мы должны научиться пересказывать рассказ «Как ласточка летала» и правильно употреблять предлоги ПОД и ИЗ-ПОД. Дети рассаживаются перед экраном телевизора. Логопед открывает программу «Конструктор картинок» на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо». Появляется заранее приготовленная к этому занятию картинка и начинает свой рассказ, передвигая мышью картинку с птицей от предмета к предмету. «Как ласточка летала. Ласточка летала-летала и села под ёлку. Посидела-посидела и вылетела из-под ёлки. Летала-летала и села под телегу. Посидела-посидела и вылетела из-под телеги. Летала-летала и села под лошадь. Посидела-посидела и вылетела из-под лошади. Летала-летала и села под лопату. Посидела-посидела и вылетела из-под лопаты. Летала-летала и села под лестницу. Посидела-посидела и вылетела из-под лестницы. Летала-летала и села под метлу. Посидела-посидела и вылетела из-под метлы. Устала ласточка и села на лавку отдыхать». Логопед: А теперь я предлагаю вам рассказать, но про другую птицу. (картинка ласточки меняется на другую птицу (соловей). Картинки с птицами загружаются по ходу рассказа из интерактивной папки программы «Конструктор картинок». Логопед: Как вы считаете, справились вы с заданием гнома? (Ответы детей) И сказочный гном так же считает и ключ от двери пещеры. Который по счёту этот ключ? (Ответы детей) Что с ним делать вы сами знаете. (Дети соотносят модель звука и Ж с буквой Ж, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту). А нам пора двигаться дальше. Куда? Дети: В следующую сказку, чтобы найти родниковую воду для Весны. Логопед: Какие волшебные слова мы должны сказать, чтобы очутиться в следующей сказке? Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя. - Раз, два, покружись, Прямо в сказке окажись! (Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста». Нажать на розовую фигуру с цифрой 5, открывается картинка сказки «Заяц Коська и Родничок», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 8). Логопед: Ребята, вот мы и в следующей сказке, кто ее назовет? Дети: Это «Заяц Коська и Родничок». Логопед: Подскажите, а в чем было волшебство воды в этой сказке? Дети: Родничок с зайцем бегали наперегонки. Логопед: А из этого родничка мы могли бы набрать воды для Зимушки-зимы? Дети: Да, потому что родниковая вода самая чистая. Логопед: Итак, мы справились с заданием Весны – нашли чистую родниковую воду для неё? (Ответы детей) Ребята, попросите Сказочного гнома передать родниковую воду Весне, чтобы она выздоровела. Попросите так, чтобы гном захотел помочь Весне. (Ответы детей) (включается звуковое сообщение). «Уже передал. Ведь в сказках всё делается по волшебству. Вы только подумали, а ваше желание вмиг исполнилось. И вам передаю – пейте на здоровье!» (Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на следующий слайд (Слайд 9). На экране появляется картинка, где Зимушка-зима и лесные проводники-сказочные гномы) |