Просмотр содержимого документа
«Публикация на тему: Игровые методики в ДОУ»
Игровые методики в ДОУ
В педагогическом процессе ДОО большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой. Обобщая современные достижения педагогической теории и практики, следует отметить, что игровые методы и приемы могут составлять часть занятия, использоваться в целях обучения и в повседневной жизни. Реализация игровых приемов и ситуаций в процессе непосредственно образовательной деятельности происходит по следующим основным направлениям: в образовательную деятельность вводится элемент соревнования или игровая ситуация; дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом; учебная деятельность подчиняется правилам игры. В течение дня игровые методы и приемы активно используются при проведении отдельных режимных моментов: – часть комплексов утренней гимнастики осуществляется не только с использованием общеразвивающих упражнений, но и заданий игрового характера, полосы препятствий, отгадывания загадок и пр.; – физкультминутки проводятся в форме двигательного рассказа, дидактической игры с движениями или с использованием сюрпризных моментов, или «волшебных предметов» и т. д.; – во время физкультурных пауз для предотвращения развития утомления и снятия эмоционального напряжения используются дидактические игры или игровые упражнения с персонажем и пр.; – во время подготовки к приему пищи, прогулке используются сюрпризные моменты для повышения самостоятельности и инициативности детей; – практикуются прогулки с персонажем, направленные на создание положительно эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в разных видах активности, повышение заинтересованности в совместной деятельности. В каждом игровом методе или приеме должны быть игровая задача, игровые задача, игровые действия, воображаемая ситуация и пр. Игровая задача — своеобразная доступная и игровая формулировка цели предстоящих действий. Игровые действия — способы проявления активности ребенка в игровых целях. Например, опустить руку в «волшебный мешочек», нащупать предмет, достать и описать его и др. в образовательной деятельности игровые действия сочетаются с реальными внутренними и внешними. В условиях игрового действия рождается мнимая ситуация «как будто». При этом смысл действия соответствует реальному, а операция, реализующая это действие с имеющимся материалом. В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация. При использовании игровых методов и приемов в учебно-игровое общение включаются персонажи, создавая положительную познавательную мотивацию и поддерживая ее на протяжении всей детской деятельности при выполнении ключевых дидактических задач. Игровые персонажи приходят к детям в гости, обращаются к ним со своими проблемами. При этом проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого на обучающего, активизирует интеллектуальную деятельность и усиливает познавательную мотивацию. Игровые методы — процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в результате которого передаются или усваиваются знания, умения или навык, основанные на включении в обучение компонентов игровой деятельности. К игровым методам относится дидактические игры и воображаемая ситуация. Дидактическая игра — наиболее распространенный метод с присущим ему двумя функциями: – совершенствование и закрепление знаний, умений или навыков, которыми дошкольники учатся оперировать в зависимости от игровой ситуации; – дети усваивают новые знания и умения, поскольку дидактические игры по своему содержанию охватывают все основные направления воспитания и обучения, содействуя экологическому, математическому, эстетическому, музыкальному образованию или речевому, математическому и нравственному развитию дошкольников. Следующий игровой метод — воображаемая ситуация в развернутом виде. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Этот метод своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, становящееся основой детского познания. К примеру, вдруг воспитатель «превращается» в какого-либо персонажа и от его лица рассказывает о своих приключениях: «раздается стук в дверь и входит герой, который приглашает детей в путешествие». Игровые приемы — способы совместного развития педагогом и детьми сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Все игровые приемы условно подразделяют на две группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр; сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Первые развертываются по поводу игрушек, предметов, бросового материала. Ребенок и педагог действуют с ними, как в режиссерских играх. В их числе: обыгрывание предметов или игрушек, изображения, незаконченного изображения. Вторая группа игровых приемов связана с ролевым поведением детей и взрослых. Старшим дошкольникам предлагается роль сказочников, художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей, а младшим — роль зайчиков, лися. Другой прием — обыгрывание детских работ — применяется по окончании различных видов продуктивной или творческой деятельности. Полученное изображение, конструкция или аппликация работа используется как своеобразный игровой предмет, а содержание игровых действий зависит от изготовленного объемного объекта. Кроме того, специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу интересно провести их анализ и оценку, а также усилить интерес к определенным видам продуктивной деятельности. Еще один игровой прием — обыгрывание незаконченных и создаваемых детских работ, направлен на руководство процессом выполнения работы, сопровождает ее, стимулирует совершенствование замысла. Процесс использования этого приема представляет собой постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановки новых. Вследствие этого происходит частично совместное или частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа или объекта, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. На большом эмоциональном подъеме проходит образовательная деятельность, включающая инсценировки коротких рассказов, стихотворений или сценок и элементы драматизации, поскольку появление и использование игрушек театра Петрушки, настольного и иного театров активизирует детскую деятельность и познавательный интерес. Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме усилить интерес к образной речи и окружающему миру, привлечь внимание к предстоящей умственной, продуктивной или творческой деятельности, поскольку загадка создает эффект неизвестного, непознанного и помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Этот прием успешно используется для организации режимных моментов, в начале игровой, образовательной, продуктивной деятельности для привлечения внимания к предстоящей работе, при проведении дидактических игр — загадок, в процессе которых дошкольники в увлекательной форме вдумчиво осмысливают окружающий мир и закрепляют представления о природе. Введение приема соревнования в старших и подготовительных к школе группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает выполняемую деятельность увлекательной, занимательной и интересной для ребенка. При использовании этого приема педагогу ДОО важно создавать соответствующие психолого-педагогические условия, чтобы у участников сохранялся в первую очередь интерес к процессу поисковой, творческой деятельности, а не к количественному результату и выявлению победителей. Для этого важно очень продуманно определять способы фиксирования правильных ответов или действий детей, способы поощрения и дифференцированной оценки участников, грамотно определять для соревнования отдельных детей и команд только действия и движения, освоенные на необходимом уровне всеми дошкольниками. Использование приема создания игровой ситуации направлено на развитие поисковой деятельности. Основа данного приема — игровая мотивация. Согласно исследованиям, проведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, дети с 2 до 7 лет постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры: предметно-действенный на этапе раннего и младшего дошкольного возраста; ролевый и сюжетосложение — в старшем дошкольном возрасте. Главный принцип отбора игровых методов и приемов, по мнению данных ученых, это соответствие способами построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста. поэтому работе с детьми 3–4 лет целесообразно использовать одушевление игрового персонажа или раздаточного материала, который в образовательной деятельности будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре. Дети 4–5 лет важно заинтересовать ролями и обеспечить их действия содержанием, способствующим вхождению в роль, принятием нужной роли и действием в ней. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь, представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия — мимику, изобразительные действия, интонации. К основным функциям игровых методов и приемов относятся: обучающая, обеспечивающая успешное усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций средствами использования элементов игры; мотивационная, способствующая созданию благоприятной атмосферы во время образовательной деятельности, превращающая ее в увлекательное приключение; коммуникативная, объединяющая детей, помогающая установлению эмоциональных контактов и формирующая навыки общения; психотерапевтическая, снимающая напряжение при интенсивном обучении и вносящая позитивные изменения в структуру личности ребенка. Итак, к игровым методам относятся дидактические задачи и воображаемые ситуации. К игровым приемам относятся: внесение, обыгрывание игрушек; показ предметов в разных действиях; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; элементы драматизации; внесение волшебного предмета; выполнение воспитателем различных игровых действий; рассказ сказочной истории; создание игровой ситуации. Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков: переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил; положительные эмоции помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной и личной целью, поэтому решение задачи сопряжено с минимальными волевыми усилиями; имеют широкое применение и могут составлять часть занятия, использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.