Я/с №15 «Бөбек»
Проектная деятельность в старшей группе
по теме «Моя Родина Казахстан»
Подготовили воспитатели : Кириченко А.В.
Непейвода Н.И.
г. Экибастуз
2014г.
Актуальность:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Воспитание у старших дошкольников любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно с самого раннего детства прививать патриотические чувства, тем более что, нам есть чем гордиться.
Понимая важность этого вопроса, мы в своей группе запланировали проектную деятельность по теме « Моя Родина - Казахстан».
Тип проекта: познавательный
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители.
Срок реализации: 2 года
Название проекта: «Моя Родина - Казахстан»
Цель: Формирование патриотических чувств к Родине.
Задачи:
-Формировать у детей представление о Родине, народах, населяющих Р К.;
-Прививать чувства патриотизма, миролюбия, национального согласия;
-Закреплять знания о государственных символах РК.:
- Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, где живут в мире и согласии представители разных национальностей.
-Развивать интерес и желание больше узнать о родном крае, об истории Казахстана.
- Воспитывать чувства гордости за свою страну и свой народ.
Реализация проекта:
Подбор материала с помощью родителей:
Альбомы, книги, иллюстрации, журналы, папка – передвижка.
2. Совместная работа с родителями по пошиву национальной одежды и подбор атрибутов в уголок патриотического воспитания (рисунки, книжки-самоделки, макеты, поделки), пополнение музыкального уголка казахскими национальными инструментами и музыкой народов разных национальностей проживающих в нашей стране.
3. Экскурсии в национальные центры нашего города.
4. Творческая деятельность детей на занятиях и в свободное время.
5. Проведение государственных и народных праздников, викторин по ознакомлению с окружающим.
6. Проведение итогового занятия «Дружат народы нашей страны»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, поэтому мы в своей группе начали работу ещё в младшем возрасте. Прививали такие качества, как любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Нравственно – патриотическое воспитание играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В реализации проекта нашими первыми помощниками были родители. Важно было привлечь родителей к совместной работе по изготовлению пособий и атрибутов по проекту. В течении всего времени родители активно помогали в оформлении альбомов по темам «Наш город», «Столица Астана», «Мой Казахстан», «Наша Армия сильна», «Космос», «Наурыз», « Музыкальные инструменты», «Национальная Кухня», «Шахтёры», «Национальные костюмы», «Символика», «Стихи, загадки и пословицы по нравственно- патриотическому воспитанию», «Казахские народные игры», «Казахские народные обычаи и традиции». Приобрели книги и журналы в уголок патриотического воспитания о родном крае.
2. Была проведена большая работа по пошиву национальной одежды народов проживающих в нашей Республике и организованна выставка в детском саду, где наша группа благодаря помощи родителям заняла 1 место.
3.Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений, о народах разных национальностей проживающих в нашей стране нам помогли экскурсии в национальные центры, где дети знакомились с обычаями и традициями, с национальной кухней, одеждой, музыкой, музыкальными национальными инструментами, символикой и языком.
4.В ходе проекта были проведены ряд мероприятий, таких как, занятия по ознакомлению с окружающим, конструированию, аппликации, самопознанию, рисованию, художественной литературы (знакомство с казахскими писателями и произведениями этих писателей),
Рассматривали иллюстрации и картины о родном крае. Знакомили детей с городами нашей республики с их достопримечательностями. Ребята с интересом смотрели видео – ролики о Республике Казахстан, где знакомились с красотой и богатствами нашей Родины. В вечернее время мы знакомили детей с обычаями и традициями казахского народа, играли в народные игры.
5. В реализации проекта помогли национальные праздники такие как, «День независимости», «День президента», «Наурыз», «1 мая», где дети разучивали песни, стихи и пословицы на государственном языке, а также танцы народов проживающих в нашей республике.
6. В завершении нашего проекта мы вместе с родителями провели открытое итоговое занятие «Дружат народы нашей страны»
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям привить любовь и привязанность к родному краю; гордость и уважение за свою Родину, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
И завершить наш проект хочется словами К.Симонова .
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.
Воспитателей и родителей можно назвать первыми учителями ребёнка, они несут ответственность за воспитание детей, и именно совместная работа детского сада и семьи позволяет вырастить настоящего гражданина своей страны.
Приложение: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Дружат народы нашей страны»
Образовательные области: Коммуникация, социум, познание, творчество.
Раздел: Ознакомление с окружающим
Цель: Знать и называть национальности народов проживающих в Республике Казахстан.
Задачи: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике. Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, где живут в мире и согласии представители разных национальностей. Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой. Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Индивидуальная работа: С Катей, Ирадой закрепить умение называть казахскую национальную одежду.
Словарная работа: Здоровеньки былы, сарафан, кокошник, плахта, спыдница, кошуля, шалбар - брюки, калпак, койлек.
Материал: национальная одежда, посуда, музыкальные инструменты, атрибуты к подвижной игре, куклы одетые в национальную одежду.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов - сказки казахские, русские, украинские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий .
Ход занятия:
Круг радости:
Сколько добрых лиц вокруг,
Приглашаю всех я в круг.
Давайте за руки возьмем!
Слова любви произнесем!
Дети:
Любим, любим всех вокруг,
Как хорошо, что рядом друг!
Воспитатель рассаживает детей на стульчики.
В-ль: Есть много праздников на свете
Они приходят в свой черёд.
Ну, а кто ответит, дети
Праздник какой скоро нас ждет?
Дети: 1 мая. День единства и дружбы народов Казахстана.
В-ль: Правильно. И сегодня мы будем говорить об этом празднике. Посмотрите, как нас много в группе, какие мы все разные и несмотря на это, мы очень дружные ребята. Сейчас об этом Кирилл прочитает стихотворение.
Кирилл Как повезло тебе и мне,
мы родились в такой стране,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Мой Казахстан! Республика моя!
В-ль: Ребята, а люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети:
В-ль: А в нашей группе дети каких национальностей?
Воспитатель спрашивает детей.
В-ль: Вот сколько детей разных национальностей у нас в группе. Ребята, а вы знаете, у каждого народа есть своё национальное богатство - это традиции, народные сказки и пословицы, национальная одежда и национальные блюда, национальные игры. И сегодня я предлагаю вам, отправится в гости к Данияру, Тане и Арине, чтобы посмотреть и узнать больше о традициях и быте в этих семьях.
В-ль: . Ну что, пойдём в гости? А когда мы придем в гости к Данияру на каком языке мы поздороваемся? А у Тани, а у Арины на каком языке мы будем здороваться?
Молодцы, правильно, ну тогда вперед.
Дорога будет длинная и нелегкая.
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)
В гости мы идем
И взбираемся на холм.
(Ходьба на месте с имитацией подъема в гору).
На холме мы видим дом,
(Складываем домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом.
(Делаем волнообразные движения руками).
Дом стоит на высоте,
(Поднять руки вверх).
А вокруг цветы в траве.
(Сложить вместе кулачки перед грудью и развести ладони с раскрытыми пальцами, не отрывая запястий. Повторить то же движение, отведя руки влево, затем вправо).
К дому быстро подбегаем,
(Пальцы «побежали по столу»).
Кто же в нем живет, узнаем.
(Приподнять плечи, развести руки в стороны.).
В дверь стучимся:
Тук-тук-тук.
(Постукивание кулаком по столу)
Кто-то к нам идет на стук?
(Прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся).
В-ль: Предлагает детям поздороваться с хозяевами дома на казахском языке.
Данияр: Известно народ наш для дружбы открыт,
Единство и дружбу он в сердце хранит.
Земля Казахстана, родная страна,
Лучами согласия озарена!
В-ль: Ребята, а как называется дом у казахов?
Дети: Юрта.
В -ль: Посмотрите как красиво в юрте. Что мы видим здесь?
Дети: Называют.
В-ль: Посмотрите на Данияра и его маму, как красиво они одеты. Как называется эта одежда?
Дети:
В-ль: Как называются брюки? Как называется рубашка, в которую одет Данияр? А поверх рубашки что надел Данияр? Назовите мне головной убор у Данияра?
В-ль: Во что одета мама Данияра? Как называется платье? А что надела мама Данияра поверх платья.
Дети:
В-ль: Посмотрите, что приготовила мама Данияра? Как называется национальное блюдо у казахов?
Дети: Баурсаки.
В-ль: А какие казахские национальные блюда вы знаете ещё?
Дети:
В-ль: Молодцы, ребята. Ребята, казахи очень любят играть в веселые подвижные игры, и я вам предлагаю поиграть в казахскую национальную игру "Тенге алу"
После игры воспитатель благодарит маму Данияра за гостеприимство и предлагает пойти в гости к Тане вместе с Данияром.
В-ль: Давайте поздороваемся.
Таня: Я встречать гостей готова,
Посмотрите на обновы,
Сарафан-то расписной,
Да красивый он какой.
В-ль: Во что одета Таня? А мама Тани?
Дети: Русский национальный костюм.
В-ль: Из чего состоит русский национальный костюм у Тани? А у мамы?
Сарафан, а на голове кокошник, а поверх кокошника платок.
В-ль: А как называется дом у русского народа?
Дети: Изба.
В-ль: Правильно. А что мы видим на столе?
Дети: Блины.
В-ль: А, что мы еще видим у Тани в избе?
Дети: Музыкальные инструменты.
В-ль: А как называются русские музыкальные инструменты? (Дети называют)
В-ль: Неужели на ложках можно играть? Мы хотим попробовать с ребятами.
Мама Тани предлагает сыграть на ложках.
В-ль и дети прощаются и благодарят маму Тани за гостеприимство. И приглашает Таню пойти в гости к Арине, посмотреть на украинский национальный быт.
В-ль и дети здороваются на украинском языке
Арина: Приглашаем всех до хаты
Мы гостям всегда так рады!
В-ль: Как называется дом у украинского народа? Дети: Хата.
В-ль: Посмотрите, как красиво одета Арина с мамой. Как называется эта одежда?
Дети: Украинский национальный костюм.
В-ль: Давайте послушаем маму Арины, она нам расскажет об украинском национальном костюме.
Мама: Юбка называется спидныця, сверху плахта в крупную клетку. Сорочка - кошуля, а на голову надевают венок с разноцветными лентами.
В-ль: Спасибо. Ребята, мама Арины приготовила украинское национальное блюдо. Кто знает, как называется?
Дети: Деруны.
В-ль Молодцы, ребята. А ещё украинский народ очень любит танцевать, и сейчас давайте станцуем украинский танец.
Мама Арины: Музыка украинска заиграй,
Арина друзей танцевать приглашай. Танец:
В-ль: Благодарит маму Арины за гостеприимство. Прощаются на украинском языке.
В-ль: Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы сегодня побывали с вами в гостях у наших ребят. Вам понравилось?
Дети: Да!
1. Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети,
На нашей планете,
2 Вся наша Земля-
Как большой детский сад,
Где каждый друг другу
Сестра или брат.
3. Пусть общими будут -
Навеки, навеки! -
И небо, и море,
И горы, и реки,
И снег и тюльпаны
И солнце и пламя.
Пусть будут все дети
Навеки друзьями!
В-ль: И неважно, у кого какой дом,
Самое главное, что мы все дружно живем!
Непейвода Наталья Ивановна
Год рождения: 20.08.1974
Образование: высшее, Евразийский Инновационный университет
г. Павлодар 2007г.
Специальность: бакалавр педагогики и психологии
Педагогический стаж: 18лет
Квалификационная категория: первая
Место работы: Коммунальное государственное казенное предприятие
Центр эстетического развития ясли-сад №15 «Бобек»
отдела образования акимата города Экибастуза,
Павлодарская область, Республика Казахстан.
Должность: воспитатель
Кириченко Аксана Викторовна
Год рождения 01. 05.1974
Образование: Средне - специальное. Экибастузское педагогическое училище.
Специальность: Воспитатель в дошкольных учереждениях
Педагогический стаж: 8лет
Квалификационная категория: вторая
Место работы: Коммунальное государственное казенное предприятие
Центр эстетического развития ясли-сад №15 «Бобек»
отдела образования акимата города Экибастуза,
Павлодарская область, Республика Казахстан.
Должность: воспитатель