Проект "Чудесное лукошко" предназначен для детей средней группы (4 - 5 лет). Срок реализации проекта: 1неделя. В данном проекте предоставлены: план работы, беседы, подборка загадок и стихов, а также этапы реализации проекта. Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Чудесное лукошко». Предполагаемый результат: Знать и называть овощи, их части; Владеть обобщающими понятиями; Определять овощи по вкусу, на ощупь, узнавать по описанию; Находить сходство и различия овощей по нескольким признакам; Знать где и как растут овощи, как за ними ухаживать, о полезных свойствах овощей, а так же время их сбора и способы приготовления и заготовок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Чудесное лукошко»»
МБОУ Начальная школа – детский сад
Проект
«Чудесное лукошко»
Средняя группа
Воспитатель:
Кривцева Анастасия Владимировна
Сентябрь, 2015 год
г. Ессентуки
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Маршак
Мотив:
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков также справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Наблюдая за детьми, я увидела, что дети в недостаточной степени имеют полное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
Овощ – это кушать. Олег
Овощ – это растёт на грядке Катя
Овощ – это капуста и помидор. Лиза
Овощ – это виноград. Шамиль
Овощ – это на грядке вырастает. Мирали.
Овощ – это я не знаю… Соня
Овощ – это когда вырастает капуста и морковка и лук. Данил Б.
Овощ – это огурцы. Вероника
Овощ – это не знаю.. Лера
Зачем нужно кушать овощи?
Что можно сварить из овощей?
Почему лук горький?
Зачем поливать овощи на грядке?
Чем полезна морковь?
Что можно приготовить из свёклы?
Как заготовить овощи на зиму?
Почему чеснок полезный?
Чем полезна капуста?
Какие овощи можно тушить?
Спросим у воспитателя.
Спросим у бабушки.
Прочитаем в книге.
Спросим у врача.
Спросим у бабушки.
Прочитаем в газете.
Вывод:
Дети недостаточно знают об овощах.
Дети не знают о пользе овощей.
У детей нет представления о свойствах овощей и их роли в жизни человека.
Виды работ:
Сбор информации.
Отбор художественной и познавательной литературы.
Подбор иллюстративного материала.
Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
Свободная самостоятельная изобразительная деятельность детей:
Презентация проекта.
1 этап. Разработка проекта.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Чудесное лукошко».
Задачи:
Обогатить представления детей об овощах (картошка, огурец, перец, помидор, тыква, баклажан, кабачок, свёкла, лук, чеснок, капуста).
Обогатить словарь детей за счёт обозначения качеств овощей: вкуса, цвета, величины и т.д.
Развивать связную речи через составление описательного рассказа об овощах.
Воспитывать у детей культуру поведения за столом при дегустации блюд.
Предполагаемый результат:
Знать и называть овощи, их части;
Владеть обобщающими понятиями;
Определять овощи по вкусу, на ощупь, узнавать по описанию;
Находить сходство и различия овощей по нескольким признакам;
Знать где и как растут овощи, как за ними ухаживать, о полезных свойствах овощей, а так же время их сбора и способы приготовления и заготовок.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: 1неделя.
2 этап:План мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта
Беседы с детьми
«Где растут овощи и как за ними ухаживать».
Цель: рассказать, где растут овощи, как за ними надо ухаживать, что из овощей можно приготовить.
«Чем полезны овощи».
Цель: рассказать о полезных свойствах овощей, в каком виде овощи можно употреблять в пищу.
«Как заготавливать овощи на зиму».
Цель: рассказать о времени сбора овощей, о способах заготовки овощей на зиму.
Художественная литература
Чтение:
русской народной сказки «Вершки и корешки»,
А.Прокофьев «Огород»,
К.Тангрыкулиев «Картошка», «Огурец».
Театрализация сказки «Репка»
Заучивание:
А.Прокофьев «Огород»,
К.Тангрыкулиев «Картошка», «Огурец».
Загадывание загадок об овощах.
Организованная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Овощи».
Цель: закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части), учить находить сходство и различия по основным признакам (по запаху, внешнему виду, тактильным ощущениям).
Совместная и самостоятельная деятельность
Рассматривание репродукции картины А. Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной».
Выставка «Чудесное лукошко».
Художественно- продуктивная
Рисование на тему: «Овощи на тарелке».
Лепка на тему: «Корзина с овощами».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Урожай», «Овощи».
Дидактическая игра «Сбор урожая».
Совместная деятельность детей и родителей
Изготовление поделки из овощей
Составление описательного рассказа об овоще.
Работа с родителями
Консультации:
«Делаем поделки из овощей и фруктов»
«Овощи детям»
3 этап. Реализация проекта.
4 этап. Презентация проекта.
Итог работы:
Познавательная ценность:
Углубление и систематизация знаний о овощах;
Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Воспитательная ценность:
Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности).
Беседа
«Где растут овощи и как за ними ухаживать».
Воспитатель приносит в группу поднос с овощами, накрытый полотенцем.
-Ребята, посмотрите что у меня в руках?
-Поднос.
-Как вы думаете, что лежит на подносе? (ответы детей)
-Хотите посмотреть, что там лежит? (дети перечисляют)
-Как всё это назвать одним словом?
-Откуда пришли к нам овощи?
-Где они растут? (на огороде)
-Как выращивают овощи?
Воспитатель уточняет: человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть.
-Скажите, все ли овощи растут на поверхности земли?
-Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи –корнеплоды).
-Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова их поверхность на ощупь).
-Ребята, а для чего люди выращивают овощи? (чтобы употреблять в пищу)
-Все ли овощи одинаковые на вкус?
-Правильно, овощи различаются и по вкусу.
Отгадаете загадку.
Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна».
Беседа
«Чем полезны овощи».
- Какие вы знаете овощи?
- У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки?
- У каких едим луковицу?
- У каких едим листья?
- Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. -Покажите кочан цветной капусты.
- У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы).
- В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке).
- Что сделается с стручком, когда зерна поспеют?
- Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?
- У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, дыня, тыква).
- Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие? - В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)
- Какие блюда готовят из овощей?
- В чем польза овощей и фруктов?
Овощи – основные источники витаминов. Витамины – жизненно необходимые питательные вещества. Они содержатся в пище и необходимы для здоровья нашего организма. Vita - означает жизнь. Витамины - ценные вещества, Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
Витаминов много - всех не перечесть,
Но самые главные среди них есть.
Без них не может организм существовать,
Учиться, работать, отдыхать.
Витаминные семейки Витамин А • Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Витамин А. Где же витамин «А» найти, Чтобы видеть и расти? И морковь, и абрикосы Витамин в себе тот носят. В фруктах, ягодах он есть. Их нам всех не перечесть.
Витамин В • Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен Витамин В. Свекла, яблоко, картофель, Репа, тыква, помидор.. Витамины «В» имеют И отдать нам их сумеют. «В» - в наружной части злаков, Хоть он там неодинаков. Это вовсе не беда, Группа «В» там есть всегда.
Витамин С • А вот «С» едим со щами, И с плодами, овощами, Он в капусте и в шпинате, И в шиповнике, в томате, Поищите на земле И в салате, в щавеле. Лук, редиска, репа, брюква, И укроп, петрушка, клюква, И лимон, и апельсин Ну, во всем мы «С» едим! Витамин С - аскорбиновая кислота, Польза организму от нее велика. Она иммунитет повышает, Болезни прочь прогоняет.
Витаминные семейки
Еще витаминов есть много,
Пополняйте организм ими строго.
Тогда не будете болеть,
Будете веселиться и песни петь.
Витамины – просто чудо! Сколько радости несут:
Все болезни и простуды Перед ними упадут,
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Беседа
«Как заготавливать овощи на зиму».
- Давно убрали с полей овощи. А мы с вами и в конце зимы едим свежий картофель, морковь, свеклу, капусту.
- Растут ли овощи зимой?
- Откуда же мы берем их зимой?
(Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия. Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос).
- Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале). (в овощехранилище).
Народная пословица гласит: «Летний день — год кормит». Как вы это понимаете?
Воспитатель ставит на стол банку с солеными огурцами или помидорами. Спрашивает, что это, как еще летом и осенью люди заготовляют впрок овощи, фрукты, ягоды.
- Что мы делаем с огурцами, капустой? (огурцы мы солим, а капусту квасим).
Дети рассказывают, что овощи солят, маринуют, делают из них овощные консервы; Воспитатель спрашивает, какие соленья, маринады заготовлены на зиму у них дома, где хранятся.
- а ещё овощи можно сушить. (показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).
— Есть еще способ хранить овощи и фрукты — замораживать их. В магазинах наших городов продают замороженные овощные наборы для супов.
Так справедлива ли народная пословица «Летний день — год кормит»?
— Вы скоро подрастете и станете помогать родителям по хозяйству, будете и заготовлять впрок дары природы,— продолжает разговор воспитатель.— Давайте проверим, что вы знаете об этом (за правильный ответ дается фишка). Итак, летом собрали урожай крепких огурцов. Огурцы не могут долго храниться. Что вы с ними будете делать? (Солить, мариновать, замораживать, порезав на широкие тонкие ломтики.)
Стихи про овощи
«Огород (А. Прокофьев)»
В огороде много гряд, Есть и репа, и салат. Тут и свекла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год.
К. Тангрыкулиев «Картошка» Посадили мы картошку: Мама – в поле, Я – в саду. Мама – много, Я – немножко. Я – всего одну гряду. Чтоб моя росла скорей, Я весь день Тружусь над ней. Я минуты Неподвижно У картошки не сижу. То подальше, то поближе Я ее пересажу. - Будет чудо-огород, - Говорит сосед Сережка, - Если вырастет картошка, Несмотря на твой уход.
«Огурец» К. Тангрыкулиев
Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите – угощу!
Загадки про овощи.
Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар. С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.
(Морковь)
Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
(Лук)
Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка.
(Капуста)
Без окон, без дверей, Полна горница людей.
(Огурец)
Золотая голова велика, тяжела, Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Белый, тощий корнеплод Под землей растет. И хотя он очень горек, В пищу нам он годен. Все, от взрослых до ребят С холодцом его едят.
(Хрен)
Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: "Ну, рассыпчатая, вкусна!"
(Картошка)
Всех круглее и краснее. Он в салате всех вкуснее, И ребята с давних пор Очень любят…
(Помидор)
Маленький, горький Луку брат. Взрастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь Даже маленькую дольку — Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки.
(Горох)
Вверху зелено, внизу красно, В землю вросла. Над землёй трава, Под землёй алая голова.
(Свекла)
Он похож на кабачок, Но другого цвета. Синим у него бочок Станет в конце лета. Удлинённый, как овал, Синий овощ этот Ждёт, чтоб ты его назвал, Различив по цвету.