Просмотр содержимого документа
«Детско-родительский образовательный проект «Чудесное лукошко»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЧЕБУРАШКА»
630501, Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск, зд.72,
Образовательная область: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают и т.д. Не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте «Чудесное лукошко» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Чудесное лукошко».
Задачи:
Обогатить представление детей об овощах, произрастающих в регионе (помидор, огурец, морковь, кабачок, редис, репа, свекла, лук, капуста);
Обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и т.д.);
Расширить представление об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнить и расширить словарь по теме «овощи»: огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый и т.д.;
Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
Воспитывать навыки сотрудничества.
Основные направления реализации проекта:
Занятие «Овощи»;
Домашнее задание для детей и родителей - совместное изготовление книжки-малышки об одном из овощей. (Рисунок, стихотворение, загадка);
Беседа с детьми «Осень в гости к нам пришла».
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»;
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»;
Упражнения: «Урожай», «Чего не стало», «Овощи»;
Разучивание стихотворений: «Овощи», «Урожай»;
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Четвертый лишний»;
Разработка папки-передвижки «Вкусные загадки».
Предполагаемый результат:
Знать и называть овощи;
Владеть обобщающим понятием;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательный рассказ об овоще с использованием опорной схемы;
Знать, где и как растут овощи, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить из них, как заготавливают овощи на зиму.
Продукт проектной деятельности:
Книжка-малышка об одном из овощей (рисунок, стихотворение, загадка) - совместно с родителями делает каждый ребенок.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: «ОВОЩИ»
Цели:
Расширить представление детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках;
Учить находить сходство и различие (по запаху, вкусу, внешнему, на ощупь);
Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия;
Совершенствовать грамматический строй речи (образование, множественного числа существительных, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
Развитие диалогической речи, дыхания;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: корзина с овощами (муляжи), предметные картинки с
изображением овощей.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель вносит корзину с овощами. Дети встречают ее, сидя полукругом на ковре. Воспитатель читает стихотворение.
Воспитатель:
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Откуда они?
Дети: Из огорода.
Воспитатель: А где растут овощи?
1-й ребенок: В огороде.
2-й ребенок: На грядках.
3-й ребёнок: В теплице.
4-й ребенок: В парнике.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи, и говорить о них.
2. Рассматривание овощей. Беседа
Воспитатель достает из корзины овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.
Воспитатель: Что это? (Показывает морковь.)
1-й ребенок: Это морковка.
Воспитатель: Какая она?
1-й ребенок: Она длинная, красная, гладкая.
Воспитатель: А где она растет?
1-й ребенок: В огороде, на грядке.
Воспитатель: А это что? (Показывает помидор.)
2-й ребенок: Это помидор.
Воспитатель: Какой он?
2-й ребенок. Он круглый, красный, мягкий.
Воспитатель: Где он растет?
2-й ребенок: На грядке. В теплице.
Воспитатель: Что это? (Показывает огурец.)
3-й ребенок: Огурец.
Воспитатель: Какой он?
3-й ребенок: Зеленый, длинный, колючий.
Воспитатель: Где он растет?
3-й ребенок: На грядке. В парнике.
Воспитатель: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте
себе!
3. Игра «Узнай овощ»
Воспитатель убирает овощи в корзину и накрывает ее тканью, чтобы она не отвлекала детей, достает блюдо с нарезанными овощами.
Воспитатель: Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я.
Воспитатель показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем воспитатель и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи.
Воспитатель завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху!
4. Упражнение «Урожай»
Воспитатель приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошку накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Идут по кругу, взявшись за руки.
«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук. «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой. «Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.
Рисуют в воздухе круг три раза. «Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.
Идут по кругу, взявшись за руки.
5. Лото «Один - много»
Воспитатель предлагает детям сесть по-турецки на ковер.
Воспитатель: Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото.
Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.
Воспитатель: На части карточки, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор - помидоры. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
Воспитатель: А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.
1-й ребенок: Огурец - огурцы.
2-й ребенок: Кабачок - кабачки.
3-й ребенок: Помидор - помидоры..
4-й ребенок: Баклажан - баклажаны.
Воспитатель: Очень хорошо!
6. Игра с мячом «Назови ласково»
Воспитатель берет мяч и предлагает детям встать в круг. Воспитатель: Давайте поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, а вы будете ловить мяч, бросать его мне и называть этот же овощ ласково. Например: огурец - огуречик. (Бросает мяч). Помидор-
1-й ребенок: Помидорчик.
Воспитатель: Капуста -
2-й ребенок: Капустка.
Воспитатель: Лук -
3-й ребенок: Лучок.
Воспитатель: Морковка -
4-й ребенок: Морковочка.
7. Воспитатель: отгадайте загадки:
Голова на ножке,
В голове горошки.
(Горох)
Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук)
Красный нос в землю врос, Зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.
(Морковь)
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, Если я...
(Капуста)
8. Итог занятия (рефлексия)
Воспитатель: О чем мы с вами говорили?
Где растут овощи?
Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»?
А сейчас я вас приглашаю за стол - отведать дары осени!
Дети пробуют овощи, обсуждают совместно с воспитателем вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ»
1. Упражнение «Овощи»
Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук.
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше,
прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре сидит на корточках водящий с завязанными глазами.
Останавливаются, крутят водящего.
Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, водящий их ищет.