Просмотр содержимого документа
«Проект «Путешествие по сказочному миру».»
Название проекта: «Путешествие по сказочному миру».
Описание проекта: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей просто нет времени сесть с ребенком и почитать ему книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, а большинство родителей даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей. Предлагаю вам проект «Путешествие по сказочному миру» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Это творческий проект, направленный на развитие творческих способностей детей в процессе создания настольного театра, спектаклей; обогащение детско-родительских отношений опытом ведения совместного творчества.
Проблема: в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не переросло в комплекс, я создала условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников.
Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды.
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети узнают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка , — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Прогнозируемый результат:
Компетенции:
Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;
владеют расширенным словарным запасом;
владеют навыками продуктивной деятельности;
владеют выразительными способами общения.
Коммуникативные навыки:
получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
пользуются выразительными средствами речи.
Предпосылки научной деятельности:
имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
способны выражать эмоции, поддерживать диалог.
Продукт проекта:
- Наглядные пособия: игры, картотеки,
-Материал по работе с воспитанниками;
-Консультации для родителей;
-Фотовыставка;
-Презентация проекта.
-Анкета для родителей;
- Театрализованные игры;
Список использованной литературы: 1.Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мазурина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И, Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. 2.Давыдова О.И., Мацер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 3.Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.4.Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2014. 5. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
-вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
-предложить детям принести в группу из дома любимые русские народные сказки;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-оформление книжного уголка в группе;
-оформление уголка для родителей по русским народным сказкам;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап. Основной
-реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой»;
-отгадывание загадок по сказкам;
-лепка «Героев сказки Колобок»;
-создание картотеки русских народных сказок;
-создание книги «Колобок»;
-драматизация сказок;
-показ настольного театра.
3 этап. Заключительный
-подведение итогов проектной деятельности;
-представление материалов проекта на педсовете;
-оформление пальчикового театра по сказкам;
-показ театрализованной сказки;
-составление рекомендаций. - создание мини-музея по сказкам;
- видеоклип;
План работы.
Перспективное планирование:
сентябрь
Беседа о русском народном творчестве.
Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Беседа «В руки книгу я беру».
Задачи: учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой.
Чтение сказки « Лисичка-сестричка и серый волк»
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.
Рассматривание альбома « Русские народные сказки», «Лепбука ».
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Д/и «Из какой сказки герой»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Игра-драматизация «Лисичка-сестричка и серый волк» Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.
Октябрь
Просмотр мультфильма «Заяц-хваста»
Задачи: понимать содержание произведения.
Чтение сказки «Заяц-хваста»
Задачи: учить слушать сказки, понимать содержание произведения.
Беседа «Билет в театр!»
Задачи: закреплять у детей представления о театре, работе актеров, закрепить правило поведения в театре.
Поделки из природного материала «В гостях у сказки»
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев.
Беседа с детьми о характере сказочного героя.
Задачи: учить оценивать поступки героев.
Рассматривание альбома «Сказочная страна».
Рассказывание сказки «Заяц-хваста» по цепочке.
Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы.
Ноябрь
Чтение сказки «Царевна-лягушка».
Задачи: закрепить умение пересказывать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Театрализованная игра «В гостях у сказки».
Задачи: закрепить умение детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение.
Пазлы « Волшебные сказки».
Задачи: развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
Изготовление масок для театрализованной деятельности. Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками.
Подвижная игра: «Море волнуется раз…»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание,
Рисование по сказке «Царевна-лягушка». Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций к сказки « Морозко» Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, закрепить умение отвечать на вопросы.
«Сказки-раскраски» по сказке «Морозко».
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Составление рассказов по сказке «Морозко».
Аппликация «Твой любимый герой сказки».
Изготовление мини-музея «В гостях у сказки». Задачи: развивать творческие способности, воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать музей своими руками.
Январь
Д/И «Подбери словечко»
Задачи: развивать грамматически правильную речь.
Изготовление настольного театра по сказке «Маша и медведь».
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими руками.
Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам
Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Отгадывание загадок «Из какой сказки герой»
Февраль
Составление рассказа по картинкам к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки, использовать выразительные обороты речи.
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Рисование с элементами аппликации «Из какой сказки герой» (совместно с родителями).
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Рассматривание иллюстраций разных художников.
Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.
Постановка спектакля «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
«Сказки-раскраски»по сказки: «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Изготовление альбома «В гостях у сказки »
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, творческие способности, закреплять умение работать коллективно.
Игра-драматизация «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок».
Задачи: закрепить умение детей отвечать на вопросы по тексту, объяснять поступки персонажей, видеть последствия этих поступков.
Апрель
Художественное чтение русской народной сказки: « Сказка о Василисе Прекрасной».
Задачи: закрепить умение слушать внимательно, отвечать на вопросы по сюжету сказки.
Игра «Что сначала, что потом?»
Задачи: закрепить умение отвечать на вопросы по сюжету сказки.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Задачи: закрепить умение детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Май
Беседы: «Так что ж такое сказка?»
Задачи: итоговая беседа, закрепить знания о сказках. Подвести к тому, что в каждой сказке есть доля правды и хороший совет.
Театрализованная игра «Волк и семеро козлят».
Задачи: закрепить умение творческих способностей детей.
Лепка на тему: « Герои сказки. Волк и семеро козлят».
Задачи: закрепить умение лепить по образцу.
Создание книги по теме: « Колобок»
Задачи: развивать творческие способности, фантазию, моторику рук, учить получать радость от выполненной работы.
Дидактическая игра: « Дополни имя сказочного героя».
Задачи: развивать логическое мышление, знания.
Просмотр итогового видео клипа « Путешествие по сказочному миру»
Задачи: закрепить умение делать выводы от проделанной работы, анализировать свои действия.
Вывод:
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития.
Таким образом, мой проект, рассчитан на 1 год, еще не закончен, и в завершение данного этапа, мы с ребятами планируем сделать не большой видеоклип по теме «Путешествие по сказочному миру». Книгу своими руками «Колобок» для детей младшего возраста в подарок от выпускников.
Перспективы дальнейшего использования: Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, начиная с любого возраста, а видеоклип показывать детям для стимула, что сказки еще не забыты и несут добро нашим детям.