Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Актуальность проекта:
В образовательном процессе старшей группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое знание объектов живой природы. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих зимой в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Участвуя в жизни птиц в зимнее время, изготавливая своими руками кормушки для птиц, участвуя в акциях по сбору корма, оказания помощи птицам, дети понимают свою значимость в проявлении заботы о братьях своих меньших..
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовке материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса в детском саду расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома.
Обеспечение:
Подбор иллюстраций и картин.
Детская литература.
Настольно-печатные игры.
Папки-передвижки для родителей
Продукт проекта:
Выставка рисунков «Зимующие птицы».
Систематизированный материал по теме «Что мы хотим узнать о зимующих птицах» — (папка).
Музыкальное развлечение «Зимние превращения».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
— Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
— Подбор материалов для реализации проекта.
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
— Изготовление наглядных пособий.
— Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по темам «зима», «зимующие птицы»,
— Самостоятельное составление рассказа детьми о зимующих птицах.
3 этап. Заключительный.
- Выставка рисунков «Птицы на кормушке».
- Выставка «Кормушки для птиц»
- Изготовление сборника рассказов «Братья наши меньшие».
- Изготовление лэпбуков «Птицы зимой»
- Музыкальное развлечение «Зимние превращения»
- Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта:
Обр.области; Деятельность
Содержание деятельности
Социально- коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
— «Путешествие в зимний лес»
Цель: Закрепление знаний об изменении природы зимой, жизни птиц в зимнее время, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
— «Четвертый лишний»
— «Парные картинки»
— «Какая это птица»
— «Узнай птицу по описанию»
— «Птицы на кормушке»
Речевое развитие
Подборка иллюстраций о зимующих птицах, рассматривание и обсуждение их.
- Изготовление сборника рассказов «Братья наши меньшие».
- Изготовление лэпбуков «Птицы зимой»
- Музыкальное развлечение «Зимние превращения»
Ожидаемые результаты.
Для детей
Знают и называют:
— зимующих птиц;
— зимние месяцы, приметы и явления;
— пословицы, поговорки о зиме.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления о зиме, как времени года, о жизни птиц зимой.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература.
Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г6.
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
.«Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.
Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.