kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности  и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи   у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

При отсутствии материально-технической базы, нет методических пособий, своевременной помощи со стороны специалистов:  воспитателей, медиков, психологов, логопедов и родителей - у большинства детей речевые проблемы осложняются  в развитие личности. Возможны агрессивность, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Поэтому используя индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи  становятся  актуальным. На сегодняшний день возрастает число детей с отклонениями в развитии речи, познавательных процессов, следовательно, необходим поиск направлений, методов, приемов и средств диагностики состояния языковых и неязыковых компонентов речемыслительной деятельности.

 Объект: учебно-воспитательный процесс в организациях ДОО.

Предмет: процесс развития речи.

Цель  проекта - создание условий для развития речи детей    в  условиях ДОО. 

Гипотеза: если на занятиях с детьми с нарушением речи, использовать индивидуальный подход, то можно добиться высоких результатов, так как идёт улучшение в процессе развития речи ребёнка.

Задачи проекта:

- Повысить уровень знаний педагогов ДОО.    

- Подобрать комплекс  упражнений, игр, речевой гимнастики на состояния речевых и неречевых функций у детей с  нарушениями речи

- Привлечь родителей для активного участия  во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по  развитию  речи  детей.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Новизна:  для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики,   развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.

Практическая значимость: при  индивидуальном подходе  можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования» »

Филиал АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

ИПК по СКО






Проект:

«Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»








Выполнила:

Рыбалкина О.В.








Петропавловск,

2014 год

Содержание


1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Этапы реализации проекта………………………………………………….…5

2.1. Работа с детьми………………………………………………………………6

2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии…………………....12

2.3. Работа с педагогами ДОУ…………………………………………………..17

2.4. Работа с родителями………………………………………………………...21

3. Результаты реализации проекта……………………………………………...25

Список литературы………………………………………………………………27



















1. Введение

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

При отсутствии материально-технической базы, нет методических пособий, своевременной помощи со стороны специалистов: воспитателей, медиков, психологов, логопедов и родителей - у большинства детей речевые проблемы осложняются в развитие личности. Возможны агрессивность, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Поэтому используя индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи становятся актуальным. На сегодняшний день возрастает число детей с отклонениями в развитии речи, познавательных процессов, следовательно, необходим поиск направлений, методов, приемов и средств диагностики состояния языковых и неязыковых компонентов речемыслительной деятельности.

Объект: учебно-воспитательный процесс в организациях ДОО.

Предмет: процесс развития речи.

Цель проекта - создание условий для развития речи детей в условиях ДОО. 

Гипотеза: если на занятиях с детьми с нарушением речи, использовать индивидуальный подход, то можно добиться высоких результатов, так как идёт улучшение в процессе развития речи ребёнка.

Задачи проекта:

- Повысить уровень знаний педагогов ДОО.

- Подобрать комплекс упражнений, игр, речевой гимнастики на состояния речевых и неречевых функций у детей с нарушениями речи

- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по развитию речи детей.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Новизна: для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.

Практическая значимость: при индивидуальном подходе можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи.











2.1 Психологические особенности детей с нарушениями речи

Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеют 
функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. 
Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружение. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координация движений, недефференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). 
Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью. 
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. 
Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

2.2 ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 

Внутриутробная патология

Внутриутробная гипоксия

Инфекционные заболевания матери

Травмы,

Несовместимость крови матери и плода.

Нарушения сроков вынашивания плода

Курение. Алкоголь и наркотические вещества

Прием лекарственных препаратов.

Неудачное прерывание беременности

Работа на вредном производстве

Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

Неблагоприятные роды и их последствия

Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни



2.3 ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ



Методы обучения, коррекции и воспитания детей с нарушениями речи


Для детей с нарушениями речи в дошкольных организациях предусматривается организация всего учебного процесса. Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей;

рациональным составлением расписания занятий;

планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

наличием планов фронтальных занятий;

оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;

совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих стандартных требований. Наряду с обычными занятиями предусмотрены занятия с логопедом. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и рекомендаций логопеда. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и вне учебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом планируется занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке е письму и т.д. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011, с. 19-20

Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями


Первые 6 месяцев жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении. Этот период во многих семьях, в которых ребенок является желанным, проходит более удачно, чем остальные периоды. Иную картину можно наблюдать в семьях, где ребенка изначально не хотели, или в неблагополучных семьях.

После полугода ребенок не только общается на уровне эмоций, он учиться понимать слова. Важно следить, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, ритм не слишком быстрым. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают с ним, разговаривают, "коверкая" слова. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношениям, а надолго закрепляет недостатки его речи.

Речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтения уединения. Наблюдения за детьми с нарушениями речи подтверждают необходимость проведения целого комплекса медико-педагогических мероприятий по работе с семьей ребенка с речевой патологией. Логопсихология. Учебно-метод. пособие/авт. - сост. С.В. Лауткина. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,2007 с. 102.



Заключение

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дефференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Предпосылка для успешного обучения письму и чтению формируется в дошкольном возрасте.

До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Развивающая речь оказывает влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно преобразуя его, в дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом.

Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. Успех логопедического воздействия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда, его умением комплексно и дифференцированно оценивать состояние речевой функциональной системы, панировать коррекционно-воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.













Список литературы

Список литературы

  • Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009

  • Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004

  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000

  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995

  • Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985

  • Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004

  • Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003

  • Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009

  • Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010

  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1999

  • Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыбалкина Ольга Викторовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Анализ деятельности муниципального  методического  формирования за 2015 - 2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(88) "analizdieiatielnostimunitsipalnoghomietodichieskoghoformirovaniiaza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "327118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463393959"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства