Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»
Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»
Введение
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.
При отсутствии материально-технической базы, нет методических пособий, своевременной помощи со стороны специалистов: воспитателей, медиков, психологов, логопедов и родителей - у большинства детей речевые проблемы осложняются в развитие личности. Возможны агрессивность, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.
Поэтому используя индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи становятся актуальным. На сегодняшний день возрастает число детей с отклонениями в развитии речи, познавательных процессов, следовательно, необходим поиск направлений, методов, приемов и средств диагностики состояния языковых и неязыковых компонентов речемыслительной деятельности.
Объект: учебно-воспитательный процесс в организациях ДОО.
Предмет: процесс развития речи.
Цель проекта - создание условий для развития речи детей в условиях ДОО.
Гипотеза: если на занятиях с детьми с нарушением речи, использовать индивидуальный подход, то можно добиться высоких результатов, так как идёт улучшение в процессе развития речи ребёнка.
Задачи проекта:
- Повысить уровень знаний педагогов ДОО.
- Подобрать комплекс упражнений, игр, речевой гимнастики на состояния речевых и неречевых функций у детей с нарушениями речи
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по развитию речи детей.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Новизна: для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.
Практическая значимость: при индивидуальном подходе можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект: «Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования» »
Филиал АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
ИПК по СКО
Проект:
«Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи в дошкольных организациях образования»
Выполнила:
Рыбалкина О.В.
Петропавловск,
2014 год
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Этапы реализации проекта………………………………………………….…5
2.1. Работа с детьми………………………………………………………………6
2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии…………………....12
2.3. Работа с педагогами ДОУ…………………………………………………..17
2.4. Работа с родителями………………………………………………………...21
3. Результаты реализации проекта……………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………27
1. Введение
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.
При отсутствии материально-технической базы, нет методических пособий, своевременной помощи со стороны специалистов: воспитателей, медиков, психологов, логопедов и родителей - у большинства детей речевые проблемы осложняются в развитие личности. Возможны агрессивность, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.
Поэтому используя индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи становятся актуальным. На сегодняшний день возрастает число детей с отклонениями в развитии речи, познавательных процессов, следовательно, необходим поиск направлений, методов, приемов и средств диагностики состояния языковых и неязыковых компонентов речемыслительной деятельности.
Объект: учебно-воспитательный процесс в организациях ДОО.
Предмет: процесс развития речи.
Цель проекта - создание условий для развития речи детей в условиях ДОО.
Гипотеза: если на занятиях с детьми с нарушением речи, использовать индивидуальный подход, то можно добиться высоких результатов, так как идёт улучшение в процессе развития речи ребёнка.
Задачи проекта:
- Повысить уровень знаний педагогов ДОО.
- Подобрать комплекс упражнений, игр, речевой гимнастики на состояния речевых и неречевых функций у детей с нарушениями речи
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по развитию речи детей.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Новизна: для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.
Практическая значимость: при индивидуальном подходе можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи.
2.1 Психологические особенности детей с нарушениями речи
Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружение. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координация движений, недефференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса). Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Как правило, у таких детейотмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
2.3 ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Методы обучения, коррекции и воспитания детей с нарушениями речи
Для детей с нарушениями речи в дошкольных организациях предусматривается организация всего учебного процесса. Она обеспечивается:
своевременным обследованием детей;
рациональным составлением расписания занятий;
планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;
наличием планов фронтальных занятий;
оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;
совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.
Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих стандартных требований. Наряду с обычными занятиями предусмотрены занятия с логопедом. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и рекомендаций логопеда. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и вне учебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом планируется занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке е письму и т.д. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011, с. 19-20
Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями
Первые 6 месяцев жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении. Этот период во многих семьях, в которых ребенок является желанным, проходит более удачно, чем остальные периоды. Иную картину можно наблюдать в семьях, где ребенка изначально не хотели, или в неблагополучных семьях.
После полугода ребенок не только общается на уровне эмоций, он учиться понимать слова. Важно следить, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, ритм не слишком быстрым. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают с ним, разговаривают, "коверкая" слова. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношениям, а надолго закрепляет недостатки его речи.
Речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтения уединения. Наблюдения за детьми с нарушениями речи подтверждают необходимость проведения целого комплекса медико-педагогических мероприятий по работе с семьей ребенка с речевой патологией. Логопсихология. Учебно-метод. пособие/авт. - сост. С.В. Лауткина. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,2007 с. 102.
Заключение
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дефференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Предпосылка для успешного обучения письму и чтению формируется в дошкольном возрасте.
До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Развивающая речь оказывает влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно преобразуя его, в дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом.
Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. Успех логопедического воздействия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда, его умением комплексно и дифференцированно оценивать состояние речевой функциональной системы, панировать коррекционно-воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Список литературы
Список литературы
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004