kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Волшебный квадрат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие мелкой моторики рук на занятиях оригами, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии, развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Волшебный квадрат"»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 394»








Программа по оригами

для детей подготовительной группы с ЗПР

«Волшебный квадратик»






Воспитатель: Бажина В.Н.











г. Пермь 2016 год

Содержание


Пояснительная записка………………… ……………………………………..3

Организация и проведение занятий…………………………………..……….8

Перспективный план……………… ………………………………………… 9

График работы кружка …………………………… …………………………14

Список литературы ………………………………….………………………..15





























Пояснительная записка

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предмету и материалу (бумаге), влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. А также позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские (оформление открыток), театральные (обыгрывание моделей).

Почему детям нравится  заниматься оригами?
  Оригами похоже на волшебство - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.
 
Какие способности развивает оригами?

  • Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

  • Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.

  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.

  • Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.

  • Развивает творческие способности.

  • Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор.

Думаю, что всех достоинств этой техники не перечислить. Но и этих уже достаточно, чтобы понять ценность оригами для развития дошкольников.
Я работаю в детском саду комбинированного вида, где наряду с группами детей общеразвивающей направленности, есть и группы для детей с задержкой психического развития.

Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, не сформированность способов самоконтроля, планирования.

Какой находкой в работе с такими детьми для меня оказалась техника оригами. Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали. Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. 

 Многие считают, что конструирование из бумаги представляет для дошкольника (а тем более для ребенка с ЗПР) некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала, прежде чем переходить к работе со схемами, нужно научить детей простейшим приемам складывания, воспроизведениям действий, показанных взрослым. Это не является для ребенка простой механической операцией, как может показаться с первого взгляда, ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения.

Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей  дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».

Для того, чтобы вызвать у детей интерес к конструированию (оригами) и эмоционально настроить их на  деятельность, я использую  русские народные песенки, загадки, мотивирую их на создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра». Все развивающие задачи продуктивной деятельности целесообразно облекать в рамки интересного дела. То есть нужно создать необходимое эмоциональное отношение к еще несуществующему предмету.

Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. Кстати, придуманными игрушками из оригами — красивыми, забавными, фантастическими — можно украсить большую рождественскую елку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.

Цель: развитие мелкой моторики рук на занятиях оригами, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии, развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Задачи программы:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.



Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Развивать пространственное воображение.

  • Расширять коммуникативные способностей детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
























Организация и проведение занятий


1. Наполняемость группы – 6 - 8 детей.

2. Рабочее место воспитанников – столы с горизонтальной поверхностью. Столы воспитанников располагаются не рядами, а полукругом. Стол воспитателя стоит в центре полукруга, является демонстрационным.
3. В группе оставлено место для организации двигательных упражнений, подвижных игр.

4. Особое значение для организации учебно-воспитательной работы имеет обеспечение наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом.

5.  Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы дети возвращались к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», - что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.

6. Использование физкультминуток, музыкальных пауз.

7. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий.

8. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

9. Важное  значение имеют мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ребенка.

Организационно-методическое обеспечение программы

 

Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старшая - подготовительная группа) 5- 7 лет.

 Для успешного освоения программы  численность детей в группе кружка должна составлять 6-8 детей. Занятия проводятся  четыре раза в месяц с сентября по май. Продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.

Приёмы, используемые на занятиях кружка:

  • игровой приём;

  • беседы, рассказы, сказки, стихи, загадки;

  • рассматривание иллюстраций, схем, готовых образцов;

  • показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий –  совместная деятельность.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок детских работ.

  • Инсценировка детских художественных произведений.

  • Создание панно.





























Перспективный план



Месяц


Тема


Задачи


Оборудование и материалы



Содержание


Сентябрь

1.Знакомство с оригами.

2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами.

3.Бумага. Учимся складывать и резать.

4.Знакомство с базовой формой «треугольник»


Познакомить  детей с новым видом искусства «оригами». Учить мастерить базовую форму треугольник - «треугольник».

Игрушка Дракончик, письмо от Дракончика, поделки из бумаги (сделанные в технике оригами). Квадратные листы бумаги белого цвет, таз с водой, полотенце, альбомы для рисования, заготовка – «головка змеи».

1. Заучивание стихотворения:

«Каждый очень будет рад

Смастерить такой квадрат.

Он основа для игрушек,

Разных масок, кошек, хрюшек».

2. Пальчиковая игра «Пальчики» С. Железнова.

3. Подвижная игра: «Поймай бабочку».

Стр. 34, 38,40, 43. С.В.Кирсанова.


Октябрь

Знакомство с базовыми формами «Треугольник», «Книжка», «Дверь».

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования и аппликации

Магнитная доска, наглядный материал по базовым формам оригами «Треугольник», «Книжка», «Дверь»; образцы изделий, 6 квадратов из белой бумаги (на каждого ребенка).

1. Заучивание стихотворения:

«Вот кошачья мордочка – Глазки – словно лодочки.

Ушки - треугольные,

А глаза довольные».

2. Пальчиковая гимнастика «Елочка» Н.В. Нищеева.

3. Физкультминутки «Дождик», «Это я».

4. Дидактическая игра: «Кто больше найдет квадратов, треугольников, прямоугольников».

Стр.44, 49, 50.


Ноябрь

Веселые зверюшки:

    1. Лиса

    2. Собака

    3. Котик

    4. 3айчик



Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Учить выгибать угол внутрь и наружу. Учить украшать поделку, «оживлять» её.






Фигурки животных (оригами), квадраты цветной бумаги, цветные карандаши, фломастеры, корабль из целого куска ватмана.

1. Заучивание стихотворения:

«Деревце качается.

Птица удивляется:

Деревце туда-сюда!

Мне не свить на нём гнезда».

2. Пальчиковая игра «Замок»

3. Загадывание загадок.

4. Физкультминутка.

Стр. 52. С.В. Кирсанова.








Декабрь

Базовая форма «Воздушный змей»

  1. «Синица»

  2. «Сова»

  3. «Ворона» 

4 «Дед Мороз»

Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать надрезы по линии сгиба. Научить приёму – «складка».

Квадратные листы цветной бумаги, фломастеры, поделки птиц (оригами), клей, ножницы.

1. Заучивание стихотворения:

«Ах ты, совушка - сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела –

Во траву свалилася,

В яму покатилася!»

2. Песенка игра «Замок».

3. Пальчиковые игры: «Кормушка», «Снежинки»

4. Физкультминутка

«На горке»



Январь

Базовая форма «Треугольник», «Конверт»

  1. «Красная шапочка»

  2. «Петушок-золотой гребешок

Знакомить с новой базовой формой – «Конверт»

Повышать интереса к занятиям оригами через

создание атрибутов, персонажей к сказкам.

Учить находить центр квадрата, сгибая квадрат по диагонали. («Дружим верхний и нижний уголки, левый и правый уголки»). Сгибать все углы к центру.

Вспомнить, закрепить создание базовой формы – «Треугольник».

Квадратные листы цветной бумаги, фломастеры, клей.

1. Заучивание стихотворения:

«На закате, на рассвете

Далеко петух заметен:

С гребешка до самых шпор

Не петух, а светофор».

2. Пальчиковая игра «Замок»

3. Загадывание загадок.

4.Физкультминутка «Петушок».

Стр.120. С.В. Кирсанова


Февраль

Базовая форма «Дверь», «Двойной треугольник», «Конверт»

  1. «Машина»

  2. « Корзинка»

  3. « Цветок для мамы» 

  4. «Открытка для мамы»

Знакомить с новой базовой формой – «Дверь», «Двойной треугольник» Научить строить предметную композицию из цветов и листьев.

Учить вдавливать стороны квадрата внутрь при создании «двойного треугольника». Учить загибать край квадрата к середине (середину определить путём сгибания квадрата пополам) Отрабатывать выполнение базовой формы «конверт».


Цветная бумага. Клей карандаш. Пооперационные карты.

1. Заучивание стихотворений:

***

«Вот букет тюльпанов

Красных, без изъянов!

Лепестки расправь, 

В вазу их поставь».

***

«Смешной цветок поставлен в вазу

Его не полили ни разу,

Ему не нужно влаги,

Он сделан из бумаги,

А почему такой он важный?

А потому что он бумажный!»

2. Пальчиковая игра «Цветок»

3. Загадывание загадок.

4. Физкультминутка «Корзинка с цветами».

Стр. 58,61, 69, 72.

С.В. Кирсанова



Март

Базовая форма

«Двойной треугольник»

«Воздушный змей» 

1. «Рыбка» 

2. «Гусь»

3. «Лебедь» 

4. «Ракета»

Продолжать учить вдавливать стороны квадрата внутрь при создании «двойного треугольника». Продолжать работу с квадратом, закреплять приемы складывания; учить работать по линиям.

Квадратные листы цветной бумаги, фломастеры, клей, пооперационные карты.

1. Заучивание стихов.

Возвращались птицы с юга.

Оживилась вся округа.

Заискрились даже льдинки –

Как счастливые слезинки.

2.Пальчиковая игра «Корабли».

3. Физкультминутка «Самолеты».

Стр. 64 С.В. Кирсанова

Стр. 47, 35. С.В. Соколова





Апрель

Базовая форма «Воздушный змей», «Двойной квадрат», «Конверт»

  1. «Кит»

  2. «Рыбка»

  3. «Пароход»

  4. Панно «На Море»

Совершенствование приёмов складывания бумаги. Закрепление знаний базовых форм.

Построить морскую композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей.

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.


Квадратные листы цветной бумаги, фломастеры, клей, пооперационные карты.

1. Заучивание стихотворения:

«Лодочка под парусами.

Посмотрите, дети, сами,

Ветер если дуть начнет,

Лодка быстро поплывет».

2. Отгадывание загадок.

3. Пальчиковая игра: «Рыбки плавают в пруду»

4. Песенка – игра «Весна».


Май

Базовая форма «Треугольник», «Воздушный змей»

  1. Тюльпан

  2. Бабочка

  3. Божья коровка

  4. Панно «Здравствуй, лето»


Совершенствовать приёмов складывания бумаги. Закрепление знаний базовых форм.

Построить летнюю композицию.

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.


Квадратные листы цветной бумаги, фломастеры, клей, пооперационные карты.

1. Заучивание стихотворения: «Как в саду красиво и светло. Сколько тюльпанов на клумбе расцвело – набивные, махровые, пёстрые, любят их дети и взрослые!»

2. Пальчиковая игра: «Насекомые»

3. Физкультминутка: «Весенний лес»























График работы кружка

        Дни недели

 

Возраст детей

Вторник



Время проведения

Старшая группа

(5-6 лет)

15.30- 15.55

Подготовительная

Группа

( 6-7 лет)

16.00- 16.30































Список литературы.

    1. Н.П. Саккулина, Т.С Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., Просвещение, 1979 г.

    2. С.В. Соколова. Оригами для самых маленьких. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 2013г.

    3. С.В. Комарова. Обучение технике оригами. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 2013г.
















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Волшебный квадрат"

Автор: Бажина Валентина Николаевна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" "
    ["seo_title"] => string(105) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "219709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434351664"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "РП и КТП внеурочной деятельности Волшебный квиллинг"
    ["seo_title"] => string(59) "rp-i-ktp-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyi-kvillingh"
    ["file_id"] => string(6) "266334"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450125542"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Программа краткосрочной образовательной практики «Пасхальный зайчик»"
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma_kratkosrochnoi_obrazovatiel_noi_praktiki_paskhal_nyi_zaichik"
    ["file_id"] => string(6) "375991"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483713935"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "3 тур Интеллектуальная игра "Самый умный" "
    ["seo_title"] => string(43) "3-tur-intielliektual-naia-ighra-samyi-umnyi"
    ["file_id"] => string(6) "165846"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422882848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства