Цель: развитие мелкой моторики рук на занятиях оригами, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии, развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Волшебный квадрат"»
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 394»
Программапо оригами
для детей подготовительной группы с ЗПР
«Волшебный квадратик»
Воспитатель: Бажина В.Н.
г. Пермь 2016 год
Содержание
Пояснительная записка………………… ……………………………………..3
Организация и проведение занятий…………………………………..……….8
Перспективный план……………… ………………………………………… 9
График работы кружка …………………………… …………………………14
Список литературы ………………………………….………………………..15
Пояснительная записка
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предмету и материалу (бумаге), влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. А также позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские (оформление открыток), театральные (обыгрывание моделей).
Почему детям нравится заниматься оригами? Оригами похоже на волшебство - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.
Какие способности развивает оригами?
Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.
Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.
Развивает творческие способности.
Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор.
Думаю, что всех достоинств этой техники не перечислить. Но и этих уже достаточно, чтобы понять ценность оригами для развития дошкольников. Я работаю в детском саду комбинированного вида, где наряду с группами детей общеразвивающей направленности, есть и группы для детей с задержкой психического развития.
Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, не сформированность способов самоконтроля, планирования.
Какой находкой в работе с такими детьми для меня оказалась техника оригами. Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали. Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Многие считают, что конструирование из бумаги представляет для дошкольника (а тем более для ребенка с ЗПР) некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала, прежде чем переходить к работе со схемами, нужно научить детей простейшим приемам складывания, воспроизведениям действий, показанных взрослым. Это не является для ребенка простой механической операцией, как может показаться с первого взгляда, ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения.
Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».
Для того, чтобы вызвать у детей интерес к конструированию (оригами) и эмоционально настроить их на деятельность, я использую русские народные песенки, загадки, мотивирую их на создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра». Все развивающие задачи продуктивной деятельности целесообразно облекать в рамки интересного дела. То есть нужно создать необходимое эмоциональное отношение к еще несуществующему предмету.
Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. Кстати, придуманными игрушками из оригами — красивыми, забавными, фантастическими — можно украсить большую рождественскую елку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.
Цель: развитие мелкой моторики рук на занятиях оригами, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии, развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
Задачи программы:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организация и проведение занятий
1. Наполняемость группы – 6 - 8 детей.
2. Рабочее место воспитанников – столы с горизонтальной поверхностью. Столы воспитанников располагаются не рядами, а полукругом. Стол воспитателя стоит в центре полукруга, является демонстрационным. 3. В группе оставлено место для организации двигательных упражнений, подвижных игр.
4. Особое значение для организации учебно-воспитательной работы имеет обеспечение наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом.
5. Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы дети возвращались к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», - что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.
6. Использование физкультминуток, музыкальных пауз.
7. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий.
8. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.
9. Важное значение имеют мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ребенка.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старшая - подготовительная группа) 5- 7 лет.
Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 6-8 детей. Занятия проводятся четыре раза в месяц с сентября по май. Продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – совместная деятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Проведение выставок детских работ.
Инсценировка детских художественных произведений.
Создание панно.
Перспективный план
Месяц
Тема
Задачи
Оборудование и материалы
Содержание
Сентябрь
1.Знакомство с оригами.
2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами.
3.Бумага. Учимся складывать и резать.
4.Знакомство с базовой формой «треугольник»
Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Учить мастерить базовую форму треугольник - «треугольник».
Игрушка Дракончик, письмо от Дракончика, поделки из бумаги (сделанные в технике оригами). Квадратные листы бумаги белого цвет, таз с водой, полотенце, альбомы для рисования, заготовка – «головка змеи».
1. Заучивание стихотворения:
«Каждый очень будет рад
Смастерить такой квадрат.
Он основа для игрушек,
Разных масок, кошек, хрюшек».
2. Пальчиковая игра «Пальчики» С. Железнова.
3. Подвижная игра: «Поймай бабочку».
Стр. 34, 38,40, 43. С.В.Кирсанова.
Октябрь
Знакомство с базовыми формами «Треугольник», «Книжка», «Дверь».
Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.
Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования и аппликации
Магнитная доска, наглядный материал по базовым формам оригами «Треугольник», «Книжка», «Дверь»; образцы изделий, 6 квадратов из белой бумаги (на каждого ребенка).
1. Заучивание стихотворения:
«Вот кошачья мордочка – Глазки – словно лодочки.
Ушки - треугольные,
А глаза довольные».
2. Пальчиковая гимнастика «Елочка» Н.В. Нищеева.
3. Физкультминутки «Дождик», «Это я».
4. Дидактическая игра: «Кто больше найдет квадратов, треугольников, прямоугольников».
Стр.44, 49, 50.
Ноябрь
Веселые зверюшки:
Лиса
Собака
Котик
3айчик
Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Учить выгибать угол внутрь и наружу. Учить украшать поделку, «оживлять» её.
Фигурки животных (оригами), квадраты цветной бумаги, цветные карандаши, фломастеры, корабль из целого куска ватмана.
1. Заучивание стихотворения:
«Деревце качается.
Птица удивляется:
Деревце туда-сюда!
Мне не свить на нём гнезда».
2. Пальчиковая игра «Замок»
3. Загадывание загадок.
4. Физкультминутка.
Стр. 52. С.В. Кирсанова.
Декабрь
Базовая форма «Воздушный змей»
«Синица»
«Сова»
«Ворона»
4 «Дед Мороз»
Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать надрезы по линии сгиба. Научить приёму – «складка».
Квадратные листы цветной бумаги, фломастеры, поделки птиц (оригами), клей, ножницы.
1. Заучивание стихотворения:
«Ах ты, совушка - сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася,
В яму покатилася!»
2. Песенка игра «Замок».
3. Пальчиковые игры: «Кормушка», «Снежинки»
4. Физкультминутка
«На горке»
Январь
Базовая форма «Треугольник», «Конверт»
«Красная шапочка»
«Петушок-золотой гребешок
Знакомить с новой базовой формой – «Конверт»
Повышать интереса к занятиям оригами через
создание атрибутов, персонажей к сказкам.
Учить находить центр квадрата, сгибая квадрат по диагонали. («Дружим верхний и нижний уголки, левый и правый уголки»). Сгибать все углы к центру.
Вспомнить, закрепить создание базовой формы – «Треугольник».
Базовая форма «Дверь», «Двойной треугольник», «Конверт»
«Машина»
« Корзинка»
« Цветок для мамы»
«Открытка для мамы»
Знакомить с новой базовой формой – «Дверь», «Двойной треугольник» Научить строить предметную композицию из цветов и листьев.
Учить вдавливать стороны квадрата внутрь при создании «двойного треугольника». Учить загибать край квадрата к середине (середину определить путём сгибания квадрата пополам) Отрабатывать выполнение базовой формы «конверт».
Продолжать учить вдавливать стороны квадрата внутрь при создании «двойного треугольника». Продолжать работу с квадратом, закреплять приемы складывания; учить работать по линиям.
1. Заучивание стихотворения: «Как в саду красиво и светло. Сколько тюльпанов на клумбе расцвело – набивные, махровые, пёстрые, любят их дети и взрослые!»
2. Пальчиковая игра: «Насекомые»
3. Физкультминутка: «Весенний лес»
График работы кружка
Дни недели
Возраст детей
Вторник
Время проведения
Старшая группа
(5-6 лет)
15.30- 15.55
Подготовительная
Группа
( 6-7 лет)
16.00- 16.30
Список литературы.
Н.П. Саккулина, Т.С Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., Просвещение, 1979 г.
С.В. Соколова. Оригами для самых маленьких. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 2013г.