Программа «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты
Программа «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты
Программа «Пытливый поисковичок» направлена на развитие поисково – исследовательской деятельности одаренных (талантливых) дошкольников через игры-эксперименты.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты »
Принято:
На заседании педагогического совета
Протокол № 2 от 25.11.2013
Утверждено приказом №
Заведующего МАДОУ
Детский сад «Родничок»
О.А.Индюкова
Программа
«ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»
развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты
Разработчик программы: Углова О.М.
Должность: Воспитатель
Эксперт программы: Индюкова О.А.
г.Хабаровск
2013
Пояснительная записка
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.
Одаренные дети - национальная гордость. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей детского сада.
Внешние проявления одаренности в различных личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как быстрота и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, спортом, рисованием и т.д.), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная активность. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умственного развития (и прежде всего умственной рефлексии) одаренные дети превосходят не только сверстников (в среднем на два года), но и многих взрослых.
Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.
Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
Можно выделить следующие особенности познавательной деятельности одаренного ребенка:
Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.
Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.
Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам
Программа «Пытливый поисковичок» направлена на развитие поисково – исследовательской деятельности одаренных (талантливых) дошкольников через игры-эксперименты.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует развитию познавательной активности, находчивости, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Новизна данной программы заключается в том, что поисково- исследовательская деятельность является условием проявления высоких способностей одаренных детей.
В 2014 г. на базе нашего МАДОУ детский сад «Родничок» открыткружок «Пытливый поисковичок» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты.
Основная цель кружка: Создать психолого-педагогические условия для развития у одаренных детей поисково-познавательной деятельности, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи кружка:
Развивать познавательный интерес к деятельности в форме экспериментальных действий и овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в течение 1 года.
Участники реализации Программы: - дети 4-5 лет;
- педагогические работники;
- родители (законные представители)
Программа предусматривает обучение одаренных детей:
обучение совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).
форма работы: игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.
Предполагаемый результат программы:
Развитие познавательной активности, находчивости, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению;
Поддерживать и развивать в ребенке интерес к поисково-исследовательской деятельности;
Участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Формы и режим занятий
Образовательная деятельность детей по данной программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 20 минут в форме кружкового занятия. Деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с проблемно – поисковыми задачами.
Создание предметно-развивающей среды.
Кружковая работа организуется в специально отведенном кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.
Работа ведется в три этапа:
Подготовительный
Изучение психолого-педагогической, методической литературы. Разработка программы.(июнь-сентябрь)
Экспериментальный
Апробация программы (октябрь-май)
Аналитический
Анализ проведенной работы. Диагностика (май)
II. Планирование
При составлении перспективного плана работы соблюдены следующие принципы:
· доступности материала, достоверности;
· сезонности; · последовательности;
· подачи материала от простого к сложному;
· переход количественных изменений в качественные.
Направления поисково исследовательской деятельности деятельности
Темы деятельности
Методы и приемы взаимодействия с детьми
Месяц
Задачи
Экспериментирование с песком, глиной
«Волшеный материал»,
«Почему песок так хорошо сыплется?»,
Наблюдение
Длительное наблюдение
Совместная деятельность взрослого и детейиндивидуальная и групповая формы работы
Сентябрь-ноябрь
Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства
индивидуальная и групповая формы работы, беседа, практическая деятельность совместная деятельность взрослого и детей
Июль-август. декабрь
Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды(интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных, человека
Экспериментирование с воздухом
«Танец горошин»,
«Поиск воздуха»,
«Пузырьки-спасатели»,
«Морской бой»
Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность
Декабрь-февраль
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым, пары ядовитых веществ и т.д.)
Наблюдения за жизнью растений
«Что любят растения?»,
«Где живут зернышки?», «Соревнование», «На свету, в темноте»,
«В тепле, в холоде»
Беседа, групповая форма работы, практическая деятельность, длительное наблюдение, наблюдение
сентябрь-май
Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения Дать возможность сравнить живой и неживой предметы для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие
Экспериментирование со светом
«Солнечные зайчики», «радужные блики»,
«Раскрасим радугу», «Волшебная кисточка»
Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, беседа, практическая деятельность
Октябрь, апрель
Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представления о разнообразии природных и рукотворных источников света ( солнце, луна, светлячок, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности.
Экспериментирование с предметами
«Секрет сосновой шишки»,
«Мыло-фокусник»,
«Волшебные зеркала»,
«Чудесные спички»,
«Угадай-ка»,
«Волшебная рукавичка»
Практическая деятельность,
Беседа, индивидуальная и групповая формы работы, Наблюдение,
Совместная деятельность взрослого и детей
Сентябрь,
Декабрь, Март
Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Спобствовать определению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань, бумага. Развивать умение определять признаки и свойства этих материалов
III. Работа с родителями
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями.
Оформляется наглядная информация в родительском уголке
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
. “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
«Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.
Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997
Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред.Л.Н.Прохоровой.-3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008.
Приложение 1
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
Бывает ли так , что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?
Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?