kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная ориентация дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация дошкольников

Сергеева Людмила Владимировна,
воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка»,

г. Тамбов, Тамбовская обл.

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация дошкольников»

Профессиональная ориентация дошкольников

Сергеева Людмила Владимировна,
воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка»,

г. Тамбов, Тамбовская обл.

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении.  Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

В связи с этим в нашем ДОУ был проведен месячник по профориентации дошкольников под девизом: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Цель: формирование интереса и базовых знаний о профессиях.

Задачи:

-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;

-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;

-научить устанавливать связи между разными видами труда;

-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;

-заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;

-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);  

-активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.

Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществлялось с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.

В течение месяца мы старались добиться устойчивых результатов в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду, систематизировать и обобщать знания об окружающей действительности, наполнять эмоциональный мир радостью от новых впечатлений, способствовать приобщению малышей к азам трудовой деятельности и формированию личностных качеств современного делового человека.

Мероприятия, проведённые в ДОУ:

  • Цикл занятий «Кем хочу я стать» - это и познавательная, и продуктивная деятельность (они позволили конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.).

  • Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм, так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.) В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

  • Экскурсии по детскому саду (работа повара, рабочего по стирке белья, дворника, старшей медсестры, кастелянши и других).

  • Экскурсии в библиотеку, аптеку, магазин, школу искусств, общеобразовательную школу.

  • Беседы с детьми о профессиях, рассказы родителей о своих профессиях.

  • Встречи: с работником полиции (участковым), с пожарным.

  • Чтение и обыгрывание (с использованием театра) художественных произведений о профессиях.

  • Дидактические игры о профессиях.

  • Создание альбомов о профессиях, конкурсы рисунков.

  • Просмотр слайдов и видеоматериалов о людях разных профессий.

  • Составление детьми рассказов на темы: «Моя будущая профессия», «Кем работают мои родители».

  • Пополнение предметно-развивающей среды в группах и приобретение Кукольного театра: «Мы в профессии играем» (9 кукол-перчаток + авторский сценарий).

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводилась семье. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Участие родителей в прежде всего проявилось в доступных детям беседах о себе, своей работе, профессиях родственников. Детям давалось задание узнать, кем работают их родители. В итоге ребята выяснили, мир профессий родителей воспитанников нашего детского сада очень широк и разнообразен. Огромную помощь оказали родители в изготовлении атрибутов к играм, совместных поделок и рисунков, в организации и проведении экскурсий.

Несколько родителей посетили детский город профессий «Талантика» в Магнитогорске, по адресу: ТРК "Семейный Парк", 4 этаж, пр. Карла Маркса, 172. Город профессий "Талантика" – это город, в котором отдыхают, живут и работают дети от 4 до 14 лет, раскрывая свои природные способности и таланты. Это стилизованное «под город» игровое пространство, где есть свой банк, служба занятости и больница, пожарная часть и школа искусств. В Городе представлены профессии творческой, технической и спортивной направленности, а также предприятия сферы услуг.   Гражданами "Талантики" могут стать только дети. В городе представлено более 40 профессий, а значит более 40 разных ролей дети смогут примерить на себя. В этом Городе, как в настоящем, бурлит яркая и насыщенная событиями жизнь. Яркие эмоции и восторг - гарантированы!

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.  Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях наши педагоги использовали в своей работе ИКТ.

Результативность мероприятий: дети знают и называют большое количество профессий, значимость каждого вида профессиональной деятельности, взаимосвязь разных видов труда, высказывают желание, кем хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям. У родителей воспитанников появилась твёрдая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста, а не жить по правилу: «вырастут и сами решат, что делать и где работать».

Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

Рекомендации, предложения: работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.

Литература

1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/

2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

3. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.

4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 244 с.

5. Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/

6. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональная ориентация дошкольников

Автор: Сергеева Людмила Владимировна

Дата: 22.03.2020

Номер свидетельства: 543780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Ранняя профориентация- путь к успеху!"
    ["seo_title"] => string(39) "ranniaia_proforientatsiia_put_k_uspekhu"
    ["file_id"] => string(6) "620476"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1671094501"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сборник сюжетно-ролевых игр по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "sbornik_siuzhetno_rolevykh_igr_po_rannei_professionalnoi_orientatsii_starshikh_d"
    ["file_id"] => string(6) "582684"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622919769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "О смысле профессиональной ориентации с дошкольного детства"
    ["seo_title"] => string(58) "o_smysle_professionalnoi_orientatsii_s_doshkolnogo_detstva"
    ["file_id"] => string(6) "616608"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667447641"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Проект по профориентации воспитанников старшего дошкольного возраста «Метеостанция»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiekt_po_proforiientatsii_vospitannikov_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_mie"
    ["file_id"] => string(6) "445446"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1513756234"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация для родителей. «Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольников»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_rol_siem_i_v_ranniei_profiessional_noi_oriientat"
    ["file_id"] => string(6) "453965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517421535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1880 руб.
2350 руб.
1790 руб.
2240 руб.
1690 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства