О смысле профессиональной ориентации с дошкольного детства
О смысле профессиональной ориентации с дошкольного детства
Из опыта работы детского сада по формированию предпосылок профессионального самоопределения у детей дошкольного возраста. С какого возраста следует начинать подготавливать детей к выбору будущей профессии? Не рано ли говорить о выборе будущей профессии с дошкольниками?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О смысле профессиональной ориентации с дошкольного детства»
О смысле профессиональной ориентации с дошкольного детства
Из опыта работы детского сада по формированию предпосылок профессионального самоопределения у детей дошкольного возраста.
С какого возраста следует начинать подготавливать детей к выбору будущей профессии? Не рано ли говорить о выборе будущей профессии с дошкольниками? Все эти вопросы на сегодняшний день остаются актуальными и малоизученными, если говорить о дошкольном периоде. Однако в настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего и полноценного развития. Педагоги и психологи едины во мнении, что у человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Что может сделать дошкольное учреждение в решении вопроса формирования предпосылок профессионального самоопределения детей?
Существует множество условий, которые влияют на профессиональное самоопределение уже в детском возрасте. Среди которых есть психологические и педагогические условия. Нас, как педагогов, несомненно интересуют педагогические условия, которые могут специально создаваться. Это не что иное, как образовательная среда: специфическая предметно-пространственная среда, содержание образовательной деятельности, включение родителей в совместную образовательную деятельность и образовательные проекты. Мы рассматриваем семью как первичное пространство, где формируется отношение к работе и профессиональной деятельности. В своём будущем выборе дети ориентируются на профессии родителей и близких родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
Психологический аспект формирования ранних представлений ребенка о профессиях связан с профессиональной составляющей «образа - Я» ребенка, который включает 3 известных компонента: когнитивный (совокупность представлений ребенка о разнообразии профессий), поведенческий (владение трудовыми действиями и операциями, стремление к результату), эмоциональный (интерес, эмоциональное отношение к профессиональному миру). Опыт нашей работы в данном направлении показал, что целью профориентации в дошкольном возрасте является именно формирование у ребенка эмоционального отношения к миру профессий. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для достижения этого результата семья является первым и необходимым условием.
Реализуя познавательно-игровой проект "Наши профессии", мы ставим для себя важную задачу: знакомство детей с разнообразием профессий через включение родителей и значимых взрослых в совместную образовательную деятельность - образовательные проекты. Современной и интересной формой такого включения для наших педагогов стали интерактивы и мастер-классы с участием родителей "Гость группы". Родители наших воспитанников становятся желанными "гостями группы". Мама, папа, а также любой близкий взрослый, член семьи приходит к детям с интересной и познавательной информацией, касающейся реализуемого проекта "Наши профессии», в доступной и эмоциональной форме рассказывает о своей профессии, демонстрирует ее атрибуты, включает детей в игры, дают возможность практически окунуться в профессию. В таких мастер-классах родители выступают в главной роли ведущего, используют интересные интерактивные приемы подачи нового материала. Дети в свою очередь, не покидая детский сад, получают актуальную и познавательную информацию от первого лица, которая затрагивает не только и не столько познавательную сферу, как эмоции каждого ребенка. Они по-настоящему погружаются в мир современных профессий взрослых на примере профессий "гостя группы". В ходе интерактива дети активно включены в процесс, вместе с гостем выполняют самые первые и настоящие профессиональные "пробы". Только это дает возможность ребенку почувствовать себя представителем профессии и эмоционально окунуться в нее. В нашем детском саду прошло немало занимательных интерактивов "Гость группы" на темы "Капитаном я зовусь", "Я - флорист. Украсим мир цветами", "О профессии архитектора. Строим необычные дома", "Брощюровщик, или профессия, уходящая в прошлое", "Я тренер: растим команду футболистов". Дети познакомились с профессиями архитектора, плотника, художника, тренера по футболу, флориста, брощюровщика, кондитера, скульптора, капитана речных судов и другими.