Просмотр содержимого документа
«"Профессиональная компетентность педагога ДОУ"»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Елена Евгеньевна Ивлева, музыкальный руководитель
МДОУ- детский сад №44 «Колокольчик» г.Серпухов
Становление новой системы образования, ориентированной на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. И здесь важнапрофессиональная компетенция педагога.
Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. [2]
Чтобы педагог мог осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, ему необходимо повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Одним из путей её развития является освоение инновационной деятельности, новых педагогических технологий.
Остановимся на одной из технологий - проектный метод. Он дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания для детей интересным и увлекательным. Проектный метод естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада и сегодня широко используется. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
На примере из своего опыта работы рассмотрю повышение компетентности педагогов в ходе работы над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию «Мама. Папа. Родина. Мир». Проект направлен на детей подготовительной к школе группы. Реализуется в нашем ДОУ с каждым подрастающим поколением. Проект может органично войти в любую образовательную программу, которая реализуется в дошкольном учреждении, как составляющая часть нравственно-патриотического воспитания детей. Эффективность работы достигается при активном участии всех педагогов, работающих с этой группой детей, родителей воспитанников, социума. Педагогам даётся возможность изучить исторический и культурный материал, познакомить с ним детей, привлечь родителей, развить свои творческие способности.
Первый этап работы над проектом – организационный. На данном этапе был разработан совместный план воспитателей, музыкального руководителя, педагога по изодеятельности и родителей дошкольников. Создавалась развивающая предметно-пространственная среда, подбирался методический и музыкальный материал. Педагогам открылась возможность проявить творчество в подготовке проекта.
Второй этап – содержательный. Он проходит в течение всего учебного года. На этом этапе педагоги в разных формах ведут образовательную работу с детьми. Проводятся беседы, тематические занятия, экскурсии, литературные и музыкальные гостиные, викторины, выставки, конкурсы, концерты, тематические праздники. В ходе подготовки и проведения праздников и развлечений раскрывается творческий потенциал дошкольников и их родителей, педагогов. На таких мероприятиях дети объединены общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что способствует формированию коллективных взаимоотношений. Задача педагогов создать условия, чтобы дети испытали положительный сознательный настрой, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство гордости за свою семью, за свой родной город, за страну. В процессе общения отношения педагогов с детьми строятся на доверии, уважении, требовательности, справедливости. Создаётся благоприятный психологический климат и образовательная среда для каждого ребенка в группе. Осуществляется поиск и творческое развитие одаренных детей.
Третий этап – результативный. Он позволяет выявить, насколько в процессе нравственно-патриотического проекта дети стали более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способны к взаимопониманию и сотрудничеству, насколько уважительно относятся к людям, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Анализ проекта позволяет педагогу выстроить перспективу на будущее, изменить стиль работы с детьми, найти методы, способствующие повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь общественность, родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Материал по проекту оформляется и в дальнейшем педагог может делиться опытом с коллегами.
Отдельно хотелось бы сказать о созданных презентациях, которые используются в качестве наглядного метода для максимального достижения поставленных целей в нравственно-патриотическом воспитании. Дети вместе с мамами дома выбирали лучшие совместные фотографии и приносили их в детский сад. Презентация «Мы с мамой» - творческая работа воспитателей ко Дню матери. Видеоролик представляет собой слайд-шоу с песней о маме. Готовый фильм дети вместе с родителями впервые увидели на большом экране на празднике. Он вызвал яркие эмоциональные чувства у детей, гордость за себя, за свою семью. По такому же принципу создаётся фильм «Папины дочки» ко Дню защитника Отечества. Презентации «Парки Серпухова», «Гимн Серпухова» созданы, чтоб способствовать воспитанию у детей любви к родному городу, вызвать восхищение малой родиной, интерес к его истории, культуре, достопримечательностям. В ходе работы над видеороликами педагоги осваивают новые компьютерные программы, повышается их ИКТ-компетентность. Видеоролики о городе Серпухове в свободном доступе на видеохостинге youtube.com и могут быть использованы в работе коллегами из других ОУ города.
В рамках проектной деятельности ведется активная публицистическая работа. О своих мероприятиях по нравственно-патриотическому воспитанию педагоги делятся на страницах журналов «Музыкальный руководитель» г. Москва и «Вестёнок» г. Серпухов, на городских методических объединениях перед коллегами, на семинарах и конференциях. на сайте ДОУ. Повышается рейтинг не только отдельного педагога, но и образовательного учреждения в целом - оно достигает высокой педагогической культуры. А педагоги становятся более уверенными и целеустремленными. Успешно проведённые мероприятия вдохновляют педагогов со своими сценариями и конспектами поучаствовать в профессиональных конкурсах.
Родители воспитанников являются активными участниками педагогического процесса. В ходе работы над проектом с родителями установлены доверительные отношения. Родители присутствуют на детских мероприятиях и становятся их активными участниками. От участия родителей в в жизни детского сада выигрывают все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, – дети. Они учатся с уважением и любовью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают и умеют. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, проявить себя как творческую личность. Как продуктивный результат сотрудничества можно рассмотреть костюмы, созданные к детским праздникам родителями. Общение с родителями способствует развитию коммуникативных и организаторских способностей педагогов. Неукоснительно соблюдается профессиональная этика общения, ведётся постоянный поиск новых идей и форм работы, новых приемов убеждающего воздействия.
Взаимодействия ДОУ с учреждениями социума по вопросам нравственно-патриотического воспитания представляет конкретный пример вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства. Плодотворно сотрудничество нашего детского сада со средней школой №6, где создан музей боевой славы. Совместная работа с Детской школой искусств позволяет дошкольникам знакомиться с музыкой композиторов-классиков в исполнении юных музыкантов. Учащиеся ДШИ приходит в детский сад с концертами. Сотрудники Серпуховского Музейно-выставочного центра каждый год старших дошкольников приглашают в русскую избу, рассказывают о народных традициях, проводят фольклорные праздники «Калядки», «Масленица». Работники Городской детско-юношеской библиотеки в своих стенах знакомят наших воспитанников с русскими поэтами и писателями. Становится очевидным, как активная позиция государственных учреждений влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. При этом педагоги получают хороший стимул к сотрудничеству, удовлетворение от совместной работы и общения.
Во время работы над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию педагоги изучают научно-методическую, учебную и историческую литературу, знакомятся с работой своих коллег, обмениваются мнениями по организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей, осваивают образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС ДО. Педагоги стали заинтересованы в непрерывном самообразовании и повышении квалификации.
Правильно организованная работа над проектом становится стимулом, как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности. Повышение профессиональной компетенции даёт возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;
Компетенция. Электронная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения 11.10.2016).