Воспитатели Сычева Н.А., Часовская Т.Н. дети группы
Воспитанники: дети старшей группы
Срок работы по проекту : краткосрочный
Проблема:
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. К сожалению, малыши, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Актуальность:
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. В отличии от взрослых дети не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, возможностях транспортных средств.
Анализ реальной ситуации выявил проблему организации целенаправленной и эффективной работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах через активную деятельность всех участников проекта.
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Скорость движения, плотность транспортных потоков на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые сними связаны. А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет большое количество людей, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший — ребёнок! Основными причинами дорожно-транспортных нарушений является :
1) незнание дошкольниками элементарных правил;
2) стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
3) безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Наши исследования показали, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Задачи:
-учить детей распознавать дорожные знаки, через изготовление мини-макетов для детской игры.
- продолжать знакомить с правилами дорожного движения;
-выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров;
-знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения
-подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице;
-воспитывать личную безопасность.
Ожидаемый результат:
Уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения(светофор, регулировщик, а так же дорожные знаки(запрещающий, предупреждающий, указывающий). Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть. Правила перехода проезжейчасти и опасные места на ней. Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Образовательные области:
1) Социально – коммуникативная;
2) Познавательная;
3)Речевая;
4)Художественно- эстетическая;
5)Физическая.
Этапы проекта
Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Дорожные знаки», беседа с детьми
«О дорожных знаках», «О правилах поведения на дороге»;
Сюжетно- ролевая игра «Пешеходы и водители», Настольно сюжетно- ролевая игра «Дорога с машинами»
План проекта
Понедельник
Дидактическая игра: «Правила дорожного движения на дороге и в транспорте»
Учить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
(Дорожные знаки, книга с правилами поведения в транспорте)
Дидактическая игра: «Правила дорожного движения»,работа по созданию знаков.
познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Раскрашиваем дорожные знаки.
Углублять знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках
(Пособие с правилами дорожного движения)
Дидактические игры
«Пешеходы, Автомобилисты»
Учить отличать знаки для пешеходов и для автомобилистов, развивать память, мышление, сообразительность.
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения
Пятница
Настольная игра
«Машины едут по делам»
Закрепить знание детей, что водители и пешеходы должны быть внимательны на дрогах
Дорога в настольной песочнице, машинки, дорожные знаки, куклы
Дидактические игры
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Подвижное упражнение «Я стою крепко» (выполняется индивидуально на «доске Бильгоу»)
Приложение 1
Социально- коммуникативная:
Сюжетно - ролевая игра «Машины едут по делам»
Дидактические игры: «Пешеходы, Автомобилисты», «Правила дорожного движения на дороге и в транспорте», «Правила дорожного движения»,работа по созданию знаков, «Это я, это я, это все мои друзья!»
Познавательная:
«Почему надо знать ПДД»
Художественно-эстетическая:
Изготовление с детьми дорожных знаков
Разукрашивание дорожных знаков
Физическая:
Физкультминутки
Подвижная игра
«Я стою крепко»
Приложение 2
Беседа о дорожных знаках
Педагог: Куда бы мы ни шли, всюду на улицах нас встречают дорожные знаки. Ведь город, в котором мы с вами живем, можно по праву сравнить с букварем. Дорожные знаки - это азбука улиц, проспектов, дорог. У улиц всех стран мира один общий язык. Во всем мире понимают, что означает тот или иной дорожный знак. А, что такое дорожные знаки?
Дети: Это такие таблички треугольной, круглой и прямоугольной формы.
Педагог: Эти таблички со схематичными рисунками - дорожные знаки издалека видны пешеходам и водителям. А зачем они нужны?
Дети: Они указывают пешеходам и водителям куда можно идти, ехать.
Педагог: Правильно, дети, дорожные знаки регулируют движение и помогают ориентироваться в дорожной обстановке. Все знаки делятся на : информационно-указательные, вот некоторые из них.
Дети: Это знаки прямоугольной формы, синего цвета, указывают где можно ожидать автобус, безопасно перейти проезжуючасть на земле или под землей.
Педагог: Правильно, молодцы! Следующая группа дорожных знаков - это знаки сервиса. Вот некоторые из них.
( Знаки "Пункт первой медицинской помощи", "Пункт питания", "Место отдыха")
Дети: Эти знаки помогают найти место, где можно получить медицинскую помощь, покушать или отдохнуть.
Педагог: Следующая группа - это предупреждающие знаки. Один из них выглядит вот так. Опишите его и скажите, о чем он предупреждает водителей? Где он может стоять?
("Дети")
Дети: Это треугольный знак, с красной каймой. Его устанавливают около школ, детских садов.
Педагог: Совершенно верно, он предупреждает водителя о приближении к опасному участку дороги и о том, что нужно быть предельно внимательным, потому что могут внезапно появиться дети.
Педагог: Среди всех дорожных знаков есть самые строгие - это запрещающие знаки. Вот некоторые из них.
(Знаки "Въезд запрещен", "Движение пешеходов запрещено", "Движение на велосипедах запрещено").
Педагог: Дети, вы слышите в названии знаков слово"запрещено". Т. е. въезжать под знакнельзя и двигаться на велосипеде тоже.
Педагог: Дети, вы большие молодцы, хорошо разбираетесь в дорожных знаках, а другие правила дорожного движения знаете? Давайте проверим и поиграем в игру. Если вы поступаете согласно правилам дородного движения, то дружно отвечайте: "Это я, это я, это все мои друзья" и делайте шаг вперед, а если нет - то молчите и стойте на месте.