Просмотр содержимого документа
«Проект "В мире воды"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Познавательно-исследовательский проект
«В мире воды»
Разработчик:
Воспитаталь
старшей группы № 9
Кушнырь Н.С
2019 г.
Познавательно-исследовательский проект:
«В МИРЕ ВОДЫ»
Актуальность
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формирования культуры человека в целом. Продолжая серию проектов, посвящённых охране окружающей среды, мы также постараемся уделить особое внимание зависимости здоровья человека от правильного природопользования. Система работы по теме «Мир воды » предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка и использование здоровье сберегающих технологий.
Совместная деятельность родителей и педагогов с детьми является основой формирования экологической культуры ребёнка. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, игр разного вида, чтения художественной литератур, фольклора и труда в природе в повседневной жизни мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей. Грамотное, систематическое системное знакомство ребенка природой позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственных связей, умение обобщать и делать вывод.
Цель
Формировать понятие о значении воды в жизни человека и всей живой природы.
С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез, 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Конспект НОД «Вода. Круговорот Воды в природе. Свойства воды»
Воспитатель: Кушнырь Н.С
Цель:
- расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды;
- уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развитие у детей интереса к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы)
- устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- активизировать словарь детей словами: глобус, суша, круговорот воды, пресная вода.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
- воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
- формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
- воспитывать интерес к поисковой деятельности, бережное отношение к воде;
- воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
-глобус;
-рисунок-схема «Движение воды в природе»;
- картинки: состояния воды, колодец, очистные сооружения, скважина;
- яблоко; кубик и шарик.
Раздаточный:
-42 прозрачных стаканчика;
-12 ч. ложек,
-сахарный песок; соль;
-молоко; тазик с водой;
- мята;
- смайлики
Предварительная работа с детьми:
Беседа о водовороте воды в природе, рассматривание картинок о явлениях природе: снег, дождь, град, радуга и эксперименты с водой, со снегом, со льдом
Ход НОД
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами соберемся на ковре образуя круг, взявшись за руки (в центре круга глобус скрыт большой салфеткой).
Воспитатель: Ребята, что находится под салфеткой?
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной, крутит, вертит головой
Нам показывает страны, реки, горы, океаны.
Дети: отгадывают загадку, снимают салфетку.
Дети: это глобус.
Воспитатель: а, что такое глобус?
Дети: это модель земли.
Воспитатель: а какой формы наша планета - Земля?
Дети: круглая.
Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, это что?
Дети: это вода (моря, реки, океаны).
Воспитатель: а, что обозначено желтым цветом?
Дети: это суша.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши?
Дети: воды.
Воспитатель: правильно вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит рассмотрим на примере яблока: возьмем яблоко и разделим на 4 части, 3 части – это вода, а 1 часть – это суша.
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок. В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо.
(Демонстрация схемы круговорота воды в природе). Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.
Еще вода - самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды (показ картинок)
Физминутка.
А сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давай и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
III часть: Итог занятия.
Воспитатель: вот мы и увидели круговорот воды в природе!
Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:
- Что вы интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Что хотели бы рассказать?
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.
- Вот такая она волшебница, вода. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята!
У вас на столах лежат смайлики, грустный и радостный. Вам нужновыбрать нужный смайлик. Если вам понравилось занятие – то поднимите веселый смайлик, а если нет, то грустный.
Опыт: «Разное состояние воды» «Вода не имеет форму»