6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»
7. Презентация проекта
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.
Актуальность и обоснованность
проекта «С чего начинается Родина»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в нашем государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях наших традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к родному региону, республики гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране
Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Донецк», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан ДНР как части России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта
Этап
Мероприятия
Сроки
1 этап
Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
ноябрь
2 этап
Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
ноябрь – декабрь
3 этап
Анализ деятельности по реализации проекта
декабрь – январь
4 этап
Презентация результатов деятельности
январь – февраль
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность детей и педагогов;
Экскурсия;
Чтение художественной литературы;
Беседы, ситуативные разговоры;
Слушание музыки;
Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
Презентации
Формы взаимодействия с родителями:
Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
Сотворчество детей и родителей.
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Моя улица, район – это Родина моя»
4. «Мой город Донецк – это Родина моя»
5. «Моя страна Россия – это Родина моя»
Итоговое мероприятие
Формы и методы реализации проекта
«Мой дом моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательное развитие
Познавательное занятие «Моя семья»
Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Социально - коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
Просмотр сказки «Три поросёнка»
Взаимодействие с родителями
Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи»
«Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательное развитие
Экскурсия по детскому саду
Речевое развитие
Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? »
Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
Художественно-эстетическое
развитие
Рисование: «Детский сад будущего»
Прослушивание аудиозаписей: «Динь – динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
Физическое развитие
Хороводная игра «Каравай»
Подвижная игра «Дружба»
Социально - коммуникативное развитие
Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»
Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
Взаимодействие с родителями
Сотворчество детей с родителями:
Книжка – малышка «Мой любимый детский сад»
«Моя улица, мой район – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательное развитие
Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»
Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»
Речевое развитие
Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
Художественно-эстетическое
развитие
Конструирование «Дома на нашей улице»
Коллаж «Наш Кировский район»
Физическое развитие
Малоподвижная игра «Колечко»
П/И «Автобусы»
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Д/И «Улица, на которой я живу»
Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона
Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
Взаимодействие с родителями
Создание фотоальбома «Достопримечательности Кировского района»
«Мой город Донецк – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательное развитие
Презентация « Донецк и Донецкая область»
Познавательное занятие «Чем богат наш регион»
Речевое развитие
Заучивание стихотворения В.Степанова «Родина»
Рассматривание репродукции картины местного художника Н. Барашкова «Зима на набережной»
Художественно-эстетическое
развитие
Рисование: «Салют над городом»
Прослушивание старых песен о Донецке , «Песня о Донецке» - О.Шпак «Вышел в степь Донецкую парень молодой», «Донецк – шахтерский край»
Физическое развитие
Хороводная игра «Карусель»
П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»
Социально - коммуникативное развитие
Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
Дидактическая игра «Заселим реку Кальмиус»
Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
Взаимодействие с родителями
Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Донецк»
Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»
Стенгазета «Памятники защитникам Отечества в нашем городе».
«Моя страна Россия – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя «Символы России» и «ДНР»
Презентация «Символы России» и «ДНР»
Рассматривание кукол в народных костюмах
Презентация «Русский народный костюм»
Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
Речевое развитие
Чтение о Москве – столице России
Чтение о Донецке
Художественно-эстетическое
развитие
Лепка: «Флаг России», «Флаг ДНР»
Рисование: «Люблю березу русскую»
Прослушивание: гимна РФ, народных песен
Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
Физическое развитие
Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»
Социально - коммуникативное развитие
Д/И «Народные промыслы»
Режиссерская игра «Армия»
Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
Чтение русских народных сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»