Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
Образовательные:
1.Актуализировать знания детей о своей малой Родине.
2. Привлечь внимание детей к культурному и историческому наследию малой Родины.
3. Показать значение Родины в жизни каждого человека.
Развивающие:
1. Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;
3.Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками
4.Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).
5. Развивать интерес и любовь к фольклору.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
2.Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Место проживания: край, район, село; предприятия родного села и их значимость; символику края, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну края; находить на карте крупные города края (Рузаевка, Краснослоботск, Ковылкино…).
Свою нацию, русскую и мордовскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
Должны знать природу России ее флору и фауну.
Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
Определение проблемы и вытекающих из неё задач.
Подбор и изучение методической литературы.
Опрос детей. Анкетирование и опрос родителей (законных представителей).
Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
Обогащение развивающей среды: подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, карты), игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей.
Разработка критериев оценки знаний детей.
Мониторинг.
Основной этап.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Основополагающие вопросы:
С чего начинается Родина?
Что такое Родина?
Кто считается гражданином России?
Какие символы России вы знаете?
Где мы живем?
Какие государственные праздники отмечаются в нашей стране?
Кого мы называем патриотами?
Разработать и провести циклы занятий:
«Мой дом – моя семья»;
«Хорошо у нас в саду»;
«Мой любимый Саранск»;
«Моя Родина – Россия»;
«Путешествие в прошлое» (приобщение к традициям русского народа).
«Защитники отечества»;
«Береги свою планету» .
Пополнять «Комнату национального быта» новыми материалами (фотографии, конспекты…)
Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
Проведение праздников в детском саду:
«День защитников отечества»;
« Поклонимся великим тем годам» (день Победы);
«Мамин день»;
«Праздники по народному календарю» (Масленица, рождество, пасха).
Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей: