Просмотр содержимого документа
«Проект Правила Дорожного Движения»
Проект «Путешествие в страну дорожных знаков»
Выполнил воспитатель: Поспелова М.А.
2025 год
Видпроекта: познавательно - игровой
Участники проекта: Дети, родители и воспитатель.
Каждому участнику проекта важно помнитьо том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Продолжительность: Долгосрочный
Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожнотранспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.
Задачи:
Обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков.
Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания.
Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Проблемные вопросы:
Зачем надо формировать у детей знания правил дорожного движения?
Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
Как научить ребёнка полученные «теоретические» знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни детского сада?
Какая опасность может возникнуть на улице, если ребёнок не умеет правильно оценивать ситуацию?
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный 1 этап - Подготовительный:
Постановка цели и задач.
Определение методов исследования.
Составление календарно – тематического плана по ПДД.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы по теме.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Создание картотеки дидактических игр.
Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрёстком и улицами города.
Подбор материала для продуктивной деятельности. Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани, рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.
Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть итротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
Сюжетно-ролевые игры:«Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
Дидактические игры:«Угадай, на чем повезешь», «Правильнонеправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
2 этап - Основной:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Правиладорожного движения». Включает в себя:
Работа с детьми
Работа с родителями Работа с детьми:
непосредственно-образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов; совместную деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции; самостоятельную деятельность детей.
Познавательная деятельность по обучению детей ПДД
Тематические занятия (ОД).
Знакомство с профессией сотрудника ГИБДД, шофера.
Отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы по теме.
Рассматривание плакатов по ПДД.
Наблюдение за транспортом.
Беседа.
Создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей.
Игровая деятельность по обучению детей ПДД Сюжетно-ролевые игры:
«Автобус», «Шофёры», «Птицы и автомобиль», «Поезд», «Зайчики перебегают», «Гаражи и автомобили».
Дидактические игры:
«Собери знак», «Наша улица», «Угадай, какой знак?», «Собери машину по частям», «Транспорт», «Кому что нужно для работы?», «Светофор»», «Дорожные знаки».
Подвижная игра:
«Цветные автомобили»,
«Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Автобус».
Продуктивная деятельность по обучению детей ПДД
Конструирование,
Аппликация
На темы:«Светофор»Работа с родителями:
Проведение консультаций
Оформление уголка по ПДД
Оформление папок-передвижек
Памятки
Беседы
Оформление фотоколлажа
4 этап - Заключительный (обобщающий):
1. Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения праздника «Путешествие в страну Дорожных знаков»;Ожидаемые результаты:
1. К окончанию проекта сформировать у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге. Они должны знать:
Назначение светофора и каждого его цвета;
Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
Какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
Составные части транспорта;
Кто такие пешеходы; - Профессия «Шофер».
Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда):
Разработать конспекты НОД;
Игрушки и игровое оборудование;
Наглядно-дидактические пособия;
Картотека сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;
Картотека дидактических игр;
Картотека подвижных игр; Картотека со стихами и загадками. Создать уголок ПДД в группе.
Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге.
Координировать деятельность по обучению родителями детей ПДД. Вывод:
Если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаёт вопрос: как и чему учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.
Перспективный план по обучению детей правилам дорожного движения
Сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Работа с родителями Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Конструирование
«Строительство дорожек для пешеходов и машин»
Цель: Формировать представление о протяженности предметов. Познакомить с разными способами соединения деталей при построении дорог для пешеходов. Знакомство с улицей.
Цель. Дать представление об улице, дороге, тротуаре, автомобилях.
Дидактическая игра «Домик для светофора»
Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометрические фигуры. Загадки по теме.
Улица, широкая, узкая
Друг за другом, Строго в ряд,
С двух сторон Дома стоят.
(Улица.)
Широка ты, улица моя,
Посредине липы, тополя. Каждую весну, как по старинке, Раздаёт апрель им по косынке. Между лип – мощёная дорожка Да ещё скамеечек немножко. Шелестят косынки, зеленея.
До чего ж красивая аллея!
Хороша аллея, и недаром
Называют все её … (бульваром).
Дорога
1.Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе И мир открываем мы с ней.
(Дорога.)
2. Тянется нитка, среди нив петляя, Лесом, перелесками Без конца и края.
Ни её порвать, ни в клубок смотать. (Дорога.)
Тротуар Родителям во время прогулок знакомить детей с улицей, дорогойширокой и узкой, тротуаром для пешеходов Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, макеты, иллюстрации
Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица» Узкие дорожки дляпешеходов
Широкие дорожки для машин Родителям знакомить детей с правилами поведения на улице
Транспорт
Отвезу, куда хотите,
Только вы билет купите!
За рулём сидит шофёр,
И гудит во мне мотор, Фары круглые, как глобус – Называюсь я… (Автобус!
— Я блестящая такая И, конечно, легковая. По дороге мчусь стрелой – Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня? (Машина!
Я мчусь, держусь за провода, не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)
Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется … (Трамвай)
Цель: развивать умение детей различать виды наземного транспорта (грузовые, легковые);
Закрепить знания о частях машины Д/игра «Транспорт»«Назови машину»(1вариант)
Цель: познакомить ребенка с названиями машин. Правила поведения на улице, тротуар
Рисование
«Широкая и узкая дорожки»
Цель: закрепить умения детей проводить широкие и узкие линии
«Строимдорожку» (из кирпичиков, обыграть их.)
Цель: побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая только образец. Буклеты, информационные листы
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Работа с родителями Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Строительстводорожек.
Цель: развивать умение различать дороги разного назначения, соотносить размеры и форм у дорог с их названием Наблюдение за светофором.
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас:
Стоп! - гласит его приказ.
Жёлтый глаз глядит на нас:
Осторожно! Стой сейчас!
А зелёный: что ж, вперёд, Пешеход, на переход! Так ведёт свой разговор Молчаливый ...
(Светофор.)
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу - Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? ...
(Светофор.)
Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.
(Светофор.)
Цель: Познакомить детей со светофором, дать представления о его работе.
Х/к «Едем на поезде»
Цель: Анализ изображения поезда, освоение действий по замещению деталей изображения В. Кожевников «Светофор»
Дорога, шоссе, дорожка, тротуар, тропинка, светофор мигает, кубик, кирпичик, треугольная призма, сигнал, красный, жёлтый, зелёный. Продолжать знакомить детей со светофором Обогащение предметноразвивающей среды по ПДД в группе.
Дидактическая игра
Транспорт «Виды машин»(2 вариант)
Цель: научить ребенка объединять машины в группы.
С. Михалков
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по
ПДД: настольно-печатные игры, книги, макеты, иллюстрации Д/и «Улица города»
Цель: Закрепить знания детей о движении транспорта и пешеходов.
Аппликация «Светофор»
Цель: стимулировать детей к передаче в своих работах впечатления, полученных на улице. Загадки по теме. Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице. Материал для продуктивной деятельности
Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица» Цель: закрепить навыки организованного поведения на улице.
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Работа с родителями Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Д/и «Как перейти улицу»
Цель: Познакомить детей с правилами перехода улицы. Закрепить знания о сигналах светофора. Прогулка на перекрёсток.
Дидактическая игра
Транспорт «Цвет машин»(3 вариант)
Цель: научить ребенка различать машины по цвету.
Автоазбука
«Переход и пешеход» Светофор, сигнал, красный, жёлтый, зелёный. Переход пешеход во время прогулок закрепить с детьми правила перехода на перекрёстке, сигналы светофора Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, макеты, иллюстрации
Рисование
«Разноцветные колёса»
Дидактическая игра
«Найди одинаковые машины» 4 вариант
Цель: развитие действий соотнесения цвета с эталонами. Информационный стенд: «ПДД для родителей с детьми младшего дошкольного возраста» Материал для продуктивной деятельности
Дидактическая игра «Заправка»
Цель: ознакомление детей с отношениями по величине, при установлении соотнесения 2-3 предметными рядами. Дидактическая игра
«Сломанный светофор»
Цель: закрепить сигналы светофора
С/р игра «Мы–водители»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Мы – водители»
Дидактическая игра
Транспорт «Цвет машин»(3 вариант)
Цель: научить ребенка различать машины по цвету.
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Работа с родителями Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Дети и улица
Цель: развивать умение останавливаться на краю тротуара и самому, ни при каких обстоятельствах, не выходить на проезжую часть дороги, закрепить навыки организ. поведения на улице: вести себя спокойно, не бежать, не толкать других людей, не кричать, не мешать окружающим Наблюдение за транспортом.
Цель. Обратить внимание на разнообразие колёс у разного вида транспорта» Беседа «Будем вежливы»
Цель: закрепить правила поведения на улице
Подвижная игра
«Чья машина едет быстрее»
Цель: развивать ловкость, умение работать в команде, закреплять правила
Закреплять представления детей о разных видах наземного транспорта, анализировать его внешний вид. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, макеты, иллюстрации
С/р игра«Путешествия»
Цель: закрепить знания, умения, навыки по правилам дорожного движения. «Колесо, шины»
Буклет для родителей
«Рекомендации родителям младших дошкольников по ПДД» Материал для продуктивной деятельности
Грузовой автомобиль
Цель познакомить детей с основными частями грузовика, уточнить звания о работе шофера.
Беседа «Будем вежливы»
Цель: закрепить правила поведения на улице
Автоазбука: автомобиль, руль, колесо, багажник.
Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры
«Путешествия»
П/и «Чья машина едет быстрее»
Цель: развивать ловкость, умение работать в команде, закреплять ПДД.
«Знакомство с профессией сотрудника ДПС ГИБДД»
Цель: познакомить детей с профессией сотрудника ДПС ГИБДД; закрепить знания детей о правилах перехода проезжей части; развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице; воспитывать в детях чувство ответственности и привычку соблюдать ПДД.
Предварительная работа: наблюдение за работой инспектора ДПС, рассматривание жезла, радара, патрульного автомобиля и формы сотрудника ДПС.
Материалы к занятию: схема правила перехода через дорогу, фото сотрудника ДПС, картинки с изображением жезла, радара, патруль ного автомобиля, формы сотрудника ГИБДД.
Ход занятия:
(Стук, входит грустный Чебурашка).
Ребята, вы узнали кто к нам пришел? Что случилось, Чебурашка, почему ты такой грустный?
- Я захотел прийти к ребятам в гости, поиграть с ними, но когда вышел на улицу, я растерялся, я пропал, чуть под машину не попал!
Ай – яй – яй, Чебурашка! Сейчас тебе дети расскажут, как надо вести себя на улице.
В кого мы «превращаемся», когда выходим из дома на улицу?
– В ПЕШЕХОДОВ.
Где должны ходить пешеходы? – ПО ТРОТУАРУ
Для чего нужна проезжая часть? – ДЛЯ ПРОЕЗДА ТРАНСПОРТА. Верный помощник пешехода на улице –дорожная разметка, которая помогает переходить проезжую часть.
Как она называется? – ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.
А сейчас давайте вспомним правила перехода проезжей части:
Работа по карточкам - схемам:
вариант – дети рассказывают правила по готовой схеме.
вариант – дети самостоятельно выкладывают схему и рассказывают.
Улицу переходят, где установлен дорожный знак «Пешеходный переход»
Взять взрослого за руку,
Остановиться у поребрика,
Посмотреть налево – направо, в обе стороны,
И если нет машин,
То можно переходить, постоянно контролируя ситуацию.
Дорожная разметка на асфальте – верный помощник пешехода на улице. Но у пешехода есть еще один помощник.
Загадка о светофоре:
На дороге он стоит и ребятам говорит: «Красный – стой, желтый – жди, а зеленый – проходи!» - СВЕТОФОР.
Игровое упражнение: переход проезжей части по пешеходному переходу, регулируемому светофором. Во время игры входит инспектор ДПС.
Спросить у детей кто к нам пришел.
Ребята, Чебурашка, сегодня я вас хочу познакомить с профессией инспектора ДПС, который контролирует и регулирует движение на улице.
(Короткий рассказ о профессии по картинкам).
Чтение стих. Н Гончарова.
И уверен, и спокоен,
Он в мундире словно воин, У большой стоит дороги, Чтоб порядок был тут строгий.
Ну, а если пешеход
Вдруг на красный свет пойдет?
Он его накажет,
А потом с улыбкой скажет: - Тот в беду не попадает, Кто порядок соблюдает!..
Игра «Что нужно инспектору ДПС для работы» (рассматривание фото спец. автомобиля, жезла, радара, свистка, формы инспектора)
Итог: «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога!»
Альберт Анатольевич Иванов Азбука безопасности: «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
В одном большом сказочном городе жили трое неразлучных друзей – зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза. А вот заботы у них были совсем не сказочные.
Они очень любили играть, особенно в футбол. А в их тесном дворе разве поиграешь? Повсюду гаражи стоят, строгие бабушки сидят, младенцы в колясках лежат. Не разгуляешься!
Вот и приходилось играть в футбол под аркой ворот. Зайчонок Ваня на воротах стоял у въезда с улицы. А медвежонок Миша и лисонька Лиза вовсю старались ему гол забить.
Иногда мяч прямо на шумную улицу вылетал. Если за ним побежишь, того и гляди, машина наедет! Да и мячей не напасёшься. Под колесо попадёт - бух! – и нет.
Очень неудобно под аркой играть. И опасно. Здесь тоже машины житья не дают. То и дело въезжают во двор или выезжают.
Плохое место для игры. А где хорошее взять?
Было, конечно, и хорошее место. Да только на той стороне улицы, через дорогу. Там и спортплощадка, и пустырь большой. Есть где разгуляться! Но как туда попасть? Кругом машины, автобусы, троллейбусы, трамваи! Как такую широкую улицу перейти? Хочешь не хочешь, а необходимые правила знать надо. Без них никуда! Трудное дело...
К счастью, у медвежонка Миши был старший брат. Он и взялся за обучение неразлучных друзей. Он уже шофёром работал и всё-всё знал.
Очень советуем и вам, ребята, вместе с ними поучиться, если у вас нет старшего брата-шофёра.
Итак, на другую сторону улицы можно идти лишь строго по переходу. Он белыми полосами отмечен. Полосатый, как зебра.
Переходом командует светофор. Он все видит. У него три круглых глаза - красный, жёлтый и зелёный.
Вот он зажигает красный глаз. Значит, стой на месте и скучай. Переходить запрещено! Машины несутся во всю прыть. Выходить на дорогу опасно.
Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!
Зайчонок Ваня поглядел, подумал и внезапно стихи сочинил:
Не ходи на красный свет.
Красный свет - опасный! Налетит велосипед, Станешь ты ужасный!
Светофор зажигает жёлтый глаз. Это сигнал - "внимание!" Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Ещё не идут, а только собираются идти.
И опять зайчонок Ваня стихи придумал:
И при жёлтом нет проходу. Жёлтый свет - внимание! Приготовься к переходу Ты, мой друг, заранее!
Наконец зажигается зелёный глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье. Иди и не трусь, как поначалу зайчонок Ваня. Не медли, как медвежонок Миша. Не хитри и не беги, как лисонька Лиза. Вдруг упадёшь!
Про свой любимый - зелёный - свет зайчонок Ваня тоже стихи сочинил:
Свет зелёный - переходный.
Ты его, конечно, ждёшь. Свет зелёный - пешеходный, Если ты пешком идёшь!
И это не всё. А что делать, если полосатый переход есть, а зоркого светофора нет? Совсем нет или, допустим, сломался! Как тогда улицу переходить?
Тогда на помощь придёт Аист-регулировщик. Он строго покажет полосатой палочкой, когда можно переходить. А тем, кто замешкается, он и крылом сердито махнёт: не зевай, мол, давай переходи, не задерживай движение, медведь неповоротливый!
Ну а вдруг регулировщик не появится? Как тут быть?
Переход есть? Есть! Светофора нет? Нет!
Значит, сначала внимательно посмотри налево - едут ли машины. Если не едут, то иди смело.
Дошёл до середины улицы, теперь посмотри направо - нет ли машин. Если нет, то снова смело шагай. Как зайчонок Ваня с друзьями! Однако нашим неразлучным друзьям ещё много знать надо, чтобы улицу безопасно переходить.
Как надо автобус и троллейбус обойти - спереди или сзади?
Правильно. Сзади!
А если будешь их спереди обходить, то машину за ними не заметишь. Она как раз может из-за троллейбуса или автобуса выскочить. В лучшем случае хвост лисёнку отдавит! А в худшем?.. Вам его жалко? А себя не жалко? То-то!
Но безопасней всего - пропустить автобус и троллейбус, вежливо уступить дорогу. Так советует Мишин старший брат. А он всё знает!
А теперь давайте подумаем, как поступить, если по улице ещё и трамваи ходят. Как трамвай обойти - сзади или спереди? Ну-ка, лисонька Лиза, отвечай! Сзади? Неверно.
Правильно - спереди! Иначе встречный трамвай не увидишь. И опять в лучшем случае под него хвостом угодишь. А что стало бы со зверятами и ребятами, у которых вообще хвоста нет?!
Медвежонок Миша легко с этими автобусами, троллейбусами и трамваями разобрался. Может быть, потому что у него голова большая.
А вот зайчонок Ваня и лисонька Лиза всё время путались. Они забывали, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Это, конечно, случалось тогда, когда Мишиного брата рядом не было.
Надоели их ошибки трамваям, автобусам и троллейбусам. Сговорились они между собой и вышли на улицу с большими надписями на боку. "Ваня, зайчик ты наш, обходи меня сзади!" - красовалось на автобусе и троллейбусе.
"Лиза, лисонька моя, обходи меня спереди!" - призывал трамвай.
Неразлучные друзья, возможно, и читать как следует не умели. Но не беда, им прохожие это прочитали, чтобы большой беды не было.
А другой раз, когда лисонька Лиза снова ошиблась, троллейбус вдруг взял, поднял её своими длинными дугами и поставил правильно - позади себя. Так неразлучные друзья - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза - научились улицу переходить. И теперь спокойно отправлялись одни на пустырь погонять мяч. Им никто не мешал, и они никому не мешали.
Старшему брату медвежонка - спасибо!
А теперь ответьте на вопросы.
На какой свет можно переходить улицу?
Можно ли бежать на жёлтый свет? Или не спешить и подождать зелёный? Как правильно обходить автобус и троллейбус? Сзади? Или пусть тебе хвост отдавят?
Что про тебя напишут на трамвае, если ты будешь обходить его сзади?
Догадайся, что сделает Аист-регулировщик, если ты без особого приглашения
помчишься через улицу? Даст тебе полосатую палочку поиграть или спасёт от машины?
Зайчонок Ваня, наш поэт, даёт родителям совет: За правильный детский ответ Каждому - пару конфет! А за ошибку в ответе
С каждого - по конфете!
В.Клименко «Светофор»
Мы остановились, и все другие автомобили остановились, и автобус остановился. Я спросил: «Почему?» Мама объяснила: «Вон, видишь, красный фонарик? Это светофор». На проволоке над улицей я увидел фонарик. Он горел красным светом.
«И долго мы стоять будем?»
«Нет. Сейчас вот проедут, кому через улицу надо переезжать, и мы поедем». И все смотрели на красный фонарик. Вдруг он загорелся жёлтым светом, а потом зелёным. И мы поехали. Потом еще раз на улице горел красный фонарик.
«Дядя, стойте! Красный огонь!». Шофёр остановил машину, оглянулся и говорит: «А ты молодчина!». Мы ещё раз остановились, а огонька вовсе никакого не было. Только я увидел высокого милиционера в белой фуражке и в белой курточке. Он поднял руку вверх. Когда он махнул рукой, мы поехали. Как милиционер руку поднимает, так все встанут: автомобили, автобусы.
Спор на дороге.
Однажды поссорились между собой сигналы светофора.
-Я – главный, - сказал красный огонек, - потому что, когда я загораюсь, все останавливаются и не смеют двигаться дальше.
-Нет, я главный, - сказал желтый огонек, - когда я загораюсь, все готовятся к движению – и пешеходы и машины.
-А когда я загораюсь, - сказал зеленый огонек, - все начинают движение. Значит, я самый главный и все должны мне подчиняться.
Долго они так спорили, мигали своими огоньками и не видели, что твориться на дороге. А там была самая настоящая неразбериха – машины не уступали дорогу пешеходам, наезжали на них и друг на друга, разбивая фары, царапая кабину и кузов; пешеходы тоже шли, не дожидаясь, когда проедут машины, мешали им и друг другу. На перекрестке творилось непонятно что – машины столпились в кучу, сигналили, мигали фарами, какие еще остались. Если ктото хотел уступить дорогу, то у него ничего не получалось – не дороге произошел затор.
-Что же мы натворили? - сказал красный сигнал светофора, увидев, что происходит на дороге.
-Неужели все это из-за нас? - удивился желтый сигнал светофора.
-Нужно срочно исправлять положение и наводить порядок! - утвердительно произнес зеленый сигнал.
Огоньки начали, как и прежде, зажигаться по очереди – красный, желтый, зеленый. Долго они наводили порядок на дороге, и только когда движение было восстановлено, они облегченно произнесли: Мы, сигналы, все важны, На дороге все нужны.
С тех пор они больше никогда не спорили и всегда загорались по очереди – красный, желтый, зеленый.
Беседа с детьми «Мой друг-светофор»
Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.
Педагог: Сколько на улицах машин?! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам тяжелые МАЗы, КРАЗы, ГАЗели, автобусы, летят легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. За городом тротуаров нет, а машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в строну. Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо. Нам помогает переходить дорогу наш друг - светофор. Красный свет - сигнал опасности. Стой! Остановись! - говорит пешеходу красный сигнал светофора. Затем в светофоре появляется желтый свет. Он говорит: «Внимание! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!». Зеленый сигнал светофора говорит: «Путь свободен! Идите!».
Педагог: Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного движения» строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но закон улиц и дорог еще и очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь. Что бы с вами ничего не случилось, дети, выполняете основные правила поведения: Не переходите улицу перед близко идущим транспортом. Не играйте на улице близко к дороге. Не катайтесь на санках, коньках, велосипедах по дороге. Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете:
1.Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.
2.Подчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый свет светофора.
3.Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
4.Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.
5.Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи- спереди.
Беседа с детьми «Где можно играть?»
Цель: Формировать представление младших дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках. Словарь: опасность, дисциплина.
Ход беседы: Правил дорожных На свете немало.
Все бы их выучить
Нам не мешало,
Но основное из
Правил движения
Знать, как таблицу
Должны умножения.
На мостовой – не играть,
Не кататься,
Если здоровым ты хочешь остаться!
Игровое упражнение Самокат» Самокат! Самокат!
Самокат, очень рад!
Сам качу, сам качу
Самокат, куда хочу! (одну ногу дети сгибают в колене слегка
пружиня, другой ногой они имитируют движения отталкивания, как при езде на самокате, при этом нога как бы скользит, но не касается пола).
Воспитатель напоминает ребятам, что играть на мостовой очень опасно. Кататься на коньках нужно только на катках; на лыжах и санках - в парках, в скверах, на стадионах; на велосипеде и самокатах – только в специально отведенных для этого местах. Выезд на велосипедах и на самокатах на улице строго запрошен. Играть следует на спортивных площадках и стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги – это мешает пешеходам и движению транспорта.
Физкультминутка «Автомобили»: Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть. (ходьба на
месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делается движение вперед- назад). (Звучит песня, «Играть на дороге опасно», сл.В .Мурзина; муз.С. Миролюбова).
Подвижная игра «Пешеходы и автомобили»
Дети делятся на две – группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с картинкой вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и т.д. Пешеходам даются таблички – «ребенок», «пешеход». Команда «Движение!» для тех. у кого табличка с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. По команде «Движение!» дети поднимают вверх таблички с картинками «автомобиль», «мотоцикл» и т. д. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки. Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз). Далее организовывают уличное движение. Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем дети меняются ролями.
Разбираются ошибки, и игра продолжается. Задание и вопросы:
Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах?
Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры?
Почему нельзя играть на мостовой?
Расскажи где можно играть? 5. Расскажи, где нельзя играть и почему?
Беседа с детьми «О правилах дорожного движения»Цель:
учить детей правильно называть элементы дороги;
познакомить с правилом движения по обочине дороги;
закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения Наглядные пособия:
Светофор, макет проезжей части дороги, три сигнала светофора для игры «Светофор», плакаты с изображением различных ситуаций на дорогах Ход беседы:
Воспитатель
Прибежала зайчиха
И закричала: - Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай!
И ему перерезало ножки
И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!
Ребята, как вы думаете, почему зайчик попал под трамвай? (Нарушил правила.). Да, конечно, он нарушил правила дорожного движения – играл на трамвайных путях или перебегал рельсы перед близко ехавшим трамваем. А чтобы не случилось такой беды, нужно всегда соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами об этом поговорим.
Правила дорожного движения должны знать все без исключения. Кем становится человек на улице? (Пешеходом.) На какие части делится улица?
Как называется та часть дороги, по которой ездят автомобили?
А как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?
Ребята, а как быть пешеходам, когда рядом с проезжей частью нет тротуара? Где в таком случае нужно идти пешеходам?
Правильно, в том случае, когда рядом с проезжей частью нет тротуара, можно идти по краю проезжей части, который называется обочиной. Обочина – это край проезжей части. Я пойду по обочине, но как правильно по ней идти, чтобы машины меня не сбили, - по обочине навстречу движущимся машинам или по ходу их движения?
Выставляется макет с изображением проезжей части и движущимися машинами.
Воспитатель. Давайте посмотрим на макет и разберемся, где нужно идти, чтобы не сбила машина? Посмотрите, если я иду по обочине навстречу движущимся машинам, то хорошо вижу машину, и водитель машины видит меня, а если я иду по обочине, по ходу движения машин, то машину за своей спиной я не вижу, но водитель меня видит. Мне неудобно, а самое главное, опасно для жизни – чуть-чуть оступишься и можешь попасть под машину.
Как же безопаснее идти по обочине? (ответы детей)
Правильно, по обочине дороги нужно идти навстречу движущимся машинам.
А кто помогает нам перейти проезжую часть?
Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей, шофер!
Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор – Зеленый, желтый, красный глаз Он каждому дает приказ.
Подвижная игра «Светофор»
На красный цвет – дети спокойно стоят.
На желтый цвет – хлопают в ладоши.
На зеленый цвет – дети маршируют.
Воспитатель:
Правила движения! Знать должны Все без исключения Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки, Зайцы и тигрята Пони и котята!
В. Головко
Сейчас мы с вами будем юными инспекторами по соблюдению правил дорожного движения. Проверим, как наши друзья-животные выполняют правила дорожного движения на улицах города.
Выставляет карточки с изображением разных ситуаций на дороге.
Воспитатель. Посмотрите и расскажите, как выполняют правила дорожного движения животные.
Дети по очереди рассказывают об изображенных на карточках ситуациях.