Просмотр содержимого документа
«Проект "Покормим птиц зимой"»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ» (средняя группа)
Воспитатель: Вартанян Ольга Николаевна
г. Ессентуки, 2020 г.
«Покормим птиц зимой»
Но больше всего беспокойно за птиц:
За наших воробышков, галок синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
В.Степанов
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать.
А.Чепурнов
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители
Вид проекта и тип: краткосрочный, информационно-творческий
Срок проведения: 07.12.2020 – 11.12.2020 г.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормим птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Цель проекта:
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Расширить представление детей о зимующих птицах. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
3. Формировать представления о птицах, как о живых существах в природе, развивать эстетические чувства: любовь, сочувствие, бережное отношение к птицам.
4. Вызвать желание ухаживать за зимующими птицами.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с птицами (снегирь, воробей, синица, ворона и т.д.).
2. Научить различать птиц по внешнему виду, опираясь на отличительные особенности.
3. Развивать слуховое внимание, формировать способность к диалогической речи, формировать умение отвечать на вопросы словом и предложением.
4. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц; обогащать и активизировать словарный запас по теме.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
6. Научить детей, правильно их подкармливать.
Краткое содержание проекта: познавательная деятельность - занятие (НОД); рассматривание книг, открыток, буклетов, фотографий о птицах; подбор научно- популярной и художественной литературы; иллюстрированного материала по данной теме; преобразование предметно-игровой среды группы (в книжном уголке); дидактические, настольно-печатные и пальчиковые игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованная деятельность; тематические беседы; наблюдение за птицами, прилетающими на участок; выставка детских рисунков и аппликаций; изготовление кормушек.
Форма проведения (формы работы):
- фронтальная (игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями);
- НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, разучивание стихов, рассматривание;
- выставка – «Кормушка для птиц».
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о зимующих птицах.
Практическая значимость проекта: формирование элементарных представлений о зимующих птицах, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта:
- формирование познавательных интересов: наблюдать, анализировать, сравнивать;
- формирование осознанного и правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться зимующими птицами.
Перспектива проекта:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется продолжать наблюдать и знакомить детей и с перелётными птицами.
Ожидаемые результаты: способность различать по внешнему виду зимующих птиц, приобретение навыка наблюдения за птицами, получение элементарных представлений о птицах, о необходимости заботиться о них; расширение представлений детей о зимующих птицах, их характерное строение.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап
1. Постановка и анализ проблемы.
2. Определение цели и задач.
3. Изучение и накопление материала.
4. Подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- усвоение знаний детьми о зимующих птицах
- определение среды обитания;
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Продукты проекта:
1. Коллективная аппликация «Снегири на ветках»
2. Кормушки для птиц.
3. Развешивание кормушек для зимующих птиц на участке.
4. Кормление птиц.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной (практический)
Форма работы Содержание деятельности
Беседа о птицах.
(Зимой)
Беседа «Что мы знаем о птицах?»
способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
Конспект занятия «Покормите птиц зимой»
Воспитание бережного отношения к зимующим птицам. Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами. Вызывать стремление беречь птиц, помогать зимующим птицам.
Подвижные игры:
«Птички в гнездышках»;
«Воробушки и автомобиль»;
«Кот и воробьи».
Пальчиковые игры
«Воробьи»;
«Птичья кормушка»;
«Я зимой кормлю всех птиц»
упражнять в беге, умении быстро находить свой домик.
учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактические игры:
«А ты отгадай»
«Кто лишний» (см. Приложение 1)
«Раздели птиц на перелетных и зимующих»
«Составь картинку (разрезные)
«Угадай по описанию»;
«Угадай, кого не стало».
Закрепить умение находить, узнавать и расширить знания детей о птицах, называть зимующих птиц, развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Чтение художественной литературы
Чтение:Н. И. Сладков
«Синичкины кладовки»,
Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», Ю. Казаков, «Жадный Чик и кот Васька»
Чтение стихотворения о птицах.
С. Маршак «Где обедал воробей?»;
Т. Евдошенко «Берегите птиц»;
А. Барто «Воробей».
Отгадывание загадок:
О зимующих птицах.
- учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь, реакцию.
Наблюдение за птицами на кормушке.
Наблюдение за птичьими следами на снегу.
- углублять знания об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлений; учить узнавать птиц, называть их части тела; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
Рисование:
«Мои пернатые друзья»
Аппликация:
«Снегири на ветках»
- учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение. Упражнять в рисование карандашами, в раскрашивании не выходя за контур рисунка. Развивать образное восприятие, воображение.
Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.
Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предполагаемый результат
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Совместно с родителями дети изготавливают кормушку.
Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Работа с родителями.
Участие в конкурсе «Креативная кормушка»
(изготовление кормушек для птиц);
Подкормка птиц во время прогулок.
Сбор корма для птиц.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»; участие в акции «Птичья столовая» Рекомендации родителям.
3. Заключительный этап. Выставка кормушек «Птичья столовая» (см. Приложение)
Беседа с детьми
Тема: «Что мы знаем о птицах»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
А как живётся зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
Жалко? (Очень жалко)
Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьей столовой». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны!
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!» (см. Приложение 2)
Конспект НОД (по ознакомлению с окружающим миром).
Тема «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• социально- коммуникативное развитие,
• художественно –эстетическое развитие,
• физическое развитие.
Цели: формировать и закреплять представления и знания о зимующих птицах;
Задачи:
Образовательные:
-Расширять знания детей о жизни птиц в зимний период;
-Формировать знания о зимующих птицах.
-Активизировать словарь по теме «Птицы».
Развивающие:
-Совершенствовать умения слушать, анализировать и действовать по заданной теме.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память и целостное восприятие, логическое мышление умение отвечать на вопросы полным ответом.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью схемы (карты);
Воспитательные:
- Формировать доброе и заботливое, бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование:
Интерактивная доска, карточки с птицами, кормушка для птиц, конверты с посланиями, альбомные листы, цветные карандаши, картинки предметные.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Добрый день, добрый час, мы все рады видеть вас.
-Ребята, почтальон принес письмо.
Давайте посмотрим, кто нам его прислал? (На конверте изображение Синички).
Воспитатель:
-Да это же письмо от Синички, которая за нами в окно частенько наблюдает, давайте посмотрим, что она нам написала.
-Посмотрим? (Да).
(Открываем конверт, там карта маршрута, по которому мы должны отправиться).
Воспитатель:
-Ребята, Синичка хочет, чтобы мы отправились в путешествие по ее карте и узнали, какое послание она нам передает.
-Отправимся в путешествие? (Да).
Воспитатель:
- Ну что же, давайте разбираться, что за карта оказалась у нас в руках и куда нам по ней двигаться.
-Это маршрут нашего путешествия
(Рассматриваем карту, обсуждаем наше местоположение на ней, начинаем двигаться по следам Синички)
Воспитатель:
- Ребята, мы нашли послание Синички! (нашли конверт, а в конверте картинки: синичка на ладони, а журавли улетают)
Воспитатель:
- Что за птица на ладошке? (Синица)
-А синица улетает на зиму или остаётся с нами? (Остается)
-А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие)
- А вторая птица на рисунке как называется? (Журавль)
-А она зимующая? (Нет, перелетная)
Воспитатель:
-Как вы думаете, что бы могло значить это послание? (подвожу детей к ответу, что нам нужно разделить зимующих и перелетных).
Воспитатель:
- Давайте вспомним, каких зимующих птиц мы знаем (Дети называют)
Воспитатель:
-А Синичка нам подсказки оставила, загадки:
Загадки:
1. В красной шапке ходит он
Долбит дуб как долотом (Дятел)
2. Птичка – невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок (воробей)
3. Носят серенький жилет,
А у крыльев - черный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)
4. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
5.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Воспитатель:
- Ну что ж, давайте каждый отыщет себе по одной птичке и посадит её к себе на плечо. (Дети ищут птиц).
Дидактическая игра «Раздели птиц на зимующих и перелётных»
Воспитатель:
- А теперь давайте посмотрим, что за птиц вы отыскали? (Предлагаю детям, с зимующими птицами встать с правой стороны, а с перелетными с левой стороны).
Воспитатель:
- Я думаю мы справились с первым заданием Синички, давайте продолжим наши поиски, что там в нашей карте, куда нам двигаться дальше?
Рассматриваем карту, движемся по -следам. (Нашли следующий конверт от Синички. В конверте изображение птиц на кормушке.)
Воспитатель:
- Что же этим рисунком хотела нам Синичка сказать? (Что птиц нужно подкармливать)
- А куда птицам корм будем класть? На землю? (Нет, в кормушку).
- А почему в кормушку, а не на землю? Что может случиться, если мы на землю корм будем птицам сыпать? (Засыплет снегом, могут подкрасться кошки, съесть другие животные)
Воспитатель:
- Да, я думаю вы правы, из кормушек птицам безопаснее и удобнее будет кушать. Ребята, а какие у нас с вами птицы? Настоящие или нарисованные? (Нарисованные)
- Давайте мы им кормушки сделаем. А раз птицы у нас с вами не настоящие, то и кормушки мы им нарисуем, согласны? (Да)
Раздаем детям альбомные листы и карандаши, каждый ребенок рисует для своей птицы кормушку. (звучит релаксирующая музыка)
Воспитатель:
- А теперь давайте передохнем и на ковер погулять пойдем. Покружились, покружились и в воронят мы превратились!
Физминутка: «Вороны»
Вот под ёлочкой зелёной (встать)
Скачут весело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево -вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево -вправо)
Кар-кар-кар! (Громко.)(хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают. (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку - заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.)(хлопать над головой в ладоши)
Воспитатель: Молодцы воронята! Покружились, покружились и обратно в ребятишек превратились! А теперь давайте продолжим наши поиски.
Рассматриваем карту, движемся по следам, находим конверт, в конверте карточки с продуктами питания.
Воспитатель: И что же теперь хочет сказать нам Синичка? (Ответы детей)
-Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами, шишками, ягодами).
-Хватает ли птицам пищи зимой? (нет)
- А какую еду человек может птицам предложить? Давайте выберем, какую пищу мы можем положить в кормушку нашим птичкам.
Каждый ребенок выбирает еду для своей птички.
Воспитатель:
-Давайте посмотрим, чем мы птичек будем кормить (каждый ребенок высказывается о своей пище, принимаем решение - можно такую пищу в кормушку положить или нет).
Воспитатель:
А какая у нас еще еда осталась? Давайте посмотрим и запомним, что птицам ни в коем случае в кормушку класть нельзя. (Обсуждаем, какие продукты птицам кушать нельзя).
Воспитатель:
- Ну вот что у нас с вами получилось. (Смотрим на рисунки наших кормушек с птицами и кормом). Так что же за послание принесла нам Синичка? (Дети отвечают. Помогать птицам, подкармливать их зимой, давать им ту пищу, которая не принесет им вреда).
-Послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Итог занятия:
Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? А у нас на площадке есть кормушки? (Ответы детей.) Давайте, когда пойдем на прогулку, покормим птиц.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Ход игры: Дети - «воробушки» садятся на скамейку - «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль».После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками».По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда»(садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж»
Дидактическая игра «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну картинку убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Приложение 4
Стихи о зимующих птицах
Где обедал воробей
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Самуил Яковлевич Маршак
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Загадки
Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин, сова.)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
Где болит?
Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут. (Дятел.)
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее. (Синичка.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Это кто там на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик —
Чик-чирик да чик-чирик? (Воробей.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая! (Сорока.)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар-кар-кар!» (Ворона.)
Приложение 5
Наблюдение за птицами зимой
Программное содержание:
Закреплять знания детей о зимующих птицах; учить различать части тела птицы, особенности внешнего вида; дать детям первоначальное представление о том, каким кормом питается птица; формировать желание подкармливать птиц зимой.
Материалы: Кормушка на улице, корм для птиц.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за птицами, прилетающим на участок. Кормление птиц.
Подвижные игры «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот».
Ход наблюдения
На зимней прогулке на участке воспитатель обращает внимание детей на зимующих птиц, прилетающих сюда, рассказывает о том, что птицам зимой голодно, нет кормов и червяков, они все спрятались под кору деревьев и спят. Только люди могут помочь птицам выжить в холодную зиму
Воспитатель: Здравствуйте, птички- невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!
Воспитатель советует детям посмотреть, как птицы будут есть корм, который они приготовили: корм нужно рассыпать на дорожке или положить в кормушку, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать за птицами.
- Ребята, кто такой храбрый, самый первый прилетел к корму? Конечно, это воробей: прыгает, клюет и крошки. А вот еще стайка воробьев прилетела. Чем они клюют зернышки? Клювом. Клюв у воробьев острый, ловко хватает крошку и зернышко. А как воробьи переговариваются? Чирикают, всех друзей своих приглашают на обед. Рады, что мы их угощаем, благодарят нас. -Вот и другие птицы прилетели. Какая это птичка, с желтой грудкой и в синей шапочке? Конечно, синичка. Вот она какая: толстенькая, пушистая. А как синички переговариваются друг с другом? Они говорят «пинь- пинь».
Далее воспитатель обращает внимание детей на голубей, которые тоже прилетели на корм.
-Ребята, какая птица самая крупная? Какого цвета голубь? У кого из птиц самые большие лапки?
Воспитатель обращает внимание детей на то, как птицы пугаются любого движения
. -Птицы пугливые. Нужно тихонько стоять возле них и не мешать, им обедать. Давайте мы поиграем. Вы все будете птичками:
Полетели птички, крылышками машут, весело летят. Увидели корм, присели и начали клевать зернышки.
В конце прогулки воспитатель обращает внимание детей на следы, которые оставили птицы на снегу. Спрашивает детей, чей это след? По ходу объясняет, что самый большой- след у голубя, маленькие и частые следы- воробышка.
Завтра мы с вами опять соберем крошки и зернышки и покормим наших пернатых друзе