kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Покормите птиц зимой» для детей средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить наших детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Покормите птиц зимой» для детей средней группы»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №441 комбинированного вида»

630136, г.Новосибирск, ул.Киевская 21/1, тел/факс: 341-91-88







Проект

«Покормите птиц зимой»

для детей средней группы

(продолжительность – 2 недели)








Воспитатель:

Клюг Нина Николаевна

(высшая квалификационная категория)






Новосибирск 2025 г.

Постановка проблемы

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить наших детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы увидели, что им приходится тяжело, и мы единогласно решили помочь пернатым друзьям.

Цель проекта

Создание условий для формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.


Задачи

  1. Обогащать представления детей о зимующих птицах нашего региона (название, повадки и особенности поведения и др.).

  2. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

  3. Привлечь детей и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

  4. Формировать навыки у детей правильно подкармливать птиц.

  5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.

  6. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

  7. Создание условий для расширения представлений о птицах (пополнение развивающей предметно-пространственную среду по теме проекта).

  8. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

  9. Повышать уровень экологической культуры.


Ожидаемые результаты

У детей:

  1. Сформированы представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.

  2. Сформированы навыки правильной подкормки птиц.

  3. Возрос познавательный интерес к природе.


У родителей:

  1. Повысился уровень экологического сознания.

  2. Активное участие в жизни ДОУ.


У педагогов:

  1. Повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания.

  2. Желание внедрять полученные знания в практику работы с детьми и родителями.


Первый этап «Выбор темы»


Ч


Находят себе еду зимой



Когда холодно, они ищут себе жилище



то мы знаем?




Зимующие птицы…


Они не мерзнут



Дети делают кормушки, чтобы подкармливать птиц



Любят семечки и хлебные крошки



Живут стайками, чтобы было теплее




Живут около людей



Им нужно помогать зимой




Летом живут в лесу

Не улетают в теплые края




Что ещё хотим узнать?




Что ещё хотим узнать?


Чем можно кормить птичек?



Как птички делают гнездышки?



Где зимующие птицы прячутся летом?




Как сделать самому кормушку?



Как и где добывают еду зимой?


Как зимуют птички?




Как помочь птичкам зимой?




Как можем найти ответы на наши вопросы?




Как можем найти ответы на наши вопросы?




Экскурсии, наблюдение




Спросить у взрослых



Узнать из фильмов, передач



Прочитать в книгах, в энциклопедии




Посмотреть в интернете




Второй этап «Сбор сведений»

  1. Изучение опыта проектной деятельности в работе с дошкольниками.

  2. Определение компетентности родителей по теме проекта и анализ результатов.

  3. Организация предметно-развивающей среды.

  4. Подбор информации из интернета, журналов, газет.

  5. Подбор литературы по теме проекта.

  6. Подбор видеоматериалов и иллюстраций.

  7. Подбор дидактических игр.

  8. Подготовка презентаций.

  9. Составление конспектов, сценариев.

  10. Подбор материалов для творческой деятельности детей.

  11. Организация встреч с родителями.

  12. Планирование детской деятельности.


Третий этап «Выбор проектов»



Выставка рисунков «Снегири на ветке»



Изготовление кормушек совместно с родителями







Участие в конкурсе «Всемирный день наблюдения за птицами»



Викторина «Зимующие птицы»







Поговорим о птицах







Создание лэпбука «Поговорим о птицах»


Участие педагогов в конкурсе фотографий «Жизнь пернатых зимой»


Акция по сбору корма для зимующих птиц, подкормка, наблюдение


Оформление книги загадок

«Пернатые друзья»



Четвертый этап «Реализация проектов»


Содержание работы

Участники

Сроки

1.

Анкетирование родителей «Что вы знаете о зимующих птицах?», анализ результатов

Родители, воспитатели

01.02.

2.

Консультация для родителей «Птицы – наши друзья»

Родители, воспитатели

03.02

3.

Беседы:

«Покормите птиц зимой»

«Как живут наши пернатые друзья зимой?»

«Кто заботится о птицах»

«Какую пользу приносят птицы?»

«Меню птиц»

«Как помочь птицам зимой?»

«Кто к кормушке прилетел?».

Дети, воспитатели

В течение проекта

4.

Виртуальная экскурсия «Зимующие птицы»

Дети, воспитатели

В течение проекта

5.

Чтение художественной литературы:

Чтение пословиц, поговорок, загадок.

Чтение и разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой!»

Чтение детям:

Н.Сладков«Волшебная полочка»,«Кусок

хлеба»

В.Бианки «Сумасшедшая птица», «Сова», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки»,

Г.Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Берегите птиц»,

М. Горький «Воробьишко»

З.Александрова«Новая столовая» И.Тургенев«Воробей»

А.Барков «Голоса леса»,

И. Поленов «Синичкины кладовки»

Воронкова «Птичьи кормушки»

Осеева «Сороки»,

В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»

Дети, воспитатели

В течение проекта

6.

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Кто как голос подает?» «Сосчитай птиц», «Большой–маленький», «Назови ласково», «Какой птицы не стало?», «Подбеги к птице, которую назову», «Скажи наоборот», «Много – мало»

«Чей хвост, чья голова?» «Чье это?»

Дети, воспитатели

В течение проекта

7.

Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока, журавлей и др.), из серии П.И.Чайковского «Времена года»

Дети, воспитатели

В течение проекта

8.

Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «Дети и птичка»

Дети, воспитатели

В течение проекта

9.

Выставка рисунков «Снегири на ветке».

Дети, воспитатели

06.02.

10.

Изготовление кормушек совместно с родителями

Дети, родители, воспитатели

06.02. – 10.02.

11.

Акция по сбору корма для зимующих птиц, подкормка, наблюдение

Дети, родители, воспитатели

06.02. – 10.02.

12.

Участие в конкурсе «Всемирный день наблюдения за птицами»

Дети, воспитатели

07.02.

13.

Создание лэпбука «Поговорим о птицах»

Дети, воспитатели

08.02.

14.

Участие педагогов в конкурсе фотографий «Жизнь пернатых зимой»

Воспитатели

09.02.

15.

Оформление книги загадок

«Пернатые друзья»

Дети, родители, воспитатели

10.02.

16.

Викторина «Зимующие птицы»

Дети, воспитатели

10.02.



Пятый этап «Презентация проектов»


Выставка рисунков «Снегири на ветке»



Изготовление кормушек совместно с родителями










Акция по сбору корма для зимующих птиц, подкормка, наблюдение за птицами на участке



Участие в конкурсе

«Всемирный день наблюдения за птицами»



Создание лэпбука «Поговорим о птицах»





Участие педагогов в конкурсе фотографий

«Жизнь пернатых зимой»


Оформление книги загадок «Пернатые друзья»






Приложения




Приложение №1

Анкета для родителей


«Что вы знаете о зимующих птицах»

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?_____________________________________________________________

2. В какое время суток насыпаете корм?________________________________

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе, около дома, в детском саду или другое)_____________________________________________

4. Чем кормите птиц?________________________________________________

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?________________

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?____________________________

7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?_________________________________________________________

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?______________

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?

__________________________________________________________________

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?________________________________________

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?_______________________________

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?___________________________________________________

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?_______________________________________

14. Вы принимали участие в экологической акции (изготовление кормушек и сбор корма для птиц) в рамках нашего детского сада?____________________


Приложение №2

Консультация для родителей


Консультация для родителей "Птицы – наши друзья".


В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, мы считаем, являются птицы.

С точки зрения экологии очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий.

При правильно организованной работе общение с птицами может способствовать формированию грамотного поведения детей в природе. С самого раннего возраста мы знакомим детей с обитателями уголка. Чаще всего малыши трудно отрываются от дома и от самых близких людей. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой игрушки, но и другим способом: например, общением с птицами.

Плачущего ребенка часто приводят в живой уголок. Пообщавшись ласково с птицей, ребенок, как правило, забывает, пусть порой и на короткое время, свои переживания. У него появляется интерес к объекту природы.

Очень важно, чтобы ребенок понял, что перед ним живое существо, и нужно сопереживать ему. Скажешь ребенку: «Посмотри, какая маленькая птичка, а ты у нас совсем большой!»; предложишь покормить птицу, и ребенок забывает обо всем, с интересом смотрит, как птица ест, прыгает с ветки на ветку.

Малышей знакомим вначале с изображение птиц на картинке, рассказываем об их внешнем облике, а затем вносим живой объект. И мы знакомимся с птицей поближе. В конце наблюдений применяем игровой прием, предложив детям показать, как летают птички. При повторном наблюдении обращаем внимание детей на то, как птичка прыгает, как поет. Используем потешки, песенки о птицах. Наблюдаем и в природе, на прогулке. После нескольких наблюдений дети научатся узнавать птицу.

В среднем возрасте проводим беседы о птицах. Читаем рассказы, демонстрируем иллюстрации. Для воспитания у детей бережного отношения и любви к птицам необходимо следить за тем, чтобы они систематически подкармливали птиц на участке. На прогулке проводим беседы о сравнительной величине птиц – например, вороны и воробья. Воробей чирикает, а ворона каркает. Знакомим с внешними признаками (глаза, клюв, ноги, крылья, перья).

Во время прогулок не всегда удается хорошо рассмотреть внешний вид птиц. Для уточнения представлений о внешнем виде рассматриваем живую птицу на занятиях в кабинете. Широко используем аудиозаписи с голосами птиц. Проводятся игры типа «Отгадай, чей голос прозвучал». Например, для сравнения детям дается голос домашней птицы (петуха) и воробья. Широко используются потешки, загадки, стихи.

В старших группах учим детей умению выделять и описывать словами характерные особенности птиц. Широко обращаем внимание на их внешний вид: какого цвета перья (на голове, груди, спине, хвосте); какие ноги, лапки; где их историческая родина; как птица сидит (обхватывает лапками жердочку); какой клюв; что птица делает клювом?

Сажаем овес для птиц на зелень. Каждую зиму делаем кормушки для птиц из бросового материала (пакетов от молока, пластиковых бутылок), привлекаем родителей к изготовлению кормушек.

Проводим беседы о декоративных птицах. Они приносят радость людям своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добыть корм не могут, и вся забота о них лежит на людях. Создаем с детьми все условия для того, чтобы они хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит природу.

Широко используем в своей работе решение кроссвордов, ребусов о птицах. Совместно с музыкальным руководителем проводим праздники «День Земли», «День птиц».

Знакомим детей с птицами, занесенными в «Красную книгу». Рассказываем им о том, что перья бывают пуховые и маховые. Широко используем тему птиц на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, ручному труду. Рассказываем о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому и изобрел много летательных аппаратов: парашют, дельтаплан, самолет, вертолет.

Широко используем в работе литературные произведения о птицах, игры – подвижные и дидактические. Используем в работе пословицы, высказывания, различные сравнения о птицах.

Итак, формирование у детей любви ко всему живому способствует и формированию нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.




Приложение №3

Викторина для детей


1 этап «Знакомство»


Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали себе названия.

  • Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

  • Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

  • Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

  • За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)


2 этап «Узнай птицу»


(собрать изображение птицы и назвать ее)


1)поползень обыкновенный

2)снегирь

3)щегол

4)свиристель

5)синица большая

6)синица хохлатая

7)сорока

8)московка

9)большой пёстрый дятел

10)сизый голубь


3 этап «Вопросы про птиц»


  1. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (Снегирь)

  2. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

  3. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка, хохлатая синица)

  4. В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)

  5. Когда температура тела воробья ниже — зимой или ле­том? (Температура тела воробья всегда одинакова).

  6. Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые)

  7. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

  8. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (дятел)

  9. Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)

  10. У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (у клеста)

  11. Народные названия какой птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька»? (сизый голубь)

  12. Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (б. синица)

  13. Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)

  14. Какая птица наших мест живет дольше всех?( Ворон живет 100 лет)

  15. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики? (Тетерева и рябчики прячутся под снегом).

  16. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему? В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно

  17. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (длинный клюв у дятла – примерно 15 см)


4 этап «Загадки»


Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ...(Воробей)


И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ...(Совы)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)


Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

чистым—

Кле! кле! кле!

Поет со свистом. (Клёст)


Кто в берете ярко-красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит .

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)


Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ... (Ворона)


Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь )

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока )



5 этап «Столовая»


  1. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

  2. Чем любит лакомиться зимой клёст? (семенами ели, сосны)

  3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

  4. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).

  5. Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел, б. синица)

  6. Какая птица за сутки съедает столько корма, сколько весит сама? (синица)

5 этап «Зимнее лакомство»
Командам необходимо расположить корм соответствующий птицам.


Воробей – крупа , хлеб, зерно, семечки, ягоды рябины.

Снегирь – ягоды рябины, семена еловых шишек, семечки арбуза, тыквы.

Клёст – кедровые орешки, семена шишек.

Голубь – пшено.

Синица – сало, семена подсолнечника.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Покормите птиц зимой» для детей средней группы

Автор: Клюг Нина Николаевна

Дата: 14.12.2025

Номер свидетельства: 679014


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства