Просмотр содержимого документа
«Проект "Маленькие чистюли"»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
Перепелицина Инга Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
«Чистота - лучшая красота» (народная поговорка)
Тип проекта: познавательно- игровой
Срок реализации проекта: долгосрочный
Возрастдетей: 1-3 года
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители
Принципы:
-системный подход;
-планомерность и не прерывность;
-развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип целенаправленности педагогического процесса,
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Актуальность проекта:
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания. Период раннего дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Для освоения культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, разработали и реализовали познавательно-игровой проект «Маленькие чистюли»
Цель:
Создание условий для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
Образовательные:
-обучать детей простейшим навыкам самообслуживания;
Развивающие:
-Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
- формировать представления о правилах личной гигиены;
- развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
-формировать простейшие навыки поведения за столом;
Воспитательные: - воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
-формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат:
- дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук;
-правильно пользуются мылом, аккуратно моют рук, самостоятельно намыливают их;
-вытирают лицо и руки после умывания, вешают полотенце на место;
-повторяют вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки
об умывании, сопровождая действия текстом
- активность разной степени в одевании и раздевании
- расширяется пассивный и активный словарь
Формы и методы работы:
- словесные:беседы, чтение художественной литературы;
- наглядные:рассматривание иллюстраций, картин по теме проекта, просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Маша растеряша»;
- практические методы: игровые ситуации, занятия, сюжетные, подвижные, дидактические игры, игры с водой.
Ожидаемый результат по проекту проекта:
для педагога:
- повысится компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности. для детей: - появится способность самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;
-овладеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
-научатся мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем;
-научаться самостоятельно есть ложкой, пользоваться салфеткой после еды;
-сформируется потребность в соблюдении опрятности в повседневной жизни.
Продукт проекта:
для детей: аппликация «Укрась платочек», лепка «Слепи мыло для зайчишки», уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
для педагога:
Составление картотеки игр и литературного материала по теме проекта;
Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН
5
Консультация: «Поведение малыша за столом»
Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН
6
Памятка: «Внешний вид малыша»
Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН
Основной этап:
1
Рассматривание картинок:
«Дети моют руки»
«Мама моет дочку»
Беседа по ним.
Закреплять навыки мытья рук и умывания.
Учить во время умывания не мочить одежду.
2
Дидактическое упражнение:
«Кукла Катя умывается»
Знакомство с алгоритмом деятельности при умывании
3
Подвижная игра
«Зайка серый умывается…»
Закреплять навыки мытья рук и умывания.
4
Чтение стихов и потешек:
«Ладушки, ладушки»
«Умница, Катенька»
«Гойда, гойда»
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
5
6
Рассматривание картинок:
«Дети моют руки» и беседа по ней.
Чтение потешки:
«Водичка, водичка…»
Дидактическое упражнение:
«Моем чисто руки и лицо»
Закреплять навыки мытья рук и умывания.
Учить во время умывания не мочить одежду.
Побуждать расчесывать короткие волосы.
Формирование умения правильно пользоваться мылом: аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться после умывания
7
Чтение:
«Хлюп-хлюп» С. Капутикян
«Лапки» Г. Лагздынь
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
8
Дидактическое упражнение:
«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Закреплять навыки мытья рук.
Учить во время умывания не мочить одежду.
9
Дидактическое упражнение:
«Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться»
«Покажем Винни-Пуху как вытирать руки и лицо полотенцем»
Чтение: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Аленушка» С. Благинина
Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки.
Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду.
Закреплять умение пользоваться носовым платком.
10
Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки».
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
11
12
Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Беседа: «Что бы быть здоровым надо…»
Игровая ситуация «Как мама учила Мишку правильно кушать»
Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки.
Формирование умения овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания
13
Дидактическое упражнение:
«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность
14
Чтение потешек:
«Идет коза рогатая…»
«Пошёл котик на торжок»
«Кисонька-мурысонька»
З. Александрова
«Вкусная каша»
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
15
Игровая ситуация:
«Как мишка учился кушать ложкой»
Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу, не оставлять её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.
16
Дидактическое упражнение:
«Кукла Катя села кушать»
Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать)
17
Игровая ситуация:
«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»
Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды.
18
Чтение:
«Кто скорее допьет»
С. Капутикян
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
19
Дидактическое упражнение:
«Кукла Маша села кушать»
Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать)
20
Чтение:
«Маша обедает»
С. Капутикян
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
21
Дидактическое упражнение:
«Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»
Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды.
22
Чтение потешки:
«Уж я Танюшечке пирог испеку…» Е. Благинина
«Аленушка»
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
23
24
Дидактическое упражнение:
«Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»
Игровая ситуация:
«Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке»
Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность
Продолжать учит застегивать пуговицы. Учить надевать носки, начиная с носка.
При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на спинку стула.
Учить вежливо выражать просьбу о помощи.
25
Чтение:
«Я сама»
И. Муравейка
«Чьи башмачки»
Н. Павлова
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
26
Дидактическое упражнение:
«Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек.
27
Дидактические упражнения:
«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»
«Научим мишку складывать одежду в раздевальном шкафчике»
Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду перед сном. Продолжать учить пользоваться различными видами застёжек.
28
Рассматривание картинок:
«Девочка чумазая»
«Девочка аккуратная»
Закреплять навыки мытья рук и умывания.
Учить во время умывания не мочить одежду.
Побуждать расчесывать короткие волосы.
29
Дидактическое упражнение:
«Оденем куклу на прогулку»
«Разденем куклу после прогулки»
Формирование умения у детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
30
Дидактическое упражнение:
«Туфельки поссорились –подружились»
Формирование умения у детей правильно и самостоятельно одевать и снимать обувь.
31
Чтение:
«Мой мишка»
З. Александрова
«Чьи башмачки» Н. Павлова
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
32
Игровая ситуация:
«Как петушок разбудил утром детей»
Дидактическое упражнение:
«Уложим куклу спать»
Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек.
Учить надевать обувь, колготки, с помощью взрослого вешать одежду в шкаф.
При раздевании перед сном побуждать снимать обувь, платье, рубашку, колготки. Правильно вешать на стул.
Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
33
Дидактическое упражнение:
«Покажем кукле (зайчику, мишку), где находятся наши вещи»
Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу.
34
Дидактическое упражнение:
«Сделаем из носочка гармошку»
Формирование умения у детей самостоятельно одевать и снимать носки в определенной последовательности.
35
Чтение потешек:
«Наша Маша маленькая»
З. Александрова
«Катя в яслях»
Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.
Заключительный этап:
Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки».
Актуализация компетенций детей группы в практическую деятельность.
Книжка - фотоотчет для родителей
Знакомство родителей с результатами реализации проекта.
Мини-экскурсия в прачечную детского сада
Формировать представление у детей о профессиях детского сада. Вызвать у детей чувство уважения к труду прачки.
-аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);
-при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;
- аккуратно складывают снятую одежду;
Родители:
- получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- укрепили связи между детским садом и семьёй.
Список литературы:
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – синтез, 2010г.
Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г.
Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.
Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева. – 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Стенгазета по проекту
Игры
"Водичка, водичка!"
Задача игры: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
"Сделаем лодочки"
Задача игры: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку:
"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
"Фонтанчики"
Задача игры: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенок.