Участники проекта: воспитанники младшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. От того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект «Маленькие чистюли»»
МБДОУ «Колокольчик»
Краткосрочный проект
«Маленькие чистюли»
(младшая группа «Оленята»)
Подготовила: воспитатель
Маликина А В
г Губкинский, 2023
Вид проекта: практический
Тип проекта: игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитанники младшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. От того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель:
Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
- аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);
- при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;
- аккуратно складывают снятую одежду;
- играют в сюжетные игры.
Родители:
- повысили знания для обеспечения успешного развития детей;
- получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- укрепили связи между детским садом и семьёй.
Список литературы:
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – синтез, 2010г.
Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г.
Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.
Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева. – 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Приложения
I. Беседа «Почему надо мыть руки с мылом »
Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур.
- Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
- Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
Ход беседы:
Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!
- Ребята, надо ли мыть руки? (ответы детей)
Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Нет. Почему?
Потому что микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)
В глубоком, чёрном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо днём и ночью,
Они детей не мытых ждут.
С не мытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он…
… Но только не надо бояться,
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого… .
Мыла!
Микробы живут везде: в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.
Микробы - это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.
Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).
Чтобы не заболеть, надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.
Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?
Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.
А чтобы избавиться от вредных микробов надо всегда мыть руки с мылом!
II. Настольная игра «Моем руки»
В игре используются картинки алгоритма умывания.
Цель игры: собрать картинки в правильной последовательности.
Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого
Ход занятия:
Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Поздоровайтесь с Катей. (ребята здороваются).
Читает отрывок из стихотворения А. Барто:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях – дорожки.
- Посмотрите, ребята, какие у Кати грязные руки. Что же нам делать? (Надо помыть кукле руки).
- Для того, чтобы помыть кукле руки, нам понадобится таз, мыло, полотенце.
Дети рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.
-- Ребята, что это? (показываю мыло). Мыло.
-- Правильно!
-- А для чего оно нам нужно? (Чтобы руки были чистые).
-- А для чего нам нужен таз? (Чтобы налить воду).
-- А для чего нам нужно полотенце? (Чтобы вытирать руки)
Для того чтобы вымыть руки надо сначала закатать рукава. (Показываю и рассказываю последовательную цепочку действий). Теперь нужно намочить руки куклы в тазике. Потом нам нужно намылить руки куклы мылом. Теперь мы сполоснем мыльные руки в воде. Руки кукле мы вымыли. А теперь мы вытираем руки полотенцем.
Сегодня мы с вами вымыли руки кукле Кате. А зачем мы моем руки? (Чтоб не болел животик).
Молодцы ребята! Кукла Катя вам говорит спасибо. Теперь она всегда будет мыть руки с мылом.
1V. НОД «Будем чистыми всегда»
Цель:
- Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа жизни.
Задачи:
- Закреплять у детей привычку мыть руки с мылом.
- Знать предметы личной гигиены (полотенце) и его местонахождение.
- Проявлять потребность к чистоте и опрятности.
Ход занятия:
Доброе утро ребята! Какое у нас настроение?
Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)
Да! (смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)
Воспитатель обращает внимание детей на грязное полотенце и говорит: «Кто не моет руки с мылом?
От среды и до среды
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы»
-- Ребята, покажите все свои руки, я посмотрю на того грязнулю, который испачкал полотенце. У вас руки чистые. Давайте поищем того, кто испачкал полотенце.
В сторонке сидит мишка (игрушка).
-- Так вот же он! Но ругать мы его не будем, а научим мыться с мылом.
Сначала отгадайте загадку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (вода)
-- А с водой вы дружите? Для чего нужна вода? ( умываться, пить, мыть посуду, полы, поливать цветы, готовить еду, стирать).
Пальчиковая гимнастика «Ах, вода, вода, вода…»
Теперь отгадайте следующую загадку:
«Белое, душистое, моет ручки чисто». (Мыло)
- Правильно, это мыло! Какое мыло? (душистое, белое)
.- Для чего нужно мыло? (мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь, уничтожать микробы).
У нас есть вода, мыло. Чего ещё не хватает?
« И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нем не забывает:
Взрослого, младенца
Вытрет … ( полотенце)».
- Ребята, а где мы умываемся? ( в умывальной комнате).
Мишка, а ты умеешь умываться? (Мишка лапой трет глаза и нос.)
Мишенька, не так надо умываться. Наши ребята сейчас покажут тебе как надо.
Сначала мы закатываем рукава. (Дети закатывают рукава)
Открываем кран, чтобы вода бежала тоненькой струйкой. А почему тоненькой струйкой? (чтобы вода не брызгала во все стороны). Подставляем руки под струю, намочим ладошки. Возьмём мыло и намылим ладошки до белой перчатки, круговыми растирающими движениями. После этого смываем мыло. Отжимаем руки, чтобы вода не стекала на пол, возьмём своё полотенце, насухо вытерем руки, повесим полотенце на место и закроем кран.
Видишь, Мишутка, наши дети всё знают и умеют.
А ты запомнил, как надо умываться?
Мишка показывает весь процесс мытья рук и вытирания
Мишутка, молодец! Ты все сделал правильно, и теперь стал таким же чистым как наши дети!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым
Трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
- Ребята, мы сегодня с вами научили Мишку правильно мыть руки и не пачкать полотенце. Постараться самим быть всегда аккуратными и чистыми.
Консультация для родителей
«Как приучить ребенка быть аккуратным «
Очень часто молодые мамы сталкиваются с тем, что дети от года и старше не осознают того, что нужно оставаться чистыми, расчесывать и укладывать волосы, стричь ногти. Нужно сразу сказать, что не стоит винить своего малыша в неаккуратности. В таком маленьком возрасте ему все интересно, его не устраивает то, что мешает заниматься познанием мира, а чаще всего попытки мамы расчесать малыша или запретить ему ползать по земле становятся именно преградой в его познании. Не стоит беспокоиться о неряшливости малыша в возрасте от года до двух с половиной лет, а поэтому не стоит заставлять малыша быть аккуратным, нужно превращать процесс умывания или чистки зубов в приятную игру, которая вскоре станет традицией и даже привычкой. Помните, что ребенок в скором времени будет брать пример с вашего поведения, он станет вашей копией не только в манере говорить, но и в отношении к своей внешности. Обратите внимание, когда мамы заботятся о себе, регулярно посещают салоны красоты и просто заботятся о том, чтобы хорошо выглядеть в любом возрасте, дети перенимают эту привычку. Поведение матери особенно важно для становления девочки, нужно с раннего возраста объяснять ребенку, что ухоженная внешность, чистая одежда — это не просто прихоть и нежелание мамы много стирать, а показатель красоты и воспитанности ребенка. Нужно отметить, что примерно в трехлетнем возрасте у ребенка возникает осознание того, что одежду, руки и лицо нужно сохранять чистыми. Интересно, что в этом возрасте ребенок почти болезненно воспринимает любую свою или постороннюю неряшливость. Во многих случаях ребенок это перерастает и начинает адекватно оценивать ситуацию, такое поведение приводит к нормальной чистоплотности. Если же вы начали замечать неряшливость и стабильную неаккуратность ребенка, нужно на своем примере показывать, как стоит ухаживать за своей внешностью. Девочек постарше можно даже взять в салоны красоты , чтобы дать почувствовать себя взрослее, ощутить свою женственность и привлекательность. Но не стоит увлекаться, ведь чрезмерное увлечение своей внешностью может привести к нарциссизму или к развитию комплексов. Не нужно зацикливаться на одной проблеме, постарайтесь в доступной форме объяснять своему ребенку прописные истины, при этом не забывая о том, что для малыша все это является настоящим открытием. Для ребенка родители — это своеобразный эталон поведения, и поэтому нужно постараться, чтобы этот пример был положительным.