Краткосрочный проект «Игрушки, сделанные своими руками»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Сусолина Н.В.
После проведения беседы об игрушках, которые в старину родители мастерили для своих детей, воспитанники подготовительной группы решили узнать, умеют ли делать игрушки члены их семей.
Родители не только поделились своими знаниями и воспоминаниями, но и с удовольствием откликнулись на предложение сделать вместе с детьми игрушки-самоделки.
Так началась работа над проектом, в ходе которого педагоги убедились, что использование самодельных игрушек в воспитательно-образовательной работе играет важную роль во всестороннем развитии дошкольника.
Актуальность проекта. Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что в условиях дошкольных учреждений недостаточно используются самодельные игрушки, хотя они вызывают у детей восторг, удивление, желание играть и общаться.
Вид проекта. Творческий, краткосрочный.
Цель. Пополнить предметно-развивающую среду игровыми пособиями, сделанными детьми и членами их семей.
Создать условия для развития творческой активности.
Развивать пространственное воображение, образное и логическое мышление, художественный вкус, коммуникативные навыки.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Предполагаемые результаты.
Вызвать интерес к самодельным игрушкам.
Укрепить детско-родительские отношения и взаимодействие со сверстниками в процессе изготовления игрушек и игр с ними.
Развить речь, творческие способности, конструктивные и изобразительные навыки.
Повысить уровень педагогической компетентности родителей.
План работы над проектом
Подготовительный этап.
Формирование проблемы, цели и задач проекта. Подготовка и проведение консультаций для родителей «Игрушка, сделанная своими руками». Вовлечение родителей в работу над проектом. Сбор информации об истории игрушек. (Дети и их родители, воспитатели.) Подбор материалов, посвящённых способам изготовления разных видов игрушек-самоделок. Помощь родителям в выборе моделей и материалов для изготовления игрушек.
Основной этап.
Проведение:
- бесед («История игрушки», «Моя любимая игрушка», «Моя первая игрушка»);
- словесных игр («Опиши игрушку по описанию», «Назови ласково», «Чудесный мешочек»);
- занятий по художественно-эстетическому развитию «Русские матрёшки»;
- занятий по познавательному развитию «Путешествие в прошлое»;
- физкультминуток, разминок, утренней гимнастики с использованием игрушек-самоделок;
- сюжетно-ролевых игр («Магазин игрушек», «Фабрика игрушек», «Игрушечное ателье»);
Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме. Составление рассказов: «Моя игрушка», «Игрушки нашей группы». Чтение и обсуждение произведений художественной литературы по теме: Б. Житков «Что я видел», С. Маршак «Мяч», А. Барто «Игрушки», В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Воронин «Настоящий тигр», «Храбрый клоун», «Мастер-озорник», «В старом сундуке». (Воспитатели и родители.)
Заключительный этап. Оформление выставки игрушек-самоделок. Проведение презентации игрушек, сделанных детьми и родителями.
Работа по проекту подтвердила:
- актуальность предложенной темы;
- необходимость более активного использования самодельных игрушек для всестороннего развития дошкольников;
- создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
-сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению игрушки;
-создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки.
Приложение.
Консультация для родителей
«ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ»
В течение всего периода дошкольного возраста ребенка привлекают образные игрушки. К четырем годам их применение разнообразно: помогают войти в роль, воспроизвести действия сказочного персонажа по сказке или другому литературному произведению. Действия детей пока слишком просты и элементарны (разговор со щенком, плачущий зайчик), поэтому необходимо помочь ему сделать игру более интересной и увлекательной. Например, предложите ребенку соотнести игрушку – персонаж с героем произведения, проговорить слова персонажа его голосом, произвести несложные действия, использовать другой персонаж. В результате дети образно – художественно развивают свои умственные способности в игровом моменте. У детей появляется желание не просто играть с персонажами, а самому воспроизводить их действия по сюжету и показывать другим. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимы; стимулирует развитие театрально – речевых способностей, а также организованности, порядка, инициативности.
Особую роль играют игрушки – самоделки, сделанные самим ребенком совместно с вами с заранее определенной игровой целью (герои сказок). Такие игрушки формируют у ребенка умение создавать и воплощать замысел, то есть развивают способность самовыражения. Для этого можно использовать любой подсобный материал, позволяющий мастерить несложные, но очень разнообразные, устойчивые игрушки, например, коробки из под молочных продуктов, полиэтиленовые бутылки. Предварительно вымойте, высушите данный материал; обтяните тканью, обклейте бумагой; дополните деталями из меха, кожи, ниток, пуговиц или из другого подсобного материала, передавая им определенный образ сказочного героя (дед, баба, волк, заяц и т. д.). Из варежек или перчаток также получаются оригинальные перчаточные игрушки. Из одноразовых тарелок: к обратной стороне тарелки прикрепите липкой лентой палочку-держалку, а с другой стороны с помощью аппликации изобразите лицо и волосы. Можно использовать бельевые прищепки – для этого, приклейте нарисованное лицо и одежду на прищепку, и вы получите маленький персонаж. А из катушки, просунув стержень сквозь дырку, покрыв платком и завязав тесемкой, что вы получите – замечательную куклу. Можно изготовить куклы-наперстки. Из шляпок желудей, колпачков из под помады. Наденьте их на пальцы и тут же начните обыгрывать ситуации, придумывая диалоги. Пальчики могут поговорить друг с другом, например: повстречал зайчика ёж: «Здравствуй, зайчик. Как живешь?» Игрушки из природного материала используются для настольного театра, а изготовить их можно из шишек, желудей, каштанов, коры, семян, косточек и так далее. Склеивать детали поделки лучше клеем ПВА. Например, из двух шишек, веточек и перьев можно сделать птичку; лисичку или бабу – ягу - из еловых шишек; поросенка – из желудей. Настольный театр с использованием игрушек из природного материала удобнее показывать на песке. Для этого необходим небольшой ящик высотой 10 см с морским песком. Предложите своему ребенку самому придумать и оформить декорацию к сказке на песке. Используйте для этого корни, кору, камушки, веточки растений. Если установить в песке емкость с водой, то персонажи смогут плавать на плотиках и лодочках из коры или щепок. Уважаемые родители, мне бы хотелось, чтобы в результате этой беседы вы поняли, что изготовление таких игрушек и игра с ними дает огромную возможность развитию творческих способностей у вашего ребенка, формирует у него навыки общения, способствует быстрому развитию моторики рук и воображения. Поэтому создавайте ребенку условия для таких игр, играйте вместе с ним, творите, фантазируйте. Вы получите огромное удовольствие, радость и любовь вашего ребенка.
Использованы материалы сайта: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2014/12/14/igrushki-svoimi-rukami Конспект НОД «Путешествие в прошлое куклы»
в подготовительной группе.
Цель: Развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем. Задачи: Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, умение работать в коллективе. Обучающие: Познакомить с разновидностями кукол разных времён; дать представление о прошлом, настоящем и будущем. Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, инициативность, общительность через создание игровых ситуаций. Ход:
Сегодня мы отправимся с вами в страну Кукляндию.
Как вы думаете, кто живёт в этой стране? (Куклы.)
Матрёшка (входя в группу). Здравствуйте, ребята!
- Ребята, кто это? (Матрёшка.)
Матрёшка. Как мне приятно, что вы меня узнали! А знаете, откуда я к вам приехала? Из волшебной страны Кукляндии. Там так много разных кукол.
Есть даже такие, которыми дети играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?
- Может, ты нам, Матрёшка, расскажешь, какие раньше были куклы?
Матрёшка. С удовольствием! Не только расскажу, но и покажу. Этих кукол мне в волшебной стране подарили, а покажу я вам их на слайдах. Давнымдавно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой, посмотрите (Слайд.)
- На что она похожа? Интересно играть с такой куклой?
Дети отвечают на вопросы.
Матрёшка. Да, она совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочна. Вот человек придумал другую куклу (Слайд.)
- Из чего она сделана? Как украшена?
Матрёшка. Это - глиняная кукла. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Что, например?
Дети отвечают на вопрос.
Матрёшка. Правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.
- Вскоре придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками. Они стали яркие и красивые. Эти куклы сохранились идо наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения. Что это за куклы? (Дымковские игрушки, богородские, филимоновские) А глиняной куклой удобно, интересно играть? Почему?
Дети отвечают на вопросы.
Матрёшка. Ребята, как вы думаете, какую куклу придумали потом?
Дети затрудняются с ответом.
Матрёшка. Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получалась кукла (Слайд.)
- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? (Интересно, но она непрочная.)
Матрёшка. Да, она легко ломается, её нельзя одеть, раздеть. Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (Слайд.)
- Ребята, почему она так называется? (Потому что сделана из ткани.)
Матрёшка. Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать – это значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Вот мамы и бабушки у вас вяжут, тоже получается ткань, но только трикотажная. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей – кукол.
- Ребята, может быть, вы сами догадаетесь, как шили тряпичную куклу?
Дети отвечают на вопрос.
Матрёшка. Молодцы! Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь чтонибудь мягкое и украшали. Тряпичная кукла быстро пачкалась, её нельзя раздеть, одеть. А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился из неё делать различные предметы.
- Какие предметы можно сделать из пластмассы?
Дети отвечают на вопрос.
Матрёшка. Молодцы! Вы много знаете. Из пластмассы можно сделать и куклу - пупсика, и большую куклу с искусственными волосами. Например, вот такую (Слайд.)
- Её можно купать, расчёсывать, одевать, раздевать. Человек придумал таких кукол, которые сами ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, голова поворачивается и наклоняется (Слайд.)
Что это за кукла? (Кукла Барби.) Матрёшка, про эту куклу наши ребята сами могут многое рассказать.
Дети описывают куклу и рассказывают всё, что они о ней знают.
Матрёшка. Молодцы! Об этой кукле вы всё знаете.
- А сейчас мы поиграем в игру «Расскажи всё по порядку». Рассказывать мы будем про кукол. А ты, Матрёшка, проверяй, как ребята всё запомнили. Физминутка « Игрушки» Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть (дети шагают на месте). Кукла-куколка, бай-бай, Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу). Флажок за палочку возьму, Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх). Скачет мячик как живой, Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол). Кубик к кубику кладем, Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, потом снова правый на левый, как будто это кубики). Сели мы в машины, Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле).
- Ребята, а давайте нарисуем для Матрёшки кукол будущего и подарим ей наши работы. Она отвезёт их своим подругам и расскажет о вас. Дети рисуют.
Рефлексия Ребята, вы сегодня побывали в большой и интересной стране Кукляндии. Увидели кукол разных времён. Что вы узнали нового? Чему научились? Кому бы вы хотели об этом рассказать? Кому бы хотели подарить свою куклу?