kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Этот славный День Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект "Этот славный День Победы" Цель:воспитание патриотизма у старших дошколников,чувства гордости за подвиг нашего народа в  Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Этот славный День Победы"»








Проект

«Этот славный День Победы!»


















Воспитатели д\с№1








1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.


2.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование патриотических чувств через взаимосвязь субъектов педагогического процесса.


3.ПРОБЛЕМА: углубить знания детей 5-7 лет о ВОВ: событиях, фактах, подвигах советских солдат, сформировать такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашистская Германия»; расширить знания детей об истории нашей страны.


Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

  2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

  3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

  4. Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.


4.ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:

Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.



5.ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Этот славный день Победы!» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками проекта стали дети, воспитатели и родители.

Формы реализации проекта: экскурсия, беседы, творческая деятельность (ручной труд, рисование, аппликация, литературно – музыкальная композиция), художественная литература, игры.


6.ВЫВОДЫ И ОТЧЕТ

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.


7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Основной реализация проекта.

Заключительный – подведение результатов, презентация работы над проектом


Участники проекта:

  • дети подготовительной группы;

  • воспитатели;

  • родители воспитанников

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный













Форма работы

Участники

Подготовительный этап

Постановка цели, определение формы работы.

Изучение методической литературы и сбор художественной литературы

Создание презентации

Составление сценария литературно-музыкальной композиции

Сбор информации, материала о Великой Отечественной Войне (песни, стихи, плакаты, показ настоящих наград).

Воспитатели





Дети, родители


Основной этап

НОД Социализация «9 Мая – День Победы»


НОД Коммуникация «Мой дедушка – ветеран ВОВ»

Дети, воспитатель

Чтение художественной литературы:

Рассказы о Великой Отечественной войне:

С.П.Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная»

В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»

В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»

Л.Кассиль «Твои защитники»

Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы»

Повесть - Б.П. Павлов «На безымянной сопке»

Сказка - Ю.Я.Яковлев «Как Сережа на войну ходил»

Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С.В. Михалков «Победа»





Дети, воспитатель, родители

Дидактическая игра «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ»

Дети, воспитатель


Цикл бесед о ВОВ:

«Родина – мать зовет!»

«Великие битвы»

«Дети войны»

«Музыка войны»


Дети, воспитатели

Рассматривание плакатов военных лет, фотографий, иллюстраций

Дети, воспитатели, родители




Художественное творчество:

Рисование «Война глазами детей»,

Аппликация - открытка «Фронтовое письмо».



Дети, родители

Дети, воспитатель

Слушание музыкальных произведений:

«Марш защитников Москвы» А.Сурков, Минута молчания,

«Катюша» М.Блантер, «Священная война» А.Александров,

«Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б.Окуджавы

Дети, воспитатель, родители

Заключительный этап

Выставка рисунков «Война глазами детей»

Экскурсия к Мемориалу «Памяти славы»

Воспитатель, дети, родители


Приложение


ЦИКЛ БЕСЕД О ВОВ

БЕСЕДА 1» «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

У каждой страны, у каждого наро­да бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тя­желые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех лю­дей и большая вера в то, что люби­мая Родина, Родина-мать, все преодо­леет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда нача­лась великая война. Ее назвали Отече­ственной, потому что нужно было за­щищать свое Отечество от врагов, ко­торые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? Ответы детей.

Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял че­ловек, захотевший отнять у других на­родов земли, города и села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшеб­ник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процвета­ния Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная вой­на, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

Звучит аудиозапись песни «Вста­вай, страна огромная» (муз. А. Алек­сандрова, ел. В. Аебедева-Кумача).

Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мир­ные селения посыпались бомбы, их ста­ли обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пы­тались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Вот как вспоми­нает о начале войны женщина, кото­рой было тогда всего 7 лет, почти как вам, ребята:

«В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс, увы, в первом классе мне не суждено было учиться, через год начала со второго. Но это про­изошло уже совсем в другой жизни, разделенной пропастью блокады. Мы с мамой жили в Детском Селе, тог­да говорили просто — Детское. На­чало войны запомнилось песней „Тучи над городом встали...", а над городом летнее голубое небо с легкими обла­ками, по которому летят самолеты. Очень-очень скоро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую зем­ляную траншею, убежищ поблизости не было. Уже в июле—августе жите­ли начали покидать юрод, ленинград­ский поезд брали штурмом. В толчее при отъезде меня столкнули с пер­рона под колеса поезда, показалось, что упала далеко вниз, но испугать­ся не успела, тут же меня подхвати­ли и вытащили чьи-то руки, втол­кнув затем в вагон. Через некоторое время мама ездила в брошенный дом за вещами. Рассказывала, что от раз­рывов снарядов стены ходили ходу­ном» («Долгий путь из войны», автор В. Левецкая.)


Нападение фашистов стало нео­жиданным для нашего народа, поэто­му врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стра­не передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На за­щиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для побе­ды!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.

Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был вы­пускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыть­ся, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погиб­ли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них воевали, чтобы при­близить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы тоже ушла на фронт и воевала до самой победы:

Нет, это не заслуга, а удача —

Стать девушке солдатом на войне,


Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!..

Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, кото­рые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли до­рогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые моло­дые солдаты, уезжая на войну, не зна­ли, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.

Приснилось мне, приснилось мне,

Как будто я на той войне.

Вдруг вижу — папа мой,

Такой смешной, такой худой

И совершенно не седой,

Среди разрывов и огня

Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, приснилось мне —

Я папу видел на войне.

Идет куда-то в сапогах,

Не на протезах — На ногах. П. Давыдов

Вот фотографии из ваших семей­ных альбомов, кто на них изображен, расскажите, ребята?

По желанию дети показывают фо­тографии и комментируют их.

Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солда­там. Бились они в страшных битвах, от­стаивая каждый кусочек родной земли.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.


Шел солдат, слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни,

Землю спасая, мир защищая,

Шел вперед солдат!

Спасали герои-воины не только свою землю, но и весь мир от фашистско­го нашествия. В следующей беседе мы с вами узнаем о великих битвах Отечественной войны и о тех подви­гах, которые совершали наши солда­ты. А сейчас послушайте «Балладу о солдате». Ее написали в тяжелые дни войны композитор В. Соловьев-Седой и поэт М. Матусовский.

Педагог включает аудиозапись с песней. После прослушивания песни об­менивается с детьми впечатлениями.

Примечание. Беседа может сопро­вождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих те­матику занятия.




БЕСЕДА 2. ВЕЛИКИЕ БИТВЫ


Перед беседой звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача). Педагог вспоминает с детьми основные моменты прошлой беседы.

Ребята, сегодня мы продолжим бе­седу о Великой Отечественной войне. Прежде чем рассказывать «вам о ве­ликих сражениях этой войны, я хочу спросить у вас, слышали ли вы такие названия: Брест, Москва, Курск, Ста­линград, Берлин?

Дети отвечают, педагог коммен­тирует их ответы.

Вы уже знаете, что когда враг на­ступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли. Первым городом на пути фашистов был неболь­шой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжа­лось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захва­чены, а защитники все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужествен­ными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачаль­никам. Давайте мы встанем и помол­чим, чтобы почтить беспримерную хра­брость защитников Бреста.

Минута молчания.

Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. Фаши­сты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэто­му на Москву рвалось множество гит­леровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но опять просчита­лись фашистские генералы. Они соби­рались закончить войну еще до осени, даже разработали специальный план «Барбаросса», по которому планировалось благодаря неожиданному нападе­нию очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор. Посмотрите на карту, дети.

Педагог показывает на карте, какие территории планировалось захватить.



Опять их планы сорвались. Наступи­ла зима, и хотя вражеские войска по­дошли очень близко к Москве, взять ее так и не удалось. Недалеко от Москвы стоит памятник героям-воинам из диви­зии, носящей имя генерала Панфило­ва. Из всей дивизии их осталось все­го 28 человек, но они сказали: «Вели­ка Россия, а отступать некуда — поза­ди Москва!» И не отступили! Благода­ря беспримерному мужеству наших во­инов враг так и не завоевал нашу сто­лицу, не удалось гитлеровским солда­там промаршировать по Красной пло­щади победным маршем.

Но надо сказать вам, ребята, что некоторые из них все-таки прошли по московским улицам, только не в ра­дость был тот марш. И знаете поче­му? Потому что по улицам Москвы в конце войны прошли колонны пленных фашистов, а жители столицы смотре­ли на них, оборванных и сломленных, пришедших завоевать чужую страну. Давайте послушаем «Марш защитни­ков Москвы». Музыку к нему написал композитор Борис Мокроусов, в сло­ва — поэт Александр Суриков. Эта песня помогла нашим солдатам бо­роться с врагом,

Звучит аудиозапись песни «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокро-усова, ел. А. Суркова).

Битва за Москву подняла дух все­го народа, но враг продолжал насту­пать, теперь он рвался к Волге, ве­ликой русской реке. Но на пути стоял Сталинград, город, за которым начина­лись степи и открывалась дорога к го­рам Кавказа. Враги решили захватить Сталинград. Его непрестанно бомби­ли, обстреливали из пушек, проводи­лись танковые атаки, горела сама зем­ля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города. Бывало даже так, что один этаж дома уже захватили фаши­сты, а на других этажах оборону про­должали держать наши бойцы.



В Волгограде, так теперь называет­ся Сталинград, поставлен памятник на том месте, где находился один из таких домов, дом Павлова. Так его назвали в честь сержанта Якова Павлова, который вместе с четырьмя бойцами удерживал здесь позиции, пока не подошло под­крепление. Вот как выглядел этот дом.


Педагог показывает фотографию или слайд с изображением разрушен­ного дома.

Благодаря огромному мужеству и стойкости наших бойцов фашисты не смогли захватить Сталинград. Огром­ная армия под командованием фельд­маршала Паулюса была взята в коль­цо, попал в плен и сам фельдмаршал. В память о той великой битве на высо­кой горе, на Малаховом кургане, воз­веден монумент Матери-Родине, соз­дан зал Славы, в котором на камен­ных плитах записаны имена погибших солдат и горит Вечный огонь.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Дети, представим, что мы находим­ся в этом зале, и споем песню «Веч­ный огонь».

Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, ел. А, Чи­бисовой).

Говоря о сражениях Великой Оте­чественной войны, нельзя не вспом­нить сражение на Курской дуге. Фа­шисты долго готовились к тому, чтобы под Курском выровнять линию фрон­та, которая огибала дугой наших сол­дат, и планировали взять в кольцо. Но этот план не удался, потому что но­чью немцев вдруг осветило мощными прожекторами, которые ослепили вра­жеских солдат. Они растерялись, нача­лась паника. И тут наша армия пошла в наступление. Битва была очень же­стокой, в ней сошлись тысячи танков. Но благодаря ночному наступлению, ко­торое рассчитал наш полководец мар­шал Георгий Жуков, победа досталась русским солдатам. Маршал Жуков был очень смелым, мужественным и талантливым


полководцем, он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фа­шистской Германии. Народ его назвал маршалом победы. Посмотрите на пор­трет Георгия Александровича.

Дети вместе с педагогом рассма­тривают портрет Г. Жуков.

В этой великой войне было много сражений. С каждым днем приближа­лась победа. Все ближе и ближе при­двигалась наша армия к городам врага.

Звучит аудиозапись песни «Эх, до­роги» (муз. А. Новикова, ел. А. Оша­нина).

Был когда-то на Руси великий пол­ководец Александр Невский, который сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» Так получи­лось и с гитлеровскими полчищами. В победу над ними верили даже во вре­мя самых жестоких боев: «Победу все представляли себе прежде всего взя­тием Берлина. Расстояние до побе­ды оценивали расстоянием до Бер­лина и временем, за которое Берлин будет взят. А то, что Берлин бу­дет взят, ни у кого не было сомне­ния. Ни в окопах Сталинграда, ни в боях на Курской дуге — не было со­мнения в том, что победа будет, и верили, что настанет время — бу­дет взят Берлин. И за этим после­дует объявление на всю страну, что наступила победа». (Из воспоминаний генерал-полковника , Евгения Алексан­дровича Сосновских «Моя жизнь в дет­ском доме»).

Как пришла к нам победа, о взя­тии Берлина мы поговорим в следую­щий беседе.

Примечание Беседа может сопро­вождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих те­матику занятия.



БЕСЕДА 3. ДЕТИ ВОЙНЫ

Перед началом беседы звучит ау­диозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».

Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые ма­ленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откро­ем страницы воспоминаний детей воен­ных лет. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. Вот вос­поминания маленькой девочки:

«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по ра­дио о начале войны. Я отлично пом­ню этот день и последние слова вы­ступавшего: „Браг будет разбит, по­беда будет за ними!" И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наиско­сок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случив­шимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас ска­зала: „А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?" И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы». («Мне заказали гроб», автор Г. П. Стукалова.)

Вы знаете, ребята, очень страш­но было всем — и взрослым, и де­тям, — когда начиналась обстрелы. Лю­дям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоу­бежищах. Все внимательно прислуши­вались: не летят ли самолеты, или на­чинала завывать сирена, и по ее зву­ку все быстрее бежали прятаться. Вот еще одно воспоминание девочки из го­рода Ленинграда:

«Все чаще при обстрелах спуска­лись в бомбоубежище — сырой под­вал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете ма­ленькой лампочки. Взрослые размыш­ляли: нужно ли всякий раз туда спу­скаться? Наступила осень. В тот день на мне было легкое пальтишко и какие-то теплые ботики, по тре­воге мы не успели добежать до под­вала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздал­ся оглушительный взрыв, я почувство­вала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем пролетела и целая дверь, по счастью нас не задев­шая. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас


выворо­чено вместе с рамой и лежит на се­редине комнаты. Нашу маленькую се­мью приютил Михайловский театр, выделивший под проживание подвал в хозяйственном дворе с условием, что при необходимости он будет служить одновременно бомбоубежищем. Всели­лись туда сразу несколько семей. На деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху — постели». («Дол­гий путь из воины», автор В. Левецкая.)

Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопре­ки страху под бомбами и взрывами до­бывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом еще одна ма­ленькая девочка:

«За Арном подтягивались наши во­йска. На улицах рвались мины. Выхо­дить стало опасно. Но, как говорится, голод не тетка — надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продовольственные резервы, мы от­правились на пристань, где, по слу­хам, стоял разбитый вагон с пшени­цей. Вагон разнесло снарядом, и пше­ница, перемешанная с углем, покры­вала железнодорожное полотно. Ме­сто простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высо­ком берегу, так и нашими — с ле­вого берега Арна. Надо было под об­стрелом подползти к россыпям пше­ницы. Насыпав ее в наволочку попо­лам с крошевом антрацита, мы дол­гими вечерами при свете свечи выби­рали зернышко за зернышком для ку­тьи — пшеничной каши. Нам с ма­мой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать не­сколько дней до прихода наших, вы­бивших немцев на десятый день ок­купации». («Двадцать второе июня со­рок первого: неоправданные ожида­ния», автор А. Чижов.)

«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами — теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали за­сады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодежь в Герма­нию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом:


«В мае 1942 года немцы собрали молодежь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам ру­ками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочи­нили грустную-прегрустную. Были в ней и такие слова.

Раньше ели сладости,

Сахар и изюм,

Будем кушать гвоздики

И шурум-бурум...

Привезли нас в Гамбург и распре­делили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электро­моторный завод Ханса Штиля. Каж­дой присвоили рабочий номер и выда­ли тряпочки со знаком „ost", которые велели пришить к одежде. Мой номер был „ost-6". Такой же номер значился и на моих нарах в бараке. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую про­волоку. Вместе с нами работали и не­мецкие женщины. Они трудились ста­рательно, чему учили и нас: „Работай­те медленно, но хорошо]" Они полу­чали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то отлынивал от работы, то по­падал на сутки в карцер узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагался получа­совой перерыв на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц-немок, развора­чивающих свои завтраки. Но они всег­да делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не по­мощь этих женщин, мы бы не выдер­жали и погибли от недоедания. Кор­мили нас только раз в день, после ра­боты. Обычно давали порцию шпина­та и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргари­на или ливерной, колбасы». («Помню не только плохое», автор Н. Д. Исако­ва (Панова), жительница деревни Под-кино. Источник: «За блокадным коль­цом: воспоминания» / Автор-составитель И. А. Иванова. — СПб.: ИПК «Вести», 2007. С. 27— 30.)


Педагог обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин.

Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, осо­бенно страдали дети без своих роди­телей, которые или погибли при бом­бежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близ­ких. Взрослые старались отвлечь де­тей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей, и для школь­ников, устраивали праздники. Вот та­кие воспоминания остались от пребы­вания в детском доме одного мальчи­ка, папа которого сражался на фронте:

«В детском доме я учился в пятом классе. Школа наша находилась в двух­этажном здании, рядом со спальным корпусом. Пока было тепло, учиться было не так трудно. Очень тяжело стало с наступлением холодов. В каж­дом классе топили железные печурки, как в спальном корпусе. Пока шли уро­ки, за печками следили ученики, но по­сле занятий в классе становилось хо­лодно. У каждого ученика была персо­нальная чернильница, которая храни­лась в парте. Когда дети приходили на занятия, то первым делом брали чернильницу и отогревали ее за пазу­хой так, чтобы можно было пользо­ваться чернилами. Контрольные рабо­ты писали в тетрадях, а в классе пи­сали на газетных листочках. Тетради сшивали из книжных листов и писали на белом поле между строк. Учебниками пользовались по очереди, догова­риваясь между собой. Иногда отдель­ные рассказы читали вслух для всего класса. Также коллективно учили сти­хотворения. После обеда занимались самоподготовкой». («Моя жизнь в дет­ском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, ко­нечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик:

«После окончания учебы детей на­правляли целыми отрядами на полевые работы — на прополку и окучивание. Это было самое тяжелое время, осо­бенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца ее не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли,


если ты отстаешь от „цепи". Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту про­полки. Всем хотелось, чтобы по окон­чании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за каче­ство». («Моя жизнь в детском доме», ав­тор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодежь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и до­бывал сведения о врагах, ведь малень­кий ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вме­сте с солдатами, и тогда его называ­ли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Ка­таевым. Солдаты заботились о своем питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказали ему настоя­щую форму. Этих ребят, конечно, ста­рались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное учи­лище. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном пол­ка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и со­вершать подвиги. Они остались в на­родной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, ко­торая называется «Орленок».

Педагог включает аудиозапись песни «Орленок» (муз. Я. Шведова, ел. В. Белого). После прослушивания проводится беседа.

Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, навер­ное, поняли, что каждый человек неза­висимо от возраста может быть и му­жественным, и смелым, а самое глав­ное — не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вы­расти именно такими, и тогда нашу Ро­дину никто и никогда не победит

Звучит аудиозапись песни «Орля­та учатся летать» (муз. А. Пахму­товой, ел. В. Добронравова).

Примечание. Для проведения бесе­ды, можно использовать не все тек­сты, выстраивая рассказ в соответ­ствии с собственной логикой.



БЕСЕДА 4. МУЗЫКА ВОЙНЫ

Как вы думаете, ребята, что прида­вало сил людям во время войны вы­держивать те тяжелые испытания, ко­торые она принесла?

Ответы детей.

Кроме силы духа, стремления защи­щать родную землю и веры в победу, буквально всем — и бойцам на фрон­те, и тем, кто ждал их с полей вой­ны, — поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утеша­ла в минуты печали, и поднимала на­строение в минуты отдыха. Во время войны родилось очень много песен, ко­торые не только были любимы тогда, мо и звучат до сих пор. Это были пес­ни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой, песни, которые напоминали о родных и близ­ок, ради которых надо было выжить.

Сегодня мы с вами тоже послушаем эта песни и попробуем понять и почув­ствовать настроение людей, слушавших их.

Начнем мы с песни, которая полю­билась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Ее сочинил композитор Никита Богословский на слева поэта Владимира Агатова для ки­нофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, ко­торый никак не получался. Тогда-то по предложению режиссера и была напи­сана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня за­звучала и в землянках, и на кораблях, ее исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она тро­гает сердца слушателей.

Звучит аудиозапись песни «Тем­ная ночь» (муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова).

Вы знаете, ребята, когда записы­вали эту песню на пластинку, то пер­вый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая ее. Только со второго раза получилась запись на пластинке.

Теперь мы прослушаем другую пес­ню, которая тоже была создана по за­казу, но уже не режиссера, а по распо­ряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было это нужно, спросите вы, разве у маршала не


было других забот? Ока­зывается, эта песня должна была вы­полнить настоящую боевую задачу: го­товилось наступление на врага в Кур­ском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных воен­ных действий не готовится. Вот ком­позитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, кото­рую мы сейчас послушаем. Она назы­вается «Случайный вальс».

Звучит аудиозапись песни «Слу­чайный вальс» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долматовского).

Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она еще до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где расска­зывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своем танке воевать с врагом на Дальнем Восто­ке. Песня родилась быстро, потому что ее слова, который сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композито­рам, братьям Покрасс, и они легко со­чинили к ним мелодию.

Звучит аудиозапись песни «Три тан­киста» (муз. бр. Покрасс, ел. Б. Ааскина).

Эту песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду Ее пели с особым чувством и в дни Великой Отечествен­ной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вот как расска­зывает об этом поэт М. Твардовский:

И, сменивши пальцы быстро,

Он, как будто на заказ,

Здесь повел о трех танкистах,

Трех товарищах рассказ.

Не про них ли слово в слово,


Не о том ли песня вся?

И потупились сурово

В шлемах кожаных друзья.

Свои песни были не только у танки­стов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рей­де», а написал ее живший в Ленингра­де композитор В. П. Соловьев-Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чурки-ным. Родилась эта песня в необыч­ных обстоятельствах. Вот как расска­зывает об этом поэт, которому вместе с Соловьевым-Седым пришлось рабо­тать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дым­кой. Невдалеке на рейде стоял ко­рабль. С него доносилась тихая му­зыка там кто-то играл на бая­не... Соловьев-Седой сидел молчали­вый и задумчивый. Когда мы отправ­лялись домой, он сказал: „Замечатель­ный вечер. Стоит песни". Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам компо­зитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подсту­пы к нашему городу, и его охватыва­ло горячее желание выразить в музы­ке их настроения и чувства». Послу­шаем эту песню, чтобы и нам проник­нуться этими настроениями.

Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Чуркина).

Сначала эта песня считалась не­достаточно бодрой и боевой и ее не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьева-Седого с бойцами на калининградском фронте он ее исполнил. Вот что рас­сказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать сорок, со второго купле­та начали мне подпевать. И я почув­ствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь... С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передава­лась из уст в уста, с одного фрон­та на другой. А когда она прозвучала в эфире, ее запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, летчики и ар­тиллеристы, пели защитники Сева­стополя по листовке, изданной в осаж­денном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на ме­сто своего рождения — в Ленинград. И не было,



кажется, дня, когда ее ме­лодия не звучала по радио в забло­кированном городе». Действительно, популярность «Вчера на рейде» была столь велика в годы войны, что появи­лись различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели:

Споемте, друзья, ведь завтра в полет,

Летим мы во вражеский тыл.

Споем веселей, пусть нам подпоет,

Кто песен родных не забыл.

Партизаны Крыма, судя по воспо­минаниям командира отряда И. Коз­лова в его книге «В Крымском подпо­лье», сочинили такие слова:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в горы, И ранней порой

Мелькнет за спиной

Зеленый мешок вещевой.

Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке — участнице освободительного движения. В дни героической обороны Севасто­поля, в 1942 году, там была издана ли­стовка с этой песней. Имя композито­ра Соловьева-Седого стало всенарод­но известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР. Да и до сих пор песня «Вечер на рейде» до­рога нам, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизглади­мый след в благодарной памяти народа.


И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, пред­ставил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непри­вычную для солдат, только что вы­шедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь... По­слал стихи старому товарищу, ком­позитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по ра­дио, как песня исполняется». Послу­шайте ее и скажите, что она вам на­поминает? Какой танцевальный жанр?

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского). После прослу­шивания педагог повторяет свой во­прос, дети отвечают.

Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человече­ского сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам компози­тор говорит об этом так: «В лириче­ских песнях, которые мы писали во время войны, хотелось дать возмож­ность солдату „пообщаться" с близ­кими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за триде­вять земель, в далеком тылу».

Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,



Но у всех она одна! 3. Александрова

Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом.


ВОЗЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ К ОБЕЛИСКУ














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Этот славный День Победы"

Автор: Семикина Виктория Михайловна

Дата: 24.05.2023

Номер свидетельства: 632369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Этот славный День Победы!""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt_etot_slavnyi_dien_pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "423055"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1498317936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Краткосрочный творческий проект    для детей   дошкольного возраста   «Этот славный День Победы!» "
    ["seo_title"] => string(97) "kratkosrochnyi-tvorchieskii-proiekt-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-etot-slavnyi-dien-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "125839"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415073785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Краткосрочный образовательный проект по теме: «День Победы»"
    ["seo_title"] => string(55) "kratkosrochnyi_obrazovatelnyi_proekt_po_teme_den_pobedy"
    ["file_id"] => string(6) "513680"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1559837033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Проект 9 мая в подготовительной к школе группе "
    ["seo_title"] => string(54) "proiekt-9-maia-v-podghotovitiel-noi-k-shkolie-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "117296"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412763569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Проект "Этот славный День Победы""
    ["seo_title"] => string(29) "proiektetotslavnyidienpobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "327635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463472033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства