Педагогический проект "Этот славный День Победы" Цель:воспитание патриотизма у старших дошколников,чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Этот славный День Победы"»
Проект
«Этот славный День Победы!»
Воспитатели д\с№1
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
2.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование патриотических чувств через взаимосвязь субъектов педагогического процесса.
3.ПРОБЛЕМА: углубить знания детей 5-7 лет о ВОВ: событиях, фактах, подвигах советских солдат, сформировать такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашистская Германия»; расширить знания детей об истории нашей страны.
Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
4.ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:
Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.
5.ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Этот славный день Победы!» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками проекта стали дети, воспитатели и родители.
Формы реализации проекта: экскурсия, беседы, творческая деятельность (ручной труд, рисование, аппликация, литературно – музыкальная композиция), художественная литература, игры.
6.ВЫВОДЫ И ОТЧЕТ
В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
Основной – реализация проекта.
Заключительный – подведение результатов, презентация работы над проектом
Участники проекта:
дети подготовительной группы;
воспитатели;
родители воспитанников
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный
Форма работы
Участники
Подготовительный этап
Постановка цели, определение формы работы.
Изучение методической литературы и сбор художественной литературы
Создание презентации
Составление сценария литературно-музыкальной композиции
Сбор информации, материала о Великой Отечественной Войне (песни, стихи, плакаты, показ настоящих наград).
Воспитатели
Дети, родители
Основной этап
НОД Социализация «9 Мая – День Победы»
НОД Коммуникация «Мой дедушка – ветеран ВОВ»
Дети, воспитатель
Чтение художественной литературы:
Рассказы о Великой Отечественной войне:
С.П.Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная»
У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех людей и большая вера в то, что любимая Родина, Родина-мать, все преодолеет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда началась великая война. Ее назвали Отечественной, потому что нужно было защищать свое Отечество от врагов, которые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? Ответы детей.
Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, захотевший отнять у других народов земли, города и села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшебник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процветания Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная война, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.
Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, ел. В. Аебедева-Кумача).
Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Вот как вспоминает о начале войны женщина, которой было тогда всего 7 лет, почти как вам, ребята:
«В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс, увы, в первом классе мне не суждено было учиться, через год начала со второго. Но это произошло уже совсем в другой жизни, разделенной пропастью блокады. Мы с мамой жили в Детском Селе, тогда говорили просто — Детское. Начало войны запомнилось песней „Тучи над городом встали...", а над городом летнее голубое небо с легкими облаками, по которому летят самолеты. Очень-очень скоро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую земляную траншею, убежищ поблизости не было. Уже в июле—августе жители начали покидать юрод, ленинградский поезд брали штурмом. В толчее при отъезде меня столкнули с перрона под колеса поезда, показалось, что упала далеко вниз, но испугаться не успела, тут же меня подхватили и вытащили чьи-то руки, втолкнув затем в вагон. Через некоторое время мама ездила в брошенный дом за вещами. Рассказывала, что от разрывов снарядов стены ходили ходуном» («Долгий путь из войны», автор В. Левецкая.)
Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стране передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На защиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для победы!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.
Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был выпускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыться, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погибли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них воевали, чтобы приблизить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы тоже ушла на фронт и воевала до самой победы:
Нет, это не заслуга, а удача —
Стать девушке солдатом на войне,
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!..
Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли дорогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые молодые солдаты, уезжая на войну, не знали, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.
Приснилось мне, приснилось мне,
Как будто я на той войне.
Вдруг вижу — папа мой,
Такой смешной, такой худой
И совершенно не седой,
Среди разрывов и огня
Идет, не зная про меня.
Приснилось мне, приснилось мне —
Я папу видел на войне.
Идет куда-то в сапогах,
Не на протезах — На ногах. П. Давыдов
Вот фотографии из ваших семейных альбомов, кто на них изображен, расскажите, ребята?
По желанию дети показывают фотографии и комментируют их.
Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солдатам. Бились они в страшных битвах, отстаивая каждый кусочек родной земли.
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового шел солдат.
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая, мир защищая,
Шел вперед солдат!
Спасали герои-воины не только свою землю, но и весь мир от фашистского нашествия. В следующей беседе мы с вами узнаем о великих битвах Отечественной войны и о тех подвигах, которые совершали наши солдаты. А сейчас послушайте «Балладу о солдате». Ее написали в тяжелые дни войны композитор В. Соловьев-Седой и поэт М. Матусовский.
Педагог включает аудиозапись с песней. После прослушивания песни обменивается с детьми впечатлениями.
Примечание. Беседа может сопровождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих тематику занятия.
БЕСЕДА 2. ВЕЛИКИЕ БИТВЫ
Перед беседой звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача). Педагог вспоминает с детьми основные моменты прошлой беседы.
Ребята, сегодня мы продолжим беседу о Великой Отечественной войне. Прежде чем рассказывать «вам о великих сражениях этой войны, я хочу спросить у вас, слышали ли вы такие названия: Брест, Москва, Курск, Сталинград, Берлин?
Дети отвечают, педагог комментирует их ответы.
Вы уже знаете, что когда враг наступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли. Первым городом на пути фашистов был небольшой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжалось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захвачены, а защитники все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужественными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачальникам. Давайте мы встанем и помолчим, чтобы почтить беспримерную храбрость защитников Бреста.
Минута молчания.
Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. Фашисты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэтому на Москву рвалось множество гитлеровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но опять просчитались фашистские генералы. Они собирались закончить войну еще до осени, даже разработали специальный план «Барбаросса», по которому планировалось благодаря неожиданному нападению очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор. Посмотрите на карту, дети.
Педагог показывает на карте, какие территории планировалось захватить.
Опять их планы сорвались. Наступила зима, и хотя вражеские войска подошли очень близко к Москве, взять ее так и не удалось. Недалеко от Москвы стоит памятник героям-воинам из дивизии, носящей имя генерала Панфилова. Из всей дивизии их осталось всего 28 человек, но они сказали: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» И не отступили! Благодаря беспримерному мужеству наших воинов враг так и не завоевал нашу столицу, не удалось гитлеровским солдатам промаршировать по Красной площади победным маршем.
Но надо сказать вам, ребята, что некоторые из них все-таки прошли по московским улицам, только не в радость был тот марш. И знаете почему? Потому что по улицам Москвы в конце войны прошли колонны пленных фашистов, а жители столицы смотрели на них, оборванных и сломленных, пришедших завоевать чужую страну. Давайте послушаем «Марш защитников Москвы». Музыку к нему написал композитор Борис Мокроусов, в слова — поэт Александр Суриков. Эта песня помогла нашим солдатам бороться с врагом,
Звучит аудиозапись песни «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокро-усова, ел. А. Суркова).
Битва за Москву подняла дух всего народа, но враг продолжал наступать, теперь он рвался к Волге, великой русской реке. Но на пути стоял Сталинград, город, за которым начинались степи и открывалась дорога к горам Кавказа. Враги решили захватить Сталинград. Его непрестанно бомбили, обстреливали из пушек, проводились танковые атаки, горела сама земля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города. Бывало даже так, что один этаж дома уже захватили фашисты, а на других этажах оборону продолжали держать наши бойцы.
В Волгограде, так теперь называется Сталинград, поставлен памятник на том месте, где находился один из таких домов, дом Павлова. Так его назвали в честь сержанта Якова Павлова, который вместе с четырьмя бойцами удерживал здесь позиции, пока не подошло подкрепление. Вот как выглядел этот дом.
Педагог показывает фотографию или слайд с изображением разрушенного дома.
Благодаря огромному мужеству и стойкости наших бойцов фашисты не смогли захватить Сталинград. Огромная армия под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в кольцо, попал в плен и сам фельдмаршал. В память о той великой битве на высокой горе, на Малаховом кургане, возведен монумент Матери-Родине, создан зал Славы, в котором на каменных плитах записаны имена погибших солдат и горит Вечный огонь.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Дети, представим, что мы находимся в этом зале, и споем песню «Вечный огонь».
Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, ел. А, Чибисовой).
Говоря о сражениях Великой Отечественной войны, нельзя не вспомнить сражение на Курской дуге. Фашисты долго готовились к тому, чтобы под Курском выровнять линию фронта, которая огибала дугой наших солдат, и планировали взять в кольцо. Но этот план не удался, потому что ночью немцев вдруг осветило мощными прожекторами, которые ослепили вражеских солдат. Они растерялись, началась паника. И тут наша армия пошла в наступление. Битва была очень жестокой, в ней сошлись тысячи танков. Но благодаря ночному наступлению, которое рассчитал наш полководец маршал Георгий Жуков, победа досталась русским солдатам. Маршал Жуков был очень смелым, мужественным и талантливым
полководцем, он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фашистской Германии. Народ его назвал маршалом победы. Посмотрите на портрет Георгия Александровича.
Дети вместе с педагогом рассматривают портрет Г. Жуков.
В этой великой войне было много сражений. С каждым днем приближалась победа. Все ближе и ближе придвигалась наша армия к городам врага.
Звучит аудиозапись песни «Эх, дороги» (муз. А. Новикова, ел. А. Ошанина).
Был когда-то на Руси великий полководец Александр Невский, который сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» Так получилось и с гитлеровскими полчищами. В победу над ними верили даже во время самых жестоких боев: «Победу все представляли себе прежде всего взятием Берлина. Расстояние до победы оценивали расстоянием до Берлина и временем, за которое Берлин будет взят. А то, что Берлин будет взят, ни у кого не было сомнения. Ни в окопах Сталинграда, ни в боях на Курской дуге — не было сомнения в том, что победа будет, и верили, что настанет время — будет взят Берлин. И за этим последует объявление на всю страну, что наступила победа». (Из воспоминаний генерал-полковника , Евгения Александровича Сосновских «Моя жизнь в детском доме»).
Как пришла к нам победа, о взятии Берлина мы поговорим в следующий беседе.
Примечание Беседа может сопровождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих тематику занятия.
БЕСЕДА 3. ДЕТИ ВОЙНЫ
Перед началом беседы звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».
Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые маленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откроем страницы воспоминаний детей военных лет. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. Вот воспоминания маленькой девочки:
«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по радио о начале войны. Я отлично помню этот день и последние слова выступавшего: „Браг будет разбит, победа будет за ними!" И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наискосок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случившимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас сказала: „А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?" И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы». («Мне заказали гроб», автор Г. П. Стукалова.)
Вы знаете, ребята, очень страшно было всем — и взрослым, и детям, — когда начиналась обстрелы. Людям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоубежищах. Все внимательно прислушивались: не летят ли самолеты, или начинала завывать сирена, и по ее звуку все быстрее бежали прятаться. Вот еще одно воспоминание девочки из города Ленинграда:
«Все чаще при обстрелах спускались в бомбоубежище — сырой подвал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете маленькой лампочки. Взрослые размышляли: нужно ли всякий раз туда спускаться? Наступила осень. В тот день на мне было легкое пальтишко и какие-то теплые ботики, по тревоге мы не успели добежать до подвала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздался оглушительный взрыв, я почувствовала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем пролетела и целая дверь, по счастью нас не задевшая. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас
выворочено вместе с рамой и лежит на середине комнаты. Нашу маленькую семью приютил Михайловский театр, выделивший под проживание подвал в хозяйственном дворе с условием, что при необходимости он будет служить одновременно бомбоубежищем. Вселились туда сразу несколько семей. На деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху — постели». («Долгий путь из воины», автор В. Левецкая.)
Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопреки страху под бомбами и взрывами добывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом еще одна маленькая девочка:
«За Арном подтягивались наши войска. На улицах рвались мины. Выходить стало опасно. Но, как говорится, голод не тетка — надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продовольственные резервы, мы отправились на пристань, где, по слухам, стоял разбитый вагон с пшеницей. Вагон разнесло снарядом, и пшеница, перемешанная с углем, покрывала железнодорожное полотно. Место простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высоком берегу, так и нашими — с левого берега Арна. Надо было под обстрелом подползти к россыпям пшеницы. Насыпав ее в наволочку пополам с крошевом антрацита, мы долгими вечерами при свете свечи выбирали зернышко за зернышком для кутьи — пшеничной каши. Нам с мамой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать несколько дней до прихода наших, выбивших немцев на десятый день оккупации». («Двадцать второе июня сорок первого: неоправданные ожидания», автор А. Чижов.)
«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами — теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодежь в Германию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом:
«В мае 1942 года немцы собрали молодежь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам руками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочинили грустную-прегрустную. Были в ней и такие слова.
Раньше ели сладости,
Сахар и изюм,
Будем кушать гвоздики
И шурум-бурум...
Привезли нас в Гамбург и распределили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электромоторный завод Ханса Штиля. Каждой присвоили рабочий номер и выдали тряпочки со знаком „ost", которые велели пришить к одежде. Мой номер был „ost-6". Такой же номер значился и на моих нарах в бараке. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую проволоку. Вместе с нами работали и немецкие женщины. Они трудились старательно, чему учили и нас: „Работайте медленно, но хорошо]" Они получали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то отлынивал от работы, то попадал на сутки в карцер — узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагался получасовой перерыв на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц-немок, разворачивающих свои завтраки. Но они всегда делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не помощь этих женщин, мы бы не выдержали и погибли от недоедания. Кормили нас только раз в день, после работы. Обычно давали порцию шпината и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргарина или ливерной, колбасы». («Помню не только плохое», автор Н. Д. Исакова (Панова), жительница деревни Под-кино. Источник: «За блокадным кольцом: воспоминания» / Автор-составитель И. А. Иванова. — СПб.: ИПК «Вести», 2007. С. 27— 30.)
Педагог обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин.
Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, особенно страдали дети без своих родителей, которые или погибли при бомбежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близких. Взрослые старались отвлечь детей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей, и для школьников, устраивали праздники. Вот такие воспоминания остались от пребывания в детском доме одного мальчика, папа которого сражался на фронте:
«В детском доме я учился в пятом классе. Школа наша находилась в двухэтажном здании, рядом со спальным корпусом. Пока было тепло, учиться было не так трудно. Очень тяжело стало с наступлением холодов. В каждом классе топили железные печурки, как в спальном корпусе. Пока шли уроки, за печками следили ученики, но после занятий в классе становилось холодно. У каждого ученика была персональная чернильница, которая хранилась в парте. Когда дети приходили на занятия, то первым делом брали чернильницу и отогревали ее за пазухой так, чтобы можно было пользоваться чернилами. Контрольные работы писали в тетрадях, а в классе писали на газетных листочках. Тетради сшивали из книжных листов и писали на белом поле между строк. Учебниками пользовались по очереди, договариваясь между собой. Иногда отдельные рассказы читали вслух для всего класса. Также коллективно учили стихотворения. После обеда занимались самоподготовкой». («Моя жизнь в детском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)
Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, конечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик:
«После окончания учебы детей направляли целыми отрядами на полевые работы — на прополку и окучивание. Это было самое тяжелое время, особенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца ее не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли,
если ты отстаешь от „цепи". Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту прополки. Всем хотелось, чтобы по окончании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за качество». («Моя жизнь в детском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)
Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодежь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Катаевым. Солдаты заботились о своем питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказали ему настоящую форму. Этих ребят, конечно, старались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное училище. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном полка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и совершать подвиги. Они остались в народной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, которая называется «Орленок».
Педагог включает аудиозапись песни«Орленок» (муз. Я. Шведова, ел. В. Белого). После прослушивания проводится беседа.
Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное — не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит
Звучит аудиозапись песни «Орлята учатся летать» (муз. А. Пахмутовой, ел. В. Добронравова).
Примечание. Для проведения беседы, можно использовать не все тексты, выстраивая рассказ в соответствии с собственной логикой.
БЕСЕДА 4. МУЗЫКА ВОЙНЫ
Как вы думаете, ребята, что придавало сил людям во время войны выдерживать те тяжелые испытания, которые она принесла?
Ответы детей.
Кроме силы духа, стремления защищать родную землю и веры в победу, буквально всем — и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, — поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утешала в минуты печали, и поднимала настроение в минуты отдыха. Во время войны родилось очень много песен, которые не только были любимы тогда, мо и звучат до сих пор. Это были песни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой, песни, которые напоминали о родных и близок, ради которых надо было выжить.
Сегодня мы с вами тоже послушаем эта песни и попробуем понять и почувствовать настроение людей, слушавших их.
Начнем мы с песни, которая полюбилась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Ее сочинил композитор Никита Богословский на слева поэта Владимира Агатова для кинофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, который никак не получался. Тогда-то по предложению режиссера и была написана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня зазвучала и в землянках, и на кораблях, ее исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она трогает сердца слушателей.
Звучит аудиозапись песни «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова).
Вы знаете, ребята, когда записывали эту песню на пластинку, то первый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая ее. Только со второго раза получилась запись на пластинке.
Теперь мы прослушаем другую песню, которая тоже была создана по заказу, но уже не режиссера, а по распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было это нужно, спросите вы, разве у маршала не
было других забот? Оказывается, эта песня должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. Вот композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, которую мы сейчас послушаем. Она называется «Случайный вальс».
Звучит аудиозапись песни «Случайный вальс» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долматовского).
Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она еще до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где рассказывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своем танке воевать с врагом на Дальнем Востоке. Песня родилась быстро, потому что ее слова, который сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композиторам, братьям Покрасс, и они легко сочинили к ним мелодию.
Звучит аудиозапись песни «Три танкиста» (муз. бр. Покрасс, ел. Б. Ааскина).
Эту песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду Ее пели с особым чувством и в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вот как рассказывает об этом поэт М. Твардовский:
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся?
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
Свои песни были не только у танкистов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рейде», а написал ее живший в Ленинграде композитор В. П. Соловьев-Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чурки-ным. Родилась эта песня в необычных обстоятельствах. Вот как рассказывает об этом поэт, которому вместе с Соловьевым-Седым пришлось работать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка — там кто-то играл на баяне... Соловьев-Седой сидел молчаливый и задумчивый. Когда мы отправлялись домой, он сказал: „Замечательный вечер. Стоит песни". Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам композитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, и его охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства». Послушаем эту песню, чтобы и нам проникнуться этими настроениями.
Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Чуркина).
Сначала эта песня считалась недостаточно бодрой и боевой и ее не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьева-Седого с бойцами на калининградском фронте он ее исполнил. Вот что рассказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать — сорок, со второго куплета начали мне подпевать. И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь... С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, с одного фронта на другой. А когда она прозвучала в эфире, ее запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, летчики и артиллеристы, пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осажденном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения — в Ленинград. И не было,
кажется, дня, когда ее мелодия не звучала по радио в заблокированном городе». Действительно, популярность «Вчера на рейде» была столь велика в годы войны, что появились различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели:
Споемте, друзья, ведь завтра в полет,
Летим мы во вражеский тыл.
Споем веселей, пусть нам подпоет,
Кто песен родных не забыл.
Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В Крымском подполье», сочинили такие слова:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы, И ранней порой
Мелькнет за спиной
Зеленый мешок вещевой.
Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке — участнице освободительного движения. В дни героической обороны Севастополя, в 1942 году, там была издана листовка с этой песней. Имя композитора Соловьева-Седого стало всенародно известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР. Да и до сих пор песня «Вечер на рейде» дорога нам, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизгладимый след в благодарной памяти народа.
И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь... Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песня исполняется». Послушайте ее и скажите, что она вам напоминает? Какой танцевальный жанр?
Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского). После прослушивания педагог повторяет свой вопрос, дети отвечают.
Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человеческого сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам композитор говорит об этом так: «В лирических песнях, которые мы писали во время войны, хотелось дать возможность солдату „пообщаться" с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу».
Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! 3. Александрова
Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом.